Понятие и основные типы конфликтов в организациях
Одной из сложных сфер социальных отношений являются отношения в организациях, коллективах, в частности управленческие отношения. Они возникают в процессе осуществления функций управления в различных сферах социальной действительности — экономике, политике, социальной и духовной жизни. Управленческие отношения складываются в любой социальной группе и организации. Управление как один из самых сложных видов социальных отношений сопряжено с множеством проблем и противоречий, которые создают предпосылки для конфликтов в этой сфере.
По составу сторон конфликты, возникающие в организациях, можно разделить на три категории:
§ личность—личность (межличностные),
§ группа—группа (межгрупповые),
§ группа—личность.
По направленности конфликты делятся на горизонтальные, вертикальные, смешанные. К горизонтальным относятся такие конфликты, в которых не участвуют лица, находящиеся друг у друга в подчинении. К вертикальным — те, в которых участвуют лица, находящиеся один у другого в подчинении. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные и горизонтальные составляющие.
На конфликты, имеющие вертикальную составляющую (т.е. вертикальные и смешанные конфликты), приходится в среднем от 70 до 80% их числа. Они наиболее нежелательны для руководителя, ведь руководитель, участвуя в этом конфликте, «связан по рукам и ногам». Ибо каждое действие и распоряжение в данном случае рассматривается всеми сотрудниками (а особенно участниками конфликта) через призму этого конфликта. И даже в случае полной объективности руководителя они будут в любом его шаге видеть происки по отношению к его оппонентам. А поскольку информированности подчиненным нередко недостает, чтобы правильно оценить действия руководства, то недопонимание с лихвой компенсируется, как правило, домыслами, преимущественно негативного свойства. Тем самым конфликт углубляется. Ясно, что чрезвычайно трудно работать в таких условиях, когда каждое распоряжение может вести к углублению конфликта. Уже из этого предварительного рассмотрения понятны некоторые установки руководителя: наибольшую осторожность проявлять по отношению к вертикальным конфликтам (стараться погасить в зародыше).
По сфере разрешения конфликтов можно их подразделять на те, что разрешаются в деловой сфере, и те, что разрешаются в личностно-эмоциональной сфере (рис. 2.1). Конструктивные конфликты имеют объективные причины. Деструктивные конфликты своими причинами могут иметь как объективные, так и субъективные факторы. Разрешаться конструктивные конфликты должны как в деловой, так и в личностно-эмоциональной сфере. Дело в том, что конструктивный конфликт, порожденный объективными причинами, в процессе его разрешения (что весьма длительно по времени) вызывает напряженные отношения между участниками этого конфликта. Поэтому полное разрешение конфликта должно означать как реакцию на объективные причины, так и устранение возникающих личных неприязненных отношений.
К конструктивным конфликтам как правило приводят недостатки в организации производства и управления, например: недовольство оплатой труда; несоответствие прав и обязанностей; неритмичность работы (простои, вынужденные отпуска); неудобный график работы; упущения в технологии (особенно те, от которых страдает заработок работника, причем не по его вине); необеспеченность заданий ресурсами (в частности, перебои в обеспечении сырьем, материалами, комплектующими); отсутствие четкости в распределении обязанностей, и т.д.
Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъективными причинами, к которые обусловлены неправильными действиями руководителя или подчиненных. Чаще всего деструктивные конфликты возникают при неправильных действиях и подчиненных и руководителя.
Так уж устроены многие из нас, что прежде всего ошибки видим у других, а не у себя. Но руководитель является тем, кому по должности положено помогать подчиненным исправлять их ошибки.
Можно выделить некоторые типы конфликтных ситуаций в сфере управления (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Типы конфликтных ситуаций в сфере управления
Характер конфликтной ситуации | Проявления |
Недобросовестное исполнение обязанностей | Нарушение трудовой дисциплины. Брак в работе |
Неудовлетворительный стиль управления | Ошибки в подборе и расстановке кадров. Ошибки в организации контроля. Просчеты в планировании. Нарушение этики общения |
Неадекватное представление о конкретных ситуациях | Неправильные оценки, суждения о действиях других субъектов социального взаимодействия. Ошибки в выводах относительно конкретных ситуаций |
Индивидуально-психологические особенности личности | Нарушение принятых в социальной группе правил взаимоотношений. Нарушение этики общения |
Низкая профессиональная подготовка | Брак в работе. Неспособность принять адекватное решение |