Q А какие ошибки возникают на втором и третьем этапах?
Весьма разнообразные. Больные могут ошибаться в оценке объема ритмических групп (в сторону недооценки или переоценки) или воспринимать одинаковые группы ударов как разные по объему. Например, нейропсихолог стучит четыре раза по два удара, а испытуемый говорит, что слышал «два удара, еще два, еще один и три». При воспроизведении акцентированных ритмических узоров может наблюдаться хаотическое чередование ударов, полный распад их мелодической организации (Корсакова, Московичюте, 2003).
q Воспроизведение ритмических структур по образцу включает не только гностическую составляющую, но и моторную. Как понять, почему больной не может справиться с заданием: вследствие моторных или гностических затруднений?
Вы сможете ответить на этот вопрос, только сопоставив выполнение больным разных этапов задания. Так, если больной оценивает ритмические узоры правильно, а воспроизводит их с ошибками, — это моторные трудности. Кстати, для дифференциации гностических и моторных затруднений в спорных случаях проводится четвертый этап задания, о котором мы упоминали выше. Это выполнение ритмических структур по речевой инструкции, например: «Постучите три раза»; «Постучите четыре раза по два»; «Постучите несколько раз такой ритмический узор: два раза медленно, три раза быстро». Если больной ошибается при воспроизведении ритмических узоров по образцу, но верно выполняет их по речевой инструкции, — это свидетельствует о дефиците гностической составляющей деятельности. Если ошибки возникают в обоих случаях, — это четко указывает на наличие дефицита моторной составляющей, который может быть подтвержден при анализе результатов проб праксиса.
q А бывает так, что больной правильно воспроизводит ритмические узоры по акустическому образцу, но ошибается при их выполнении по инструкции?
Иногда такие ошибки встречаются. На наш взгляд, они могут свидетельствовать о колебаниях внимания или об истощаемости «в пределах функции», если воспроизведение ритмов по речевой инструкции происходило в конце выполнения задания.
q И последний вопрос по этой методике. Нужно ли строго придерживаться описанной последовательности этапов ее выполнения?
Нам эта последовательность представляется оптимальной, но отклонения от описанного алгоритма в принципе возможны. Нужно только помнить, что три основных этапа должны обязательно присутствовать.
q А восприятие бытовых и природных шумов тоже нарушается при поражениях и правого, и левого полушарий? Есть ли объективные методы его исследования, или можно ограничиться анализом жалоб больного?
Сначала ответим на первый вопрос. В отличие от гнозиса ритмов восприятие бытовых и природных шумов (и вообще всех звуков путем словесной оценки «выше—ниже». Более простым вариантом пробы является ситуация, в которой нейропсихолог пропевает две пары тонов, а больной определяет, одинаковые были пары или разные. А.Р. Лурия описывал специальный вариант этой пробы, в котором на определенную пару тонов пациент должен поднять руку, а на другую — воздержаться от движения. Таким образом, у любого человека с сохранным акустическим восприятием можно выработать моторные реакции на определенные звуковые стимулы.
q Если больной не справляется с заданием на звуковысотные отношения, это говорит о нарушениях работы височных отделов мозга?
Да. Как иногда говорят нейропсихологи, это может свидетельствовать о «заинтересованности в патологическом процессе височных отделов». Однако, если нарушения восприятия ритмов (аритмии) могут наблюдаться при патологии как правых, так и левых височных отделов, то остальные трудности неречевого акустического гнозиса (например, амузии) — это симптомы правосторонней локализации патологического процесса (Бетонов, Деглин, 1976).
q В начале беседы вы обещали рассказать о неречевых аспектах акустического речевого гнозиса. Что это такое? Как они исследуются?
В данном случае речь идет о восприятии интонационных, мелодических, эмоциональных и других индивидуальных особенностей голоса. Наше слуховое восприятие устроено так, что мы легко можем понимать интонацию говорящего с нами человека (уловить в его голосе иронию, одобрение, недовольство, восхищение), можем почувствовать, в каком настроении находится наш собеседник (печален он или весел). Услышав голос, мы довольно точно сумеем определить возраст человека, его пол. Однако при поражениях височных отделов правого полушария все описанные способности частично или полностью утрачиваются; больные теряют возможность воспринимать и распознавать интонационно-мелодическую («просодическую») окраску речи окружающих людей. Кстати, такой дефект с высокой степенью вероятности приводит к возникновению вторичных нарушений понимания обращенной речи, поскольку речевые интонации несут важную смысловую нагрузку. Выявить описанные выше нарушения можно, предъявляя больному для слухового узнавания набор речевых высказываний определенного объема, произносимых разными людьми или одним и тем же человеком, но с разными интонациями. Отмечено также, что при поражениях корковых отделов правой височной области и (или) подлежащих подкорковых структур изменяется интонационная окраска собственной речи больных: она становится монотонной, маломодулиро-ванной, теряет богатство эмоциональной окраски. Иногда такие больные говорят очень тихо, их голос как бы «затухает» к концу высказывания. Отсюда совет — внимательно прислушиваться к тому, как говорит больной, какова интонационно-мелодическая и эмоциональная окраска его речи.
Рекомендуемая литература
Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. — Л.: Наука, 1976.
Корсакова Н.К., Московичюте Л. И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С. 42—43.
Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. — М.: Академия, 2003. С. 32-35.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. С. 89-91,289-295.
Рубинштейн С.Я. Патология слухового восприятия. — М.: Изд-во Моск.
ун-та, 1976. ХомскаяЕ.Д. Нейропсихология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 106— 116.