Какая из названных характеристик не имеет отношения к специфике психологических фактов?
4.1. форма личностного знания, в которой проявляется собственное осмысление мира и самого себя;
4.2. компонент внутреннего мира человека и такое знание о нем, которое прямо и непосредственно открыто индивиду;
4.3. способ восприятия человеком окружающего мира и самого себя;
4.4. это фрагмент реальности и знание о нем, достоверность которого не вызывает сомнения.
(ОБОСНОВАТЬ СВОЙ ВЫБОР)
5. ЗАПОЛНИТЬ ПРОБЕЛЫ. Эмоции. Психологическая характеристика стресса. Модель психологического стресса включает в себя следующие компоненты:
5.1. жизненная ситуация (или стрессор)_______________;
5.2. восприятие ситуации как стрессовой ___________________;
5.3. эмоциональное возбуждение _____________________________;
5.4. физиологическое возбуждение ________________________ .
(ОБОСНОВАТЬ СВОЙ ВЫБОР)
6. ДОПОЛНИТЬ СУЖДЕНИЕ. Межличностное познание. Одна из причин фундаментальной ошибки атрибуции заключается в том, что фокус внимания исполнителя и наблюдателя сосредоточивается на ________ вещах (эффект «исполнителя-наблюдателя»).
(ОБОСНОВАТЬ СВОЙ ВЫБОР)
7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Раскрыть содержание и показать, в каком из следующих отношений находятся следующие пары понятий:
1. 2. 3. 4. 5.
Психика (А) – Сознание (В)
8. ВЕРНО ИЛИ НЕВЕРНО. Познавательные процессы. Мышление. понятийное мышление – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и её воспроизведением в образах.
(ОБОСНОВАТЬ СВОЙ ВЫБОР)
9. КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС. Познавательные процессы. Восприятие. Чем психологическое время отличается от астрономического? (ответить на предлагаемый вопрос и обосновать свой выбор)
10. ПОДБЕРИТЕ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО. Доминанта - временно господствующий очаг возбуждения в коре головного мозга, для которого характерна способность _______ в себе возбуждение и стойко его ___________ с помощью торможения работы других нервных центров
(ОБОСНОВАТЬ СВОЙ ВЫБОР)
ОБРАЗЕЦ 1
Федеральное агентство по образованию
Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
|
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Тест-контроль Билет № 9.
1. ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ, ИЛИ ВПИСАТЬ СВОЙ ВАРИАНТ
ОТВЕТА: Основные психологические школы и направления. Основоположником бихевиоризма является:
1.1. Д.Брунер
1.2. А.Маслоу
1.3. Дж.Уотсон
1.4. Нет ответа _______________ написать свой вариант и обосновать выбор.
2. ВЕРНО ИЛИ НЕВЕРНО. Психология индивидуальности. Темперамент. Главное свойство сангвиника - преобладание возбуждение над торможением, которое раскрывается через такие свойства, как:
а) неуравновешенное, агрессивное поведение;
б) отношение к деятельности: страстно-увлеченное;
в) эмоции: сильные и кратковременные; резкий переход от одной эмоции к другой;
(ОБОСНОВАТЬ СВОЙ ВЫБОР)
3. ДОПОЛНИТЬ. Сознание и бессознательное. Психологическая защитареализуется в следующих механизмах:
3.1. отрицание - __________;
3.2. рационализация – _____;
3.3. проекция - , __________;
3.4. механизм включения - __;
3.5. вымещение – ___________;
3.5. компенсация – _____________;
(ОБОСНОВАТЬ СВОЙ ВЫБОР)
4. ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Общение. Какие из перечисленных компонентов НЕ относятся к невербальному общению?
4.1. кинесика;
4.2. проксемика;
4.3. такесика;
4.4. перцепция.
(ОБОСНОВАТЬ СВОЙ ВЫБОР)
5. ЗАПОЛНИТЬ ПРОБЕЛЫ. Познавательные процессы. Внимание обладает следующими свойствами:
5.1. объем внимания - ____;
5.2. концентрация – __;
5.3. устойчивость – _____;
5.4. переключаемость – _____;
5.5. распределение – ________.
(ОБОСНОВАТЬ СВОЙ ВЫБОР)
6. ДОПОЛНИТЬ СУЖДЕНИЕ. Педагогика. Типы воспитания. Критерий выделения типов - управление процессом воспитательного воздействия на воспитанника со стороны воспитателя.
6.1. авторитарное воспитание – тип воспитания, для которого характерно ____________;
6.2. демократическое воспитание – это такой тип воспитания, когда есть распределение полномочий между педагогом и воспитанником в отношении ___________ ;
6.3. демократическое воспитание имеет место тогда, когда ____________;
6.4. либеральное воспитание характеризуется _______________;
6.5. попустительское воспитание характеризуется _______________ .
(ОБОСНОВАТЬ СВОЙ ВЫБОР)
7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Раскрыть содержание и показать, в каком из следующих отношений находятся следующие пары понятий:
1. 2. 3. 4. 5.
Эмоции (А) – Фрустрация (В)
8. ВЕРНО ИЛИ НЕВЕРНО. Предмет психологии. Термин «Психология» производное от двух древнегреческих слов: «рsyche» - душа и «logos» - понимание, знание. Возможно ли трактовать психологию в широком смысле как науку о душе?
(ОБОСНОВАТЬ СВОЙ ВЫБОР)
9. КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС. Cамооценка и самоуважение. Почему необходимо видеть различие между самооценкой и самоуважением?
(ответить на предлагаемый вопрос и обосновать свой выбор)
10. ПОДБЕРИТЕ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО. Межличностное познание. Межличностное познание включает в себя не только восприятие, но и __________ другого человека, поэтому оно связано не только с формированием образа другого, но и ____________ его личностных особенностей.
(ОБОСНОВАТЬ СВОЙ ВЫБОР)
ОБРАЗЕЦ 1
Федеральное агентство по образованию
Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
|
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Тест-контроль Билет № 10.
1. ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ, ИЛИ ВПИСАТЬ СВОЙ ВАРИАНТ
ОТВЕТА: Общение. Барьеры общения.
1.1. барьер темперамента;
1.2. барьер характера;
1.3. барьер отрицательных эмоций ;
1.4. барьер страдания;
1.5. барьер гнева;
1.6. барьер презрения и отвращения;
1.7. барьер стыда и вины.
1.8. нет ответа ___________ написать свой вариант и обосновать выбор.
1.9. все ответы верны;
1.10. ни один ответ не верен.
(ОБОСНОВАТЬ СВОЙ ВЫБОР)
2. ВЕРНО ИЛИ НЕВЕРНО. Межличностное познание. Межличностное восприятие - выделение главных и второстепенных особенностей в образе партнера по общению.
(ОБОСНОВАТЬ СВОЙ ВЫБОР)
3. ДОПОЛНИТЬ. Методы психологии. Метод тестов. Личностные тесты.
3.1. главная идея личностных тестов (определяющая во многом и их достоинства) состоит в том, что ______________ ;
3.2. общий недостаток данных видов тестов ______________.
(ОБОСНОВАТЬ СВОЙ ВЫБОР)
4. ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ Психология индивидуальности. Характер. Тип характера, в котором проявляется склонность к состраданию и сочувствию, мягкости, альтруизму, называется:
4.1. гипертимным;
4.2. демонстративным;
4.3. эмотивным;
4.4. застревающим;
(ОБОСНОВАТЬ СВОЙ ВЫБОР)
5. ЗАПОЛНИТЬ ПРОБЕЛЫ. Педагогика. Теория программированного и алгоритмического обучения. Принципы программированного обучения:
5.1. предъявление информации в процессе обучения ____________;
5.2. новая информация должна подвергаться ____________;
5.3. последовательное применение ____________;
5.4. главным звеном процесса обучения выступают ___________;
5.5. эффективность процесса обучения связывается с __________ .
(ОБОСНОВАТЬ СВОЙ ВЫБОР)
6. ДОПОЛНИТЬ СУЖДЕНИЕ. Познавательные процессы. Память. Память _______________ рассчитана на сохранение в течение непродолжительного срока в зависимости от задач текущей деятельности; особенно важен этот вид памяти в деятельности руководителя: всякая идея имеет ценность, если она появляется своевременно. Умение вспомнить то, что нужно именно тогда, когда это нужно, - ключевое требование к профессиональному руководству.
(ОБОСНОВАТЬ СВОЙ ВЫБОР)
7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Раскрыть содержание и показать, в каком из следующих отношений находятся следующие пары понятий:
1. 2. 3. 4. 5.
Психология (А) – Педагогика (В)
8. ВЕРНО ИЛИ НЕВЕРНО. Основные психологические школы и направления. Предмет психологии в психоанализе – бессознательное, а также динамика отношений между сознанием и бессознательным.
(ОБОСНОВАТЬ СВОЙ ВЫБОР)
9. КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС. Сознание и бессознательное. Что такое «Я-концепция»? (ответить на предлагаемый вопрос и обосновать свой выбор)
10. ПОДБЕРИТЕ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО. Познавательные процессы. Направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других имеющих для человека определенную значимость - ___________________.
(ОБОСНОВАТЬ СВОЙ ВЫБОР)
ОБРАЗЕЦ 2
Федеральное агентство по образованию
Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
|
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Билет №1.
1. Бессознательное, его признаки и виды. Психологическая защита личности.
2. Эмоции, их функции и свойства. Эмоциональные состояния и управление эмоциями.
3. Какой из факторов, влияющий на формирование и становление личности ребенка в семье, вы бы поставили на первое место:
3.1 состав семьи и её структура (городская семья, как правило, малочисленна: представлена одним-двумя поколениями;
3.2. характер взаимоотношений в семье, особенно между отцом и матерью;
3.3. образовательный уровень родителей, совместимость и общая психологическая атмосфера в семье;
3.4. координация и взаимосвязь социальных ролей между членами семьи и наличие системы нравственных норм поведения, которым они следуют.
ОБРАЗЕЦ 2
Федеральное агентство по образованию
Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
|
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Билет №2.
1. Что изучает психология? Классы психических явлений. Разделы и методы психологии. Краткий экскурс в историю психологии.
2. Условия формирования характера. Акцентуации характера.
3. Для того, чтобы избежать фундаментальной ошибки атрибуции, необходимо:
3.1. учитывать не только диспозиции, но и особенности ситуации, в которых действуют люди;
3.2. учитывать то, как люди сами относятся к той ситуации, в которой они находятся;
3.3. видеть причины поведения человека, исходя из факта принадлежности его к определенной группе;
3.4. прислушиваться к мнению других людей об этом человеке.
ОБРАЗЕЦ 2
Федеральное агентство по образованию
Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
|
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Билет № 3.
1. Понятие и основные свойства восприятия. Психологическое время и психологическое пространство как виды восприятия.
2. Понятие межличностных отношений, их признаки и структура.
3. К какому механизму психологической защиты личности относится следующее определение: «мысленное перенесение человеком травмирующего фактора или своей проблемы в иную систему ценностей, в контексте которой снижается её личностная значимость»:
3.1. рационализация;
3.2. отрицание;
3.3. включение;
3.4. компенсация.
ОБРАЗЕЦ 2
Федеральное агентство по образованию
Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
|
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Билет № 4.
1. Психологические школы и направления: структурализм, бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология, когнитивная психология, гуманистическая психология, рефлексология.
2. Предмет и основные этапы развития педагогики. Категории педагогики.
3. Какой фактор является главным в определении длительности эмоций?
3.1. продолжительность реального контакта человека с эмоциогенной ситуацией;
3.2. времени, в течение которого сохраняется значимость данной ситуации для личности;
3.3. степень неудовлетворенности и значимости для человека соответствующей потребности;
3.4. степень неожиданности (внезапности) появления эмоциогенного фактора.
ОБРАЗЕЦ 2
Федеральное агентство по образованию
Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
|
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Билет № 5.
1. 4. Содержание сознания. Самосознание, его основные компоненты и уровни.
2. Психологическая специфика мышления: понятие, виды, развитие образного мышления у детей.
3. К признакам дистимического характера НЕ относится следующее свойство личности:
3.1. инертность,замедленность, пассивность;
3.2. трудность адаптации к изменению обстановки;
3.3. серьезность, ответственность, добросовестность;
3.4. оптимизм, легкое отношение к жизненным проблемам.
ОБРАЗЕЦ 2
Федеральное агентство по образованию
Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
|
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Билет № 6.
1. Психологическая характеристика воображения: понятие , виды, способы создания новых образов. Какова специфика мысленного эксперимента?
2. Психология межличностного познания. Межличностное восприятие, его механизмы и эффекты.
3. Главным отличительным признаком гиперопеки как типа воспитания, деформирующего характер ребенка, является:
3.1. ребенок выступает объектом повышенного внимания завышенных ожиданий родителей;
3.2. ребенок лишен самостоятельности, осуществляется контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей;
3.3. создание условий для замедления взросления ребенка, неспособности его преодолевать жизненные трудности;
3.4. контакты с ребенком носят частый, но поверхностный характер.
ОБРАЗЕЦ 2
Федеральное агентство по образованию
Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
|
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Билет № 7.
1. Психологическая характеристика стресса.
2. Общение – основа межличностных отношений. Виды и функции общения.
3. Какая из названных характеристик НЕ имеет отношения к специфике психологических фактов?
3.1. форма личностного знания, в которой проявляется собственное осмысление мира и самого себя;
3.2. компонент внутреннего мира человека и такое знание о нем, которое прямо и непосредственно открыто индивиду;
3.3. способ восприятия человеком окружающего мира и самого себя;
3.4. это фрагмент реальности и знание о нем, достоверность которого не вызывает сомнения.
ОБРАЗЕЦ 2
Федеральное агентство по образованию
Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
|
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Билет № 8.
1. Основные компоненты эмоциональной сферы личности.
2. Понятие дидактики. Педагогический процесс как система. Теории и технологии обучения.
3. Что из перечисленного является главным при определении специфики межличностного познания?
3.1. связь с уровнем развития самосознания субъекта познавательной деятельности;
3.2. эмоциональная оценка, переживание определенного отношения к партнеру по общению;
3.3. выделение главных и второстепенных особенностей в образе другого;
3.4. стремление того, кого мы познаем, изменить в нашем сознании представление о себе.
ОБРАЗЕЦ 2
Федеральное агентство по образованию
Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
|
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Билет № 9.
1 . Природа характера и его структура.
2. Психологическое понимание воспитания: социализация и воспитание, критерии воспитанности, особенности и типы воспитания.
3. Главной характеристикой сенсорной памяти является то, что она:
3.1. лежит в основе зрительных образов;
3.2. является генетически первичным видом памяти;
3.3. сохраняет информацию в диапазоне меньше 1 сек.
3.4. является следом стимула, его копия, представленная в центральном отделе анализатора.
ОБРАЗЕЦ 2
Федеральное агентство по образованию
Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
|
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Билет № 10.
1. Типы и свойства темперамента личности. Психологические принципы подхода к представителям разных типов темперамента.
2. Стадии развития межличностных отношений. Межличностная аттракция.
3. Выберите среди предложенных вариантов тот, который полнее и точнее раскрывает психологическую специфику эмоций:
3.1. восприятие ощущений, вызванных изменениями в теле вследствие внешнего раздражения;
3.2. средство мобилизации организма, позволяющее преодолевать двойственные и неожиданные ситуации;
3.3. субъективные индикаторы смысла жизненных событий, переживание их личной значимости;
3.4. переживание впечатления при формировании целостных образов.
Глоссарий