Сравнение игр двух классов
Теперь сопоставим игры двух классов. Для наглядного сравнения игр первого и второго класса важно привести их формулы:
Формула игры первого класса:
Слабость — Ловушка — Ответ — Удар — Расплата — Вознаграждение.
Формула игры второго класса:
Крючок + Клев… = Реакция — Переключение + Смущение + Расплата.
Игра первого класса состоит из двух частей. Игра второго класса — из трех. В первой части Ловушка и Крючок совпадают по своей природе и предназначению. Ответ по своему значению совпадает с Клевом. Слабость в играх второго класса не называется, но, в общем, подразумевается. Реакция в играх второго класса представляет собой вторую часть. Это сложные взаимодействия игроков, частично совпадающие с Ответами и Ударами игр первого класса. Отличительной чертой игр второго класса является Переключение. За ним следует Смущение. В играх первого класса оно отмечается при Расплате. Это действие иногда так и называется: Смущение и Расплата. Расплата в играх второго класса может быть негативной и позитивной, частично совпадая как с Расплатой, так и с Вознаграждением игр первого класса. Поэтому последний составляющий элемент формулы игры в данном случае можно обозначать как Расплата / Вознаграждение.
С другой стороны, в играх второго класса предполагается отсутствие выигрыша для обоих участников. Я. Стюард и В. Джойнс (1996) описывают такие игры при помощи модели драматического треугольника. По мнению авторов, все три роли драматического треугольника не аутентичны. Находясь в каждой из этих ролей, люди реагируют исходя из своего прошлого, а не из условий реальности «здесь и теперь», используя при этом устаревшие сценарные стратегии, которые они в раннем детстве изобрели и взяли на вооружение либо заимствовали у своих родителей.
Таким образом, фабула и составные элементы игры первого класса зачастую проще, чем в игре второго класса. В них четко подразделяются действия первого и второго участника. Кроме того, игра второго класса может состоять из двух самостоятельных игр первого класса. Игры второго класса чаще представляются сценарными, то есть составляющими фрагмент неосознаваемого плана жизни. Впрочем, игры первого класса могут быть даже более сценарными, чем второго, т.к. они психологически жестче — предполагают только одну роль. Вместе с тем, оба класса психологических игр доктора Э. Берна важны для понимания психологии и поведения человека.
В том и другом классе зачастую есть дополнительные условия начала и продолжения игр. К этим дополнительным условиям относятся: дефицит времени, отличия человека от других людей в одежде, эмоциональные расстройства: повышенная тревога, неуверенность, переживания горя. Или личностные качества, такие как повышенная внушаемость, гипнабельность и другие.
Группы игр
Игры маленьких детей
Обратимся к описанию отдельных групп игр. Начнем с важной разновидности игр, которую можно назвать игры маленьких детей. Можно спросить — насколько маленьких? Мы наблюдали первую игру у ребенка 3,5 месяцев от роду. Опишем ее.
Как только Катя начинает беспокоиться, мама обычно берет ее на руки. В этот раз мама не подходила довольно долго. И девочка начала плакать. Мама взяла ее на руки. И Катюша вроде бы сразу успокоилась и попросила грудь. Мама предлагает ей грудь. Катя не берет, начинает хныкать, всхлипывать, обижаться и не берет. Тогда мама начинает гладить ее и говорить ласковые слова. Катя вздыхает и как бы нехотя, делая одолжение, начинает сосать грудь.
В другом варианте, когда ей предлагают грудь, дочка отворачивается и смотрит в сторону. Мама начинает убирать грудь. Тут Катюша поворачивается, хватает грудь и с аппетитом, больше обычного сосет ее, постепенно успокаиваясь и засыпая.
В первом варианте это игра с грудью первого класса. Во втором варианте — игра второго класса. Перейдем к описанию более сложной игры маленьких детей.
Кате пять месяцев. Она окружена заботой и лаской и растет здоровым ребенком. Родители Кати очень озабочены ее воспитанием. В частности, постоянно занимаются тем, что называется ранним привитием навыков опрятности. Прямо сказать — получается не очень хорошо. Хотя в семье друзей, воспитывающих маленького мальчика, это получается лучше, подставляешь в определенное время баночку, и мальчик туда писает. Во-первых, девочка не намерена писать, когда родители держат баночку, во-вторых, если и писает, то делает это обычно мимо баночки. Эта процедура сопровождается возней, смехом, яркими эмоциями со стороны родителей и Кати. Кажется, что она всех волнует — и всем очень нравится. Катя очень любит, чтобы с ней играли, и с нежеланием засыпает.
И вот в один прекрасный поздний вечер родители укладывают Катю спать, гасят свет в детской, закрывают двери и удаляются в гостиную. Вдруг, неожиданно они слышат звук, при помощи которого сами предлагают Кате пописать: «А, а». Этот ласкающий слух родителей звук раздается из детской. Они забегают в детскую, включают свет, достают ребенка из кровати и пытаются усадить на горшок. Девочка выпрямляет крепкие ножки, упирается и не садится. И машет рукой в направлении ванной комнаты. В этом любимом Катей помещении ее купают, учат плавать, там, кроме большой ванны, много ярких предметов, которые можно тянуть в рот. Родители доставляют Катю в ванную комнату. Здесь она садится на горшок, просит дать ей любимые игрушки и начинает играть. Писать она явно не намерена. Тогда расстроенные родители вновь укладывают ее в кроватку, гасят свет и закрывают двери в детскую. На очередное Катино «А, а» родители вначале просто не реагируют. А потом нехотя подходят к кроватке дочери. И обнаруживают, что вся постель насквозь мокрая. Тогда родители включают свет, достают Катю из кроватки и меняют ей пижаму и всю постель. А пока они заняты этим, Катя радостно играет своими игрушками.
Анализируя данную игру важно отметить, что слабость родителей состоит в том, что они желают, чтобы их ребенок развивался особенно хорошо и быстро. И они не учитывают, что маленькие дети запоминают эмоции. Ловушка со стороны Кати в том, что она вызывает родителей в то время, когда должна спать, предложением высадить ее на горшок. Родители отвечают, высаживая ребенка на горшок. Ребенок наносит нежно и трепетно любящим ее родителям удар, требует игрушки и не писает. Расплата родителей в том, что они оказались обманутыми в своих чувствах. Вознаграждение ребенка — в возможности играть, общаться с родителями, получать от них множество поглаживаний. Родители получают второй удар, когда Катя уже не удерживает мочу, а выливает ее всю на постель. Тем самым получает дополнительную возможность играть, а не спать. А получать от родителей поглаживания вперемежку с недовольным ворчанием для ребенка лучше, чем одиноко лежать в кроватке. Важно отметить, что родители сами своим поведением провоцировали игру ребенка. Эту разновидность игр маленьких детей с физиологическими отправлениями мы называем — игры вокруг горшка.
Игры нищих
Вернемся к взаимодействию с нищими. В наших городах и селах их можно встретить повсюду. Многие люди у нас живут по пословице — от тюрьмы, сумы и желтого дома не зарекайся. Или — помощь нищему — жертвоприношение богу. Или — помни о нищих. Эти люди просят помощи, выставляя напоказ свои уродства и другие слабости. Часть из них действительно зарабатывают себе на пропитание, другим способом прокормиться не может. А если немного понаблюдать за нищими, то оказывается, что собирающие деньги на протез — годами собирают деньги, только меняют места своего промысла, и никакие протезы себе не делают. Ведь, обретя протезы, они лишатся заработка. У человека с гиперкинезами, якобы собирающего деньги на свое лечение, эти деньги каждые два часа забирают его чернявые «хозяева», а ему оставляют самую малость. А он в своей инвалидной коляске с утра до позднего вечера под солнцем, ветром и дождем просит милостыню на лечение. Некоторые нищие становятся агрессивными: «Дай, а то прокляну!» Или всем своим видом демонстрируют — пока не подадите, буду стоять здесь возле вас и не уйду. Или вдруг после получения милостыни нищий становится агрессивным, оскорбляет подателя. Требует компенсации обиды. Когда после переключения нищий из жертвы превращается в преследователя — это уже игра второго класса. А податель милостыни из Спасителя становится Жертвой.
Антитезисы, позволяющие избегать неприятных игр с нищими — это иметь определенную стратегию поведения по отношению к ним. Например: подавать один раз в день, подавать возле определенного храма, жертвовать, чтобы сохранить свое хорошее настроение или создать его. А может быть, выполнить старинный языческий ритуал жертвоприношения.
У меня есть стратегия взаимодействия с нищими. Я давно принял решение подавать 1 или 2 раза в год и тем, кто зарабатывает милостыню своим трудом, а не просто стремиться разжалобить прохожих. И только один нищий вызывал у меня жалость, и я всегда подавал ему. Он сидел с большим крестом на Арбате в непогоду в луже воды, иногда талого снега, и мочи. Он был калека без обеих рук и без обеих ног и вызывал особую жалость, и почему-то навеивал воспоминания о старой Москве времен Великого раскола в православии. Я перестал подавать ему, после того как обнаружил его идущим по Арбату на своих ногах и жестикулирующим руками. Арбатские бичи сообщили мне с уважением, что теперь у него еще и другой бизнес. И он редко нищенствует, только по выходным.
Наш опыт общения с нищими показывает, что большинство из них — это не люди, попавшие в беду, а профессионалы психологических игр, таким образом зарабатывающие себе на жизнь. У некоторых из них, впрочем, весьма обеспеченную. Игры с просящими милостыню составляют специальную группу игр.
Семейные игры
Наше описание игр было бы неполным без семейных игр. Есть разные варианты таких игр. Так Э. Берн описывал супружеские игры. Мы остановимся на семейной игре в варианте родители — дети. Начнем с примера.
В этой семье три человека. Мать, ее сын 23 лет и дочь 14 лет, назовем ее Таней. Брат с сестрой раньше часто ссорились, и матери удавалось сохранять свою власть в семье. В последний год брат с сестрой все чаще находили общий язык, и матери приходилось сталкиваться с их объединенной позицией и отступать. Власть матери в семье пошатнулась, и она далеко не всегда владела ситуацией. Мать пыталась поссорить своих детей, это не удавалось. И тогда в один из дней она предприняла следующие действия.
По телефону позвонила подруга дочери. Она не пошла в школу и хотела узнать домашнее задание. Уроки в школе еще продолжались, и дочери, конечно же, не было дома. Тогда как ее брат дома был. Мать начала проявлять беспокойство, говорить о том, что уроки уже завершились, ее подруга дома, а дочери все нет. И она может попасть в плохую компанию и выпить, и покурить, и еще что… «Дочь теперь перестала слушать маму. Она слушается брата. А ему, как видно, все равно», — причитала мать в ожидании дочери.
Дочь после окончания занятий в школе, без всяких задержек, поспешила домой сообщить о своих двух пятерках по самым трудным предметам. Ее встретила расстроенная мама и напряженный брат. Он требовал признания в том, где и с кем она была на самом деле. Между ними возникла ссора. Затем брат начал бить сестру и сломал ей палец. Мать бегала по комнате и успокаивала детей.
После этой истории более месяца сестра и брат не разговаривали. Доверительные отношения между ними были расстроены навсегда. Мать стала посредником между детьми. И как прежде могла манипулировать каждым из них. И только через 12 лет, посещая терапевтическую группу, Татьяна смогла разобрать игры матери, разрушающие ее жизнь, жизнь ее брата и сломавшие судьбу их матери.
В этой игре участником № 1 являются брат и сестра, участницей № 2 — их мать. Слабость детей в этой семье состоит в их доверии к матери и недостаточном жизненном опыте. Мать ставит ловушку, оговорив сестру перед братом. Ответом было разбирательство, провоцируемое матерью. Ударом — разрыв отношений. Расплатой явились длительные натянутые отношения между братом и сестрой. Вознаграждением матери служил рост ее власти над детьми.
Как уже говорилось выше, многие игры связаны с деньгами. Перейдем к играм финансовых пирамид. Приведем пример завершившейся игры.