Техника латиноамериканского танца в единичных действиях
В этом разделе я приведу описание самой концепции единичных действий, описание единичных действий и пояснения их функциональной обоснованности.
За основу этого раздела я беру текст, составленный для брошюры к одноименному учебному фильму, выпущенному нами совместно со студией «Эста-Видео».
Методика, которую мы предлагаем, не несет в себе принципиально новой информации по технике латиноамериканского спортивного танца, однако в ней собран и организован определенным образом опыт тренерской и тренировочной работы с ведущими европейскими педагогами в этой области.
Наш методический подход основан так же на методиках преподавания хореографии и гимнастики, созданных десятилетиями успешной работы российских педагогов.
Основным отличием этой методики от других способов преподавания латиноамериканского танца является четкое разделение методической работы на этапы сложности, позволяющее выстраивать грамотное движение, начиная с первых же лет занятий спортивным танцем.
Нельзя исключить из внимания тот факт, что ведущие российские педагоги тоже поэтапно выстраивают свою работу с танцорами, однако принцип уровня сложности, по которому выстраивается предлагаемая информация, принципиально отличается от нашего подхода.
До сих пор система преподавания латиноамериканского танца строится по вышеописанному принципу преподавания в группах «соушл-дэнс», где работа строится от «общего к частному»: сначала разучивание фигур и схем, а затем постепенное углубление в детализацию, где каждый новый слой информации мало связан с предыдущим и подается как нечто принципиально новое. Плюс к этому параллельно – новые фигуры, артистизм, понятия ритма и пр. С каждым новым этапом по этой системе усложняется и увеличивается количество деталей, над которыми работает танцор, и которые не представляют в сумме единой системы взаимозависимых понятий.
Мы предлагаем отталкиваться от опыта хореографов и гимнастов, где изначально работа тренера строится таким образом, чтобы добиться максимального качества от единичных действий исполнителя и взаимосвязанности между ними, и уже затем - построение сложной хореографии и обучение актерскому мастерству.
Таким образом, наша методика по преподаванию техники латиноамериканского танца строится в следующем порядке, после того, как изучены базовые фигуры и вариации:
1. Постановка баланса, перенос веса и работа стопы
2. Корпус и руки
3. Ведение и взаимодействие в паре
Кроме этого, в контексте этой методики мы предлагаем варианты исполнения поворотов и вращений, дающие скорость и элегантные линии.
Важно, что максимальной эффективности любая работа, в том числе и эта, достигает тогда, когда только после полного освоения одного этапа, тренер переходит к следующему. Это связано с тем, что внимание, как таковое, на начальных стадиях обучения настолько тотально и неразделяемо, что невозможно заставить его отслеживать работу разных групп мышц одновременно. Поэтому если натренировать один аспект танца до автоматизма, то можно переходить к другому, без риска потерять уже наработанное.
Желание сделать «сразу все» приводит тренера часто к тому, что он начинает пытаться угодить и судьям, и танцорам и их родителям в ущерб методичности и последовательности подачи материала. И это особенно трудно, когда затруднено представление о том, в какой же именно последовательности должен быть подан материал.
В той последовательности, которую предлагаем мы, нет жесткого ограничения: только так и никак больше. Скорее все-таки важна именно полная концентрация на одном из аспектов прежде, чем переходить к другому. Поэтому вы можете начать работать именно в том месте, с тем аспектом, который у ваших танцоров развит хуже, и уже потом обращаться к другим.
Нельзя не упомянуть так же о том, что на любом уровне танцевания у танцоров есть определенный порог, за которым тренировка одной и той же информации уже перестает приносить серьезный эффект. Это значит только то, что нерешенные проблемы на других участках работы мешают продвигаться дальше. Этими словами я хочу обратить внимание на то, что в любой работе можно удариться в крайность и прийти к абсурду, если не отмечать внимательно то, что происходит с вашими танцорами в реальности. Любая эффективная работа строится от того, насколько она актуальна.
Каждый раз, приводя в соответствие, казалось бы, противоречивые вещи, я сталкиваюсь с тем, что для полного понимания материала необходимо показывать его на живом примере, «на организме конкретного танцора». И в этом трудность тренера, который работает через книгу J. Поэтому мне бы хотелось, чтобы при чтении этих (да и любых других) материалов, читатель ориентировался, прежде всего, на свой тренерский опыт, ища в моих словах, скорее, подсказку и подтверждение своего опыта, нежели противоречие. Сложные и непонятные моменты всегда можно прояснить на живом семинаре.
Хочу так же пояснить, что и в книге, и в учебном фильме показаны только самые основные и необходимые упражнения. Арсенал упражнений растет в тот момент, когда тренер видит перед собой конкретного ученика с конкретными проблемами и совершенно индивидуальным восприятием. С этой точки зрения каждый ученик является почвой для создания таких упражнений, и для творчества тренера в этом аспекте здесь огромный ресурс.