Личностно-центрированное обучение и принцип переживания в преподавании психологии

Личностно ориентированное образование – это система работы преподавателя и образовательной системы в целом, нацеленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого учащегося. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающие условия для полноценного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса. Достижение цели формирования личности требует решения следующих задач:

1) формирование у учащихся ценностной определенности и ценностной толерантности, что достигается благодаря предоставлению педагогом на занятии возможности каждому ученику высказать свое отношение к содержанию образования, мнение относительно выбранной темы и ее значимости для них, самостоятельно сформулировать цели урока и т.п.;

2) формирование самостоятельности у учащихся путем предоставления им возможности самим на уроке выбрать учебные задачи, степень их трудности и сроки выполнения, а также самостоятельно оценить свою работу;

3) формирование мышления, развитие способности к творчеству, поисковой активности учащихся в процессе нахождения и апробирования на занятиях новых способов решения задачи, поведения при выполнении учебных заданий, совершении ошибки, испытываемых затруднениях и т.д.;

4) формирование самосознания, позитивной Я-концепции на основе самостоятельно осуществляемой учащимися оценочной деятельности при одновременном получении ими обратной связи от преподавателя, его комментариев по поводу результатов деятельности и ее оценки;

5) формирование способности к кооперации, соотнесению своих интересов с интересами других, признанию ценности уникальности каждого ученика путем организации на уроках групповой деятельности, применения интерактивных методов обучения, присутствию в педагогическом общении его межличностных форм (выражение заинтересованности в ученике, проявление личного отношения, оказание эмоциональной поддержки и др.).

Для полноценной реализации личностно-ориентированного обучения требуется смена преподавательской стратегии и ежедневного урочного алгоритма. От преподавателя требуется проявлять уважение к индивидуальности ребенка, учитывать различия интересов и психологических типов учащихся, строить учебные задания на основе самостоятельной и совместной деятельности (переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся»), проблемно излагать материал (не для запоминания, а для организации мыслительной деятельности учащихся, побуждения их к творческому поиску); наконец, признавать тот факт, что каждый ученик имеет право на собственную образовательную траекторию, что он учится не для учителя и родителей, а для того, чтобы уже сейчас занимать и тем более занять в будущем свое достойное место в жизни общества и др.

Описанный подход к обучению особенно актуален в отношении преподавания психологии: в силу специфики предмета психологии как науки она изначально направлена на формирование и развитие личности учащихся. При этом необходимо, чтобы изучающий психологию человек осознавал значимость лично для себя приобретаемых им психологических знаний, имел возможность использовать для познания психологии свой предыдущий жизненный опыт, данный в переживаниях. Поэтому обучение психологии должно основываться на принципе переживания (переживание – любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в сознании и выступающее для субъекта как «событие его жизни»).

Благодаря использованию в обучении принципа переживания абстрактные психологические термины обретают для учащегося ясность, преломляясь сквозь призму его субъективных переживаний. Дело в том, что научное психологическое знание (как любое научное знание) изобилует абстрактными понятиями. Как подчеркивает А. Маслоу, любой абстракции свойственно пренебрегать некоторыми свойствами явления или опускать часть истины, поэтому любая теория способна дать нам лишь неполную, одностороннюю картину мира: категория, понятие – это лишь ярлык, оно не достаточно информативно. Единственный способ постичь уникальное, по мнению ученого, – самостоятельно пережить его.

В методике преподавания переживание есть форма познания мира:

а) это исторически более древняя, по сравнению с интеллектуальной, форма познания мира;

б) в сопереживании человек как бы втягивает мир в пространство своей субъектности;

в) через переживание происходит становление нравственных ценностей, эстетического и религиозного отношения к миру;

г) оно способствует возникновению феномена личностного знания (наделение его личностным смыслом, что способствует более прочному его усвоению), в то время как познание с помощью интеллекта приводит к феномену отчужденности знания.

Таким образом, переживание как принцип обучения позволяет студенту почувствовать и осознать ценность психологического знания как «мне принадлежащего», познать абстрактное психологическое знание на основе наглядности в виде собственного опыта и собственных переживаний.

Наши рекомендации