Связь типов семьи с областями конфликтного взаимодействия

Тип семьи в конфликтном отношении Области конфликтного взаимодействия
Стабильная        
Проблемная        
Нестабильная        

Рассмотрим особенностисемейных конфликтов:

1. Отличаются особым предметом, специфика которого обусловлена уникальностью семейных отношений. Эти отношения имеют межличностный характер и повышенную ценностную основу (любовь, родство). Кроме того, семейные отношения связаны с реализацией функций семьи;

2. Важнейшими причинами семейных конфликтов являются:

2.1. Ограничение активности, свободы действий и свободы самовыражения членов семьи;

2.2. Отклоняющееся (девиантное) поведение одного или нескольких членов семьи;

2.3. Наличие противоположно направленных интересов, устремлений, потребностей;

2.4. Авторитарный тип взаимоотношений в семье;

2.5. Наличие трудноразрешимых материальных проблем;

2.6. Вмешательство родственников;

2.7. Сексуальная дисгармония.

3. В динамике и формах протекания семейных конфликтов отмечаются следующие особенности:

3.1. Повышенная эмоциональность;

3.2. Увеличенная скорость протекания основных этапов;

3.3. Особые формы противоборства (упреки, ссоры, оскорбления);

3.4. Разнообразные формы и способы разрешения (от примирения до развода и прекращения отношений);

4. Тяжелые социальные последствия, особенно для детей. В некоторых случаях эти последствия действуют в течении многих лет.

Переходим к изучению классификации семейных конфликтов.

Три классификационные группы семейных конфликтов.

В отечественной конфликтологии все семейные конфликты принято разделять на три классификационные группы по основаниям конфликтного взаимодействия.

1. По субъектам семейные конфликты разделяются на три подгруппы:

1.1. Супружеские конфликты;

1.2. Конфликты между родителями и детьми;

1.3. Конфликты между родственниками.

2. По источнику возникновениясемейные конфликты разделяются на пять подгрупп:

2.1. Ценностные конфликты;

2.2. Позиционные конфликты;

2.3. Сексуальные конфликты;

2.4. Эмоциональные конфликты;

2.5. Хозяйственно-экономические конфликты;

3. По поведению конфликтующих сторонразличаются две подгруппы:

3.1. Открытые конфликты;

3.2. Скрытые конфликты.

Разберем более детально супружеские конфликты и конфликты между родителями и детьми, как наиболее часто встречающиеся.

  • Супружеские конфликты в большинстве случаев имеют причиной нарушения взаимодействия между мужем и женой. Эти нарушения могут проявляться в формах соперничества, псевдосотрудничества и изоляции.

А. Соперничество проявляется в противоречивом, дружелюбно-враждебном характере отношений, когда между супругами постоянно происходят открытые столкновения, приводящие к ссорам, возникают взаимные упреки, агрессивные проявления. Семейные роли определены нечетко, в результате чего ни один из супругов не способен принимать на себя ответственность за семью в целом.

Б. Псевдосотрудничество отличается более ровными отношениями, с элементами преувеличенной заботы об одном из супругов. Причины возникновения конфликтов лежат во внесемейной сфере и связаны с индивидуальными трудностями, возникающими у супругов.

В. Изоляция развивается на фоне внешней согласованности. Она проявляется в эмоциональном обособлении, незаинтересованности супругов друг в друге. Конфликты возникают тогда, когда границы изоляции нарушаются либо в сторону сближения, либо в сторону большей разобщенности.

  • Конфликты между родителями и детьмив своей основе имеют противоречия, возникающие на основе неадекватности родственных отношений возрастным особенностям развития ребенка. Причем трудности перехода к новым формам отношений переживают обе стороны – как дети, так и родители. В более широком плане причины таких конфликтов обусловлены трудностями передачи культурных норм и представлений от одного поколения к другому.

Для дальнейшего изучения способов предупреждения и разрешения семейных конфликтов важную роль играет понимание кризисных периодов в развитии семьи

Характеристика основных кризисных периодов в развитии семьи.

Семья, как социальная общность, имеет периоды своего развития. Переход от одного периода к другому связан с появлением и проявлением более или менее заметных противоречий в отношениях супругов и других членов семьи. В связи с этим выделяют четыре кризисных периода в развитии семьи, а именно:

1. Первый кризисный период (брачный стаж менее 1 года) связан с адаптацией супругов друг к другу. Происходит выявление и согласование интересов, ценностей, установок супругов в волевой, интеллектуальной и эмоциональной сферах.

2. Второй кризисный период(брачный стаж 5-7 лет) связан с появлением детей, что вызывает перераспределение ролей, появление новых обязанностей у супругов. В связи с этим существенно ограничиваются возможности для профессионального роста, для реализации личных интересов. Возможны противоречия во взглядах супругов на воспитание ребенка.

3. Третий кризисный период(10-15 лет брака) связан с проявлением психологической усталости супругов. В этот период проявляется тяготение к новизне в отношениях и образе семьи.

4. Четвертый кризисный период (18-24 года брачного стажа) связан с перераспределением ролей в семье после взросления и ухода детей. Он проявляется в форме опустошенности, повышенной нервозности, ощущения невостребованности.

Учет кризисных периодов позволяет более рационально подойти к предупреждению и разрешению конфликтов в семье.

Пути предупреждения и способы разрешения семейных конфликтов.

Существует устойчивое мнение о том, что семейные конфликты представляют опасность для семьи в целом и могут привести к ее разрушению. Однако, на практике, некоторые мелкие семейные ссоры могут иметь позитивную направленность, помогая прийти к согласию по спорным вопросам и предотвратить более крупный конфликт. Вместе с тем существуют пути предупреждениясемейных конфликтов, которые зависят от характеристик потенциальных субъектов конфликтного взаимодействия (супруги, родители, дети, родственники). Остановимся на самых общих рекомендациях:

1. Формирование психолого-педагогической культуры семейных отношений, которые основываются на выяснении и согласовании взглядов супругов на значение семьи в жизненном пространстве личности. В таких взглядах обнаруживается значительное разнообразие – от гармоничного сочетания до противопоставления;

2. Воспитание детей с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, а так же эмоциональных состояний;

3. Организация семьи и семейных отношений, включающая формирование семейных традиций, развитие взаимопомощи, ответственности, доверия и уважения;

4. Овладение культурой межличностного общения, которое включает освоение приемов и способ эффективной коммуникации, преодоления трудностей и барьеров.

Разрешениесемейных конфликтов возможно в конструктивном (переговоры) и неконструктивном (развод) направлении. Конструктивный путь предполагает проведение переговоров с целью достижения согласия по спорным вопросам. Обычно в этом случае используется одна из пяти стратегий разрешения конфликта, изученных нами ранее (сотрудничество, соперничество, компромисс, уход, уступка).

В результате изучения данной темы можно сформулировать следующий вывод:

  • Семейные конфликты относятся к наиболее часто встречающимся, они отличаются особым предметом, своеобразными причинами, формами проявления и тяжелыми последствиями. Эти конфликты поддаются управлению, в частности раннему предупреждению и безопасному разрешению

Лекция 11 - Конфликты в организации

Понятие организации и конфликтов в ней, а также проявление конфликтных ситуаций в организации

  • Организация – это социальная группа, объединяющая на основе общей цели людей, деятельность которых сознательно координируется и направляется в интересах достижения этой цели.

Основные признаки организации, как социального института:

1. Объединение в своем составе не менее двух человек;

2. Наличие для всех членов организации общей цели, ради осуществления которой она создана;

3. Совместный труд (деятельность) в интересах общей цели;

4. Наличие четкой структуры с выделением органов управления и распределением прав, обязанностей и ролей между членами организации.

Любая организация характеризуется внутренней и внешней средой.

Внутренняя среда организации отражает ее функциональную структуру, цели и задачи, ресурсы, технологии и коммуникации.

Внешняя среда организации включает в себя факторы и социальные условия окружающей среды.

  • Конфликты в организации – это конфликты, возникающие между субъектами социального взаимодействия внутри организации.

В зависимости от выполняемых функций или целей организации делятся на четыре типа:

1. Производственные или экономические, занимающиеся созданием товаров, услуг, капиталов. Они обеспечивают материальное существование общества;

2. Поддерживающие, цель которых – социализация индивида для выполнения им соответствующих ролей в обществе (церковь, школа, здравоохранение, благотворительность);

3. Адаптивные, создающие знания, разрабатывающие и проверяющие теории. Они обеспечивают информационную интеграцию общества;

4. Политические, имеющие дело с общей регуляцией, координацией и контролем ресурсов, людей, отдельных подсистем в обществе (государство, общественные организации);

Некоторые организации обладают смешанными функциями.

Люди играют особую роль в развитии организации. С одной стороны, они являются создателями организации, определяют их цели, выбирают методы достижения этих целей. С другой стороны, люди – важнейший ресурс, используемый всеми без исключения организациями для реализации собственных целей.

Развитие конфликтной ситуации в организациипроявляется в социальной напряженности, обострении противоречий, распространении неудовлетворенности, открытом выступлении социальных групп, коллективов, работников.

Классификация организационных конфликтов по субъектам, источникам и типам функциональной системы.

Для классификации конфликтов в организации выделим три основы – субъекты конфликта, источники конфликта и тип функциональной системы.

1. По субъектам конфликтав организации различают:

1.1. Межличностные конфликты, которые могут развиваться:

а) по вертикали, т.е. между руководителем и подчиненным;

б) по горизонтали, т.е. между субъектами одного иерархического уровня управления

1.2. Межгрупповые конфликты, которые могут развиваться:

а) между структурными подразделениями;

б) между группами сотрудников одного подразделения, в том числе и между микрогруппами;

в) между руководством организации и персоналом;

г) между администрацией и профсоюзами. Обычно причинами таких конфликтов могут быть:

– распределение ресурсов;

– неудовлетворительные коммуникации;

– различия в целях;

– неудовлетворительные условия труда;

– нарушения договорных обязательств или трудового законодательства;

1.3. Конфликты типа «личность-группа»возникающие:

а) между руководителем и коллективом организации или структурного подразделения;

б) между рядовым сотрудником и коллективом организации или структурного подразделения;

Их причины были изучены нами ранее.

2. По источникам конфликта в организации различают пять типов:

2.1. Структурные конфликты –возникающие между структурными подразделениями из-за противоречий в задачах, решаемых сторонами конфликта;

2.2. Инновационные конфликты, связанные с развитием организации, ее структурными изменениями. Здесь в качестве причины конфликта могут выступать различные изменения организационной структуры, а также несоответствие квалификации работников инновационным изменениям;

2.3. Позиционные конфликты, т.е. возникающие на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации. Как правило, причинами таких конфликтов становятся различия в задачах и целях, групповой эгоизм, неадекватность в понимании места и роли той или иной структурной единицы организации;

2.4. Ресурсные конфликты, т.е. возникающие в процессе распределения и использования ресурсов. Самой распространенной причиной конфликтов такого типа является нарушение принципа справедливости или целесообразности в распределении ресурсов;

2.5. Динамические конфликтыобусловлены социально-психологической динамикой организации. Их причины отражают становление и этапы развития коллективов внутри организации.

3. По типу функциональной системы конфликты в организации подразделяются на пять групп, а именно:

3.1. Организационно-технологические, вызванные рассогласованием организационных начал, несбалансированностью рабочих мест или нарушением технологических процессов;

3.2. Конфликты в социально-экономической системеорганизации обусловленные неудовлетворительной заработной платой;

3.3. Конфликты в административно-управленческой системе, вызванные невыполнением руководителями своих обязанностей или неполной информацией о реальном состоянии дел в организации;

3.4. Конфликты, связанные с функционированием неформальной организации обычно обусловлены несовпадением в системе формальных и неформальных отношений и интересов сотрудников;

3.5. Конфликты, связанные с функционированием социально-психологической системы отношений могут иметь различные причины (борьба за лидерство, нарушение групповых норм, столкновение групповых интересов).

  Прогнозирование, управление и предупреждение конфликтов в организации.

Особое место в управлении организационными конфликтами занимает их прогнозирование и предупреждение на основе контроля уровня социальной напряженности. Существует методика оценки конфликтности организации на основе выявления интегрального показателя социальной напряженности.

Признаки социальной напряженности в организации могут быть выявлены путем обычного наблюдения. К ним относятся:

1. Стихийные собрания или беседы нескольких человек;

2. Увеличение числа неявок на работу;

3. Снижение производительности труда;

4. Увеличение числа локальных конфликтов;

5. Массовые увольнения по собственному желанию;

6. Распространение слухов;

7. Коллективное невыполнение указаний руководителей;

8. Стихийные митинги и забастовки;

9. Рост эмоциональной напряженности.

Важной особенностью управления конфликтами в организации является их регулирование и разрешение на правовой основе, которую представляют собой Трудовой Кодекс РФ и Федеральный Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», а также Устав организации, нормы и правила трудового взаимодействия сотрудников.

В результате изучения данной темы можно сформулировать следующий вывод:

  • Конфликты в организациях имеют определенные структурные и функциональные особенности, они поддаются управлению и прогнозированию. Важнейшая задача руководителя состоит не в избежании таких конфликтов, а в освоении оптимальных методов и форм управления ими.

· Лекция 12 - Конфликты в сфере управления

Наши рекомендации