Цели и принципы психологическогопрофессиоведения. Профессиограмма и психограмма

Процесс изучения отдельной профессии традиционно называется профессиографированием. О.Г. Носкова считает такое определение неточным, так как «проблема состоит не только в описании профессионального поведения или его результатов, но и в анализе своеобразия психики человека – субъекта труда» [18, С.36]. Итоговое описание профессии называется профессиограммой.

Психологическое профессиоведение (психология профессий) — направление психологии труда, в котором разрабатываются теоретико-методологические подходы, принципы и технологии, методы изучения конкретных профессий, а также проводятся исследования по их классификации. Психограмма – характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека (разработка и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности, которые называются профессионально важными качествами – ПВК).

Профессиография – описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии.

В самом общем виде профессиограмма должна содержать следующую информацию: 1. Название работы (и её синонимы); отрасль хозяйства, где встречается данная профессия. 2. Краткое описание работы в целом(резюме), включающее 4 пункта:

а) Что делает работник? (Какие результаты должен получить? С помощью каких действий? Каковы требования к продукту, или результату его действий и процессу их осуществления?),

б) Как выполняется работа? (Какие используются технологии и орудия труда, в каких условиях протекает работа?),

в) Почему делает? (Как связана данная работа с другими видами работ, с другими продуктами?В чем назначение, смысл, миссия работника?),

г) Какие требования предъявляет работа к субъекту труда?

Основные цели псих-огопрофессиоведения: профподбор (профотбор, профконсультация и профориентация), рационализация труда, диагностика и снижение профутомления, совершенствование профессиональной подготовки, изучение причин и профилактика производственных травм и аварий.

К.К. Платонов считал, что большое значение для профессиографирования имеют следующие принципы:

1. Принцип целенаправленности – психологическое изучение профессии должно проводиться для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессии, предмет исследования, методы.

2. Принцип личного подхода – следует учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально-личностных свойств другими.

3. Принцип допусков – в случае профотбора, необходимо указывать не только набор ПВК и противопоказания, но и количественные границы минимума и максимума при их изменении.

4. Принцип надежности – нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, важно выявить, характеризовать и учесть также редкие, экстремальные ситуации.

5. Принцип дифференциации и типизации – следует учитывать внутрипрофессиональные различия, а также объединять в группу сходные по каким-либо параметрам профессии.

6. Принцип перспективности и реальности – рекомендуется учитывать тенденции развития профессий, рассматривать их в культурно-исторической перспективе.

О.Г. Носкова к этим принципам добавляет следующие [18]:

1. Этический принцип – важно придерживаться равного уважения к представителям разных профессий.

2. Принцип системной детерминации – следует учитывать зависимость профессиональной деятельности от особенностей организации, в которой работает данный человек.

3. Принцип конкретности – важно выяснить степень значимости задач, выполняемых работником, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность, а это возможно при изучении конкретных трудовых постов в организациях.

4. Принцип целостности (неаддитивности) – профессиональная деятельность не должна рассматриваться лишь как механическая сумма элементарных действий.

5. Принцип деятельностногоопосредования – своеобразие предметного и функционального содержания трудовой деятельности определяет специфику содержания сознания субъекта труда.

6. Поэтапность. Этапы профессиографирования:

- информационный – собираются и описываются знания о субъекте и объекте труда;

- аналитический – осознание информационных данных, их дифференциация и структурирование;

- синтетический – строиться гипотеза исследования конкретной ситуации трудовой деятельности и осуществляется выделение субъектно-объектных взаимосвязей;

- экспериментальный – планирование эксперимента на основе данных, полученных на трех предыдущих этапах;

- результирующий – анализ экспериментальных данных, сопоставление их с гипотезой исследования, оценка результатов эксперимента, построение прогноза преобразования конкретной ситуации.

Методы профессиографирования:

- анализ документации;

- метод опроса;

- наблюдение;

- самонаблюдение и самоотчет;

- экспериментальный метод – используется для проверки готовой психограммы или для составления новой.

- личностные методы – Айзенк, Кэттел, метод независимых характеристик Платонова.

- алгоритмический метод;

- трудовой метод;

- коллективная дискуссия;

- личностный;

- структурный метод – деятельность человека представляется на уровнях:

1) оперативном – структурная взаимосвязь решаемых задач

2) решения одной задачи – в виде отражения взаимосвязанных алгоритмов

3) алгоритма – отражение взаимосвязанных блоков операций

4) блока операций

5) операций – в виде отражения взаимосвязей ее компонентов.

- системный анализ

Наши рекомендации