Тема 2. Виды психодиагностических методик, особенности их применения
1. Виды психодиагностических методик, используемых в системе образования.
2. Тесты и условия их правильного применения.
3. Использование различных видов опроса в практической психодиагностике.
4. Анализ документов и продуктов деятельности как средство психодиагностики.
5. Особенности наблюдения, проводимого в психодиагностических целях.
Тема 3. Психодиагностика уровня познавательного развития и способностей детей
1. Понятие одаренности.
2. Проявления одаренности.
3. Пути выявления и развития детской одаренности.
4. Психодиагностика восприятия у детей.
5. Средства изучения внимания.
6. Основные подходы к психодиагностике воображения.
7. Проблемы и трудности, возникающие при изучении мышления детей.
8. Психодиагностика общих способностей.
Тема 4. Психодиагностика уровня развития личности и межличностных отношений
1. Свойства личности ребенка, изучаемые в психодиагностических целях.
2. Подготовка и проведение личностного психодиагностического эксперимента.
3. Особенности психодиагностики личности в младенческом и раннем возрасте.
4. Психодиагностика межличностных отношений.
5. Психодиагностика способности к общению.
Темы для рефератов
1. Понятие и проявление одаренности у детей.
2. Психодиагностика в работе практического психолога.
3. Методы психодиагностики познавательных процессов и способностей детей.
4. Психодиагностика личности ребенка.
5. Психодиагностика межличностных отношений.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Психологические проблемы детской одаренности.
2. Основные этапы разработки и адаптации психологических тестов для работы с детьми в психологической службе системы образования.
3. Организация и процедура психодиагностического изучения зоны потенциального (ближайшего) развития ребенка.
4. Подготовка и проведение психодиагностического эксперимента для изучения личности ребенка.
Литература
I
Анастази А. Психологическое тестирование.—Кн. 1.—М., 1982.
(Содержание психологического тестирования: 17—31.)
Анастази А. Психологическое тестирование.—Кн. 2.— М., 1982.
(Психологическое тестирование: 36—70.)
Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности.— Киев, 1978.
(Психодиагностика: история, теория: 7—24. Теоретические проблемы тестового исследования личности: 79—84.)
Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм.— М., 1982.
(Надежность и валидность интеллектуальных тестов: 77—96.)
Одаренные дети.—М., 1991.
(Многогранность одаренности: 15—26. Открытие ребенка: 31—40. Развитие интересов и постановка задач: 96—111. Развитие творческих способностей: 111—124. Одаренность, ее выявление и развитие: 149—367.)
Психологическая диагностика: проблемы и исследования.— М., 1981.
(Психодиагностика, ее задачи: 19—23. Тестология, тесты и тестирование. Надежность и валидность тестов: 24—35. Обзор развития тестов: 35—49. Интеллектуальные тесты. История и современное состояние: 49—74. Диагностика специальных способностей, профессиональных достижений: 79—95. Диагностика личности: 95—120.)
Психология индивидуальных различий. Тесты.— М., 1982.
(Факторный анализ личности (Р. Мейли): 84—100. Интеллектуальные тесты: 122—128.)
Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика
обучения.— М., 1984. (Разработка теста: 377—401.)
Фромм А. Азбука для родителей.—Л., 1991.
(Психологические тесты: 223—225. Тест интеллекта: 285—287.)
II
Диагностика умственного развития дошкольников.— М., 1978.
(Психологические основы диагностики умственного развития дошкольников: 7—31.)
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.—М., 1981.
(Психодиагностика развития детей: 3—10.)
Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются (общество и
способности человека): Книга для учителя.—М., 1989. (Тестирование интеллекта: 24—31, 37—39.)
Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения
ДО семи лет).—М., 1960. (Методы исследования психического развития детей: 23—30.)
III
Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности.— Киев, 1978.
(Методы исследования интеллекта: 46—79. Методы исследования личности: 85.)
Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике.— Киев, 1989.
Валлон А. Психическое развитие ребенка.— М., 1967.
(Как изучать ребенка: 24—38.) .
Вейн А. М., Каменецкая Б. И. Память человека.— М., 1973.
(Методы изучения памяти: 73—98.)
Венгер Л. А. Педагогика способностей.— М., 1973.
(Измерение способностей: 11—20.)
Диагностика умственного развития дошкольников.— М., 1978.
(Методики обследования умственного развития детей: 181—240.)
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.—М., 1981.
(Методика диагностики учебной деятельности младших школьников: 13—40. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте: 49—64. Опыт диагностики зоны ближайшего развития: 130—152.)
Земска М. Семья и личность.— М., 1986.
(Семейное консультирование: 108—124.)
Изучение учителем психического развития шестилетних учащихся:
методические рекомендации.— Киев, 1984.
(Изучение мотивов учения шестилетних детей: 29—57. Изучение эмоционально-волевого развития шестилетнего ребенка: 58—71.)
Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.— М., 1983.
(Выбор профессии: 7—15. Профориентация и профконсультация: 15—29. Пути и приемы практического консультирования по выбору профессии: 81—94.)
Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности.— М., 1985.
(Принципы конструирования психодиагностических тестов и их описание: 167—302.)
Мерлин В. С. Личность как предмет психологического исследования.— Пермь, 1988.
(Методы психологического исследования личности: 41—56.)
Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива.— М., 1988.
(Методы изучения коллектива: 59—88.)
Новак 3. Вопросы изучения и диагностики развития вербальной способности учащихся // Вопросы психологии.—1983.—№ 3.—С. 46—50.
Норакидзе В. Г. Методы исследования характера.— Тбилиси, 1989.
(Методы исследования характера: 18—87. Опросник Айзенка: 96—104. Опросник изучения уровня эмоционального стресса: 105—115. TAT как метод изучения-характера личности: 122—150. Тесты Роршаха как метод исследования личности: 197—212.)
Петренко В. Ф. Психосемантика сознания.—М., 1988.
(Метод семантического дифференциала: 53—68.)
Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности.— М.,1980.
(Общая характеристика и классификация проективных методик: 10—18. TAT (описание): 71—101. Тест Роршаха (описание): 102—151.)
Столин В. В. Самосознание личности.— М., 1983.
(Самосознание и проблема психологической помощи: 231—269.)
Фраселла Ф., Банистер Д. Новый метод исследования личности:
Руководство по репертуарным личностным методикам.—М., 1987. (Теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик: 5—26.)
Глава 28.