Эволюционная психология
Социобиология— это направление этологии, ориентированное на изучение социального поведения человека, определяемого его биологической наследственностью. Сам термин был создан Э. О. Уилсоном в 1975 году. Представленные им материалы были достаточно противоречивы. Хотя людям была посвящена только одна короткая глава, именно она явилась поводом для дискуссий. В ней он заявлял, что эволюционные факторы играют более значимую роль в психологии человека, чем та, на которую готовы были согласиться ученые сферы социальных наук.
Главным научным вкладом Уилсона было сведение воедино идей, давших импульс к развитию эволюционнойпсихологии, которая тоже временами может рождать противоречия, но претендует на звание точного научного метода. Ее центральный термин — понятие приспособленияв широком смысле,отражающее два пути выживания наиболее приспособленных организмов в процессе эволюции. Первый из них — прямое приспособление,предложенное Дарвином: выживание индивидуальной особи в течение достаточно длительного времени, чтобы она могла передать свои адаптивные характеристики следующему поколению. Второй, непрямое приспособление,основывается на биологической взаимосвязи между родителями и детьми, сиблингами, дядями и тетями с племянниками и племянницами и даже между двоюродными братьями и сестрами. В качестве иллюстрации последнего заявления предположим, что тетя врывается в горящее здание, чтобы спасти свою племянницу, и ей это удается, но сама она при этом погибает. В силу родственных связей между тетей и племянницей генетические характеристики тети являются частично спасенными и пригодными к передаче другим поколениям, даже если у нее не было собственных детей. Именно таким образом эволюционные психологи объясняют, как альтруизм,обычно определяемый как самопожертвование, не направленное на соблюдение своих личных интересов, может оказаться совершенно «эгоистичным» в эволюционном смысле и, соответственно, развиваться у людей в процессе эволюции.
В этом смысле все, что мы делаем, является эгоистичным, независимо от того, сознаем мы это или нет. Наш главный мотив в жизни, так или иначе, передать на-
Согласно положениям эволюционных психологов, такое альтруистическое самопожертвование, как, например, в случае, когда родители рискуют жизнью для спасения своих детей, может на самом деле быть эгоистичным по своим истокам, так как оно направлено на сохранение биологического
наследия родителей
92 Часть I. Начало
ши характеристики следующему поколению. Такое утверждение вызывает много вопросов. Особенно горячие споры вызвало распространение эволюционными психологами своей теории на возможные тендерные различия в поведении людей, связанные с ухаживанием, к чему мы вернемся в главе 14.
Обсуждение эволюции и психологии восходит к Дарвину и «Происхождению видов», которому было уделено много внимания в работах и исследованиях этологов. Однако, согласно Стивену Пинкеру и его популярной книге «Как работает мозг» (Steven Pinker, How the mind works, 1997), эволюционная психология получила свое название как научная дисциплина от антрополога Джона Туби и психолога Леды Космидес (см., например, Tooby, Cosmides, 1989). Пинкер также отмечал, что эволюционная психология в основном является смесью когнитивной психологии и эволюционной биологии, и подчеркивал, что человеческий мозг — это орган, который эволюционировал подобно любому другому. Таким образом, эволюционная психология пытается дойти до сути когнитивных и эмоциональных процессов, лежащих в основе социальных взаимодействий и воспроизводства человека, а также культуры в целом.
В общем, эволюционная психология находится до сих пор в младенческом состоянии и все еще нуждается в методологии, которая позволит сделать ее предположения об эволюционирующих человеческих механизмах более приемлемыми для широкого научного сообщества. Тем не менее она начинает строить пути, ведущие во многие области поведения и стремлений человека. Кроме того, она активно ставит вопросы, в поисках ответа на которые появляются новые научные направления, одно из которых рассматривается ниже.
Эволюционная психология развития.В некотором смысле появляющееся поле эволюционной психологии развития имеет свои корни в исследовании английского психолога Джона Боулби (1907-1990), посвященном изучению ранних отношений привязанности между младенцем и родителем. Работы Боулби строятся частично на положениях этологии, а частично — на эволюционной теории Дарвина (Bowlby, 1969/1980; см. также историческую справку в Ainsworth, Bowlby, 1991). Среди многих наблюдений, сделанных Боулби относительно отношений привязанности и их важности, было заключение о том, что и младенцы человека, и те, кто о них заботится, обладают выработанными в ходе эволюции диспозициями, повышающими шансы младенца на выживание. Например, плач младенцев раздражает большинство взрослых, создает у них мотивацию успокоить ребенка, создать для него более комфортные условия. Кроме того, взрослых обычно привлекает «кукольный» внешний вид ребенка, другие его притягательные черты и модели поведения, например улыбка. В течение первого месяца жизни плач и улыбка являются рефлексивными и не несут в себе никакого смысла. Однако у взрослых появляется побуждение подойти к ребенку. На этот счет существует предположение, что поведение ребенка и характерные способы реагирования на него со стороны взрослых прошли через процесс эволюции, потому что обладают адаптивной ценностью.
Помимо изучения адаптивных функций различных паттернов поведения младенцев, детей и подростков (обсуждаемых в следующих главах) современные представители эволюционной психологии развития отличаются более широким взглядом на адаптивную ценность самих отношений привязанности (см., например, Geary, Bjorklund, 2000; Pederson, Moran, 1999; Pietromonaco, Barrett, 2000).
Глава 2. Подходы к пониманию развития человека 93
Они разрабатывают теорию об адаптивной значимости когнитивной и физической незрелости в течение детства и о большей продолжительности периода детства у людей по сравнению с остальными животными (Bjorklund, 1997).
Неврология развития
Девяностые годы XX века стали свидетелями распространения исследований в двух родственных дисциплинах — неврологии поведения и когнитивной неврологии, каждая из которых стремится установить связи между функционированием мозговых структур, очевидным поведением и психикой. Большая часть этих исследований проводится на крысах и других лабораторных животных, потому что они могут подвергаться операциям сечения мозга (очень мелким разрезам нервной ткани) для изучения их влияния на поведение, получать дозы сильнодействующих препаратов и подвергаться посмертному вскрытию. Данная практика, которую многие находят в высшей степени спорной, соответствует рамкам этических стандартов при условии, что исследователи принимают все усилия, чтобы свести к минимуму страдания животных. Ученые могут переносить некоторые из результатов исследований на людей в силу определенного сходства мозга человека и крысы, но многие из них не подлежат такой генерализации в силу существующих различий между ними, особенно когда проводится исследование когнитивного или эмоционального поведения.
Однако проводится все больше и больше исследований на детях с использованием безвредных процедур, не подразумевающих внедрения в мозговые структуры, таких как сканирование (глава 5), на больных, страдающих повреждениями мозга, и патологоанатомическое изучение пациентов, умерших от болезней. Большая часть этих исследований имеет отношение к развитию, давая толчок к появлению направления в науке, называемого неврологией развития. Главной областью ее интересов является развитие мозговых структур, связанных с различными видами памяти (например, Ciesielski, Lesnik, Bemzel & Hart, 1999; Hayne, Boniface & Barr, 2000; Nelson, 1995; Pascalis, de Haan, Nelson & de Schonen, 1998; Schacter, Kagan & Leichtman, 1995), что описывается в главах 5 и 7.
Контрольные вопросы к теме
«Биологические подходы»
• И эволюция, и естественный отбор - лишь теоретические понятия.
• Основываясь на этологическом определении, можно утверждать, что люди не обладают инстинктами.
• В эволюционной психологии невозможно естественным образом выбрать виды альтруистического поведения.
• В рамках эволюционной психологии развития делается акцент на инстинктах.
• Представители неврологии развития изучают взаимоотношения между мозговыми структурами и поведением.