Развитие психодиагностики в 1980-е гг
В начале 1940-х гг. будущее психологического тестирования, во всяком случае в США, казалось отнюдь не светлым. Один из выпусков журнала American Psycho- logist (октябрь 1981) был полностью посвящен тестированию и грозящим ему опасностям, однако в дискуссиях наметилась и очевидная позитивная тенденция, суть которой сводилась к тому, что данное направление исследований не должно быть утрачено для науки и практики.
Количество тестов продолжало расти. Для диагностики личностных особен- ностей было разработано немало новых опросников, но исследователей по-преж- нему беспокоила мысль о том, что ответы на вопросы могут быть сознательно или неосознанно фальсифицированы. Валидность оставалась наиболее уязвимым местом почти каждой диагностической методики, особенно проективной. Тем не
74 Глава 1. История психодиагностики. Введение
менее годы критики относительно мало повлияли на статус проективных тестов. В первый десяток по популярности входили почти те же тесты, что и в прошлом десятилетии: MMPI, WAIS, гештальт-тест Бендер, тест Роршаха, WISC, тест на до- полнение предложений, ТАТ, рисунок человека и некоторые другие. Данные о наиболее часто используемых в США тестах в период с 1935 по 1982 гг. представ- лены ниже.
Тест | Ранговое место |
Миннесотский многоаспектный личностный опросник | |
Шкала интеллекта Векслера для взрослых | |
Гештальт-тест Бендер | |
Тест Роршаха | |
Шкала интеллекта Векслера для детей | |
Тест тематической апперцепции | |
Тест на завершение предложений | |
Тест «Нарисуй человека» | |
Тест «Дом-дерево-человек» |
Пибода тест 10
Тест Роттера на завершение предложений 11
Шкала памяти Векслера 12
Большой интерес вызывало появление последней (четвертой) версии шкалы Стэнфорд-Бине (четвертой). Это были 15 субтестов с заданиями, расположенны- ми в порядке возрастания трудности. Большое значение имело изменение отно- шения к тому, что измерял тест. Постепенно уходят в прошлое, применительно к тестированию интеллекта, термины «умственный возраст», «интеллект» и «IQ». Они были заменены понятиями «когнитивное развитие» и «стандартный возраст- ной балл». «Сырые» баллы, полученные в результате обследования, конвертиро- вались в стандартный возрастной балл (СВБ).
Что дали эти изменения? Согласно некоторым критикам, они были попыткой преодолеть 20-летний спад в тестировании интеллекта (Spruill, 1987). Введение показателя СВБ в новую версию теста Стэнфорд-Бине принесло несомненный успех его разработчикам, правда, несколько омраченный тем, что в этом тесте стан- дартное отклонение было равно 16, в то время как большинство остальных шкал имело стандартное отклонение 15. Тем самым затруднялось сопоставление ре- зультатов, полученных с помощью разных тестов. Четвертая версия шкалы Стэн- форд-Бине была призвана погасить тот негативный эмоциональный заряд, носи- телем которого был IQ-показатель. В какой мере это удалось, сказать трудно, во всяком случае, понятие стандартного возрастного балла быстро нашло горячих сторонников среди тех, кому надоело обсуждать вопросы, связанные с наследу- емым и приобретенным в интеллекте, отложив их решение до лучших времен.
Дальнейшее развитие получают векслеровские шкалы для измерения интел- лекта. Незадолго до смерти его создателя выходит переработанный WAIS (WAIS-R,
1981). Новая версия Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence (WPPSI-R)
появилась в 1989 г. Эта шкала была повторно стандартизирована на 1700 детях от
1.3. Психодиагностика в XX в. 75
3 лет до 7 лет и 3 месяцев, имела лучшие задания, были внесены другие измене- ния, но в основном это была те же самая шкала.
Свежей струей в тестировании интеллекта была появившаяся в это десятиле- тие батарея для измерения интеллекта детей, разработанная в университете Ала- бамы Аланом Кауфманом. «Оценочная батарея Кауфмана для детей» (Kaufman Assessment Battery for Children, 1983) вобрала в себя последние достижения в обла- сти тестирования интеллекта. Автор отказывается от традиции, согласно которой детей относили к той или иной категории на основе коэффициента интеллекта. В оценочной батарее для характеристики умственного развития ребенка исполь- зуются множественные показатели, а все когнитивные задачи рассматриваются автором в качестве критериев того, чему ребенок научился.
Несомненным достижением психологов 1980-х гг., достижением, имеющим не- посредственное отношение к диагностике способностей, было издание в период с
1982 по 1989 г. пятитомника «Успехи в психологии человеческого интеллекта» (Advances in The Psychology of Human Intelligence). Этот труд был издан под редак- цией известного американского психолога Роберта Стернберга, чья иерархиче- ская модель интеллекта, разрабатывавшаяся в этот период, претендовала на объяс- нение взаимоотношений между интеллектом, с одной стороны, и познавательны- ми процессами, опытом индивида, наконец, его поведением, с другой стороны. Несмотря на то что эта модель интеллекта носит откровенно когнитивистский характер, важно то, что ее автор критикует психофизиологическую редукцию ин- теллекта, свойственную, например, исследованиям Г. Айзенка. Еще одним свиде- тельством внимания психологов к проблеме интеллекта стало издание «Между- народного информационного бюллетеня по человеческому интеллекту» (Human IntelligenceInternationalNewsletter,1980-1987),которыйосвещалнетолькоиссле- дования в разных странах, но и приложение их результатов в области образова- ния. Важным событием для понимания места и значения тестов в современном об- ществе становится выход в свет книги «Тестирование способностей: области при- менения,следствияиполемическиевопросы»(AbilityTesting:Uses, Consequences, and Controversies, 1982). В этомдвухтомном труде рассматривались результаты ис- пользования тестов способностей в школах и высших учебных заведениях, при приеме на работу. Особое внимание было уделено этическим проблемам, возни- кающим в психологическом тестировании.
Пополняется арсенал личностных опросников. Достоянием психодиагностов в 1989 г. становится MMPI-2. Несмотря на свое сходство с MMPI, MMPI-2 — это новый диагностический инструмент. Такой вывод следует из множества новаций в MMPI-2. Достаточно сказать, что появилось 15 новых так называемых содер- жательных шкал, каждая из которых, за исключением трех, «сопровождается» разным количеством субшкал (всего 27 субшкал). Имелись и другие новшества. Опросник был стандартизирован на выборке о одинаковым представительством мужчин и женщин и пропорциональным представительством национальных мень- шинств. Необходимость в появлении MMPI-2 обусловлена различными причи- нами. Прежде всего следует вспомнить о том, что с момента рождения MMPI про- шло немало времени и требовалась, по крайней мере, очередная стандартизация.
76 Глава 1. История психодиагностики. Введение
Разработчики стремились исключить двусмысленные или «обидные» утвержде- ния, например такие: «Я думаю, что Линкольн был более знаменитым человеком, нежели Вашингтон». Также за прошедшие десятилетия подверглись изменениям смысл и значение некоторых утверждений, таких, в частности, как утверждение
«Я важная особа». Если в 1930-е гг. только 9 % нормальных взрослых людей со- глашались с этим утверждением, то в конце XX в. ситуация резко изменилась. Примерно 49 % современных американских мужчин и женщин согласны с этим утверждением! В MMPI-2 был также осовременен язык около 14 % утверждений.
Восьмидесятые годы — годы значительного оживления в факторных исследо- ваниях личности. На симпозиуме, посвященном факторным исследованиям лич- ности (Гонолулу, 1980), в выступлениях Льювиса Гольдберга, Наоми Такемото, Андре Комрея и Джерси Виггинса обосновывалась пятифакторная модель лично- сти, получившая название «Большой пятерки».Нельзя сказать, что ее авторы были полностью оригинальны в своих изысканиях (ср. с исследованиями, выпол- ненными Терстоуном в 1930-х гг. и более поздними работами Р. Кеттелла), тем не менее модель вызвала значительный интерес. Пауль Коста и Роберт Мак-Гри, ра- нее развивавшие трехфакторную модель личности (1976), добавляют к своим фак- торам нейротизма, экстраверсиии открытости опытуеще два: склонности к со- гласию и добросовестности.На основе этой модели ими создается первый опрос- ник, предназначенный для диагностики «большой пятерки» (1985).
Тем временем появляется множество компьютерных версий тестов, которые все чаще привлекают психологов. В течение 1983-1984 гг. результаты 300000 те- стовых исследований интерпретировались с помощью компьютера и высказыва- лись предположения, что к 2000 г. практически все психологические тесты будут автоматизированы. Однако если в 1970-е гг. многие психологи оказались очарова- ны возможностями компьютеров и не особенно прислушивались к голосам, заяв- лявшим о проблемах, которые приносит с собой компьютеризированное тестиро- вание, в это десятилетие предостережения звучат все чаще, носят более обоснован- ный характер и не остаются без внимания научной общественности. Указывается на необходимость продолжения исследований по определения валидности мно- гих из автоматизированных тестов и полученных таким образом интерпретаций (Groth-Marnat и Shumaker, 1989). Компьютерные интерпретации, как оказалось, нуждаются в периодическом пересмотре. Также отмечается то, что должны быть решены вопросы, связанные с квалификацией, с одной стороны, разработчиков программного обеспечения, а с другой стороны — психологов, проводящих ком- пьютерное тестирование. Компьютерные интерпретации справедливо характери- зуются как такие, которые грешат расплывчатыми утверждениями общего харак- тера и тем самым применимы почти к каждому человеку.
В 1984 г. появляется еще одно справочное издание, посвященное тестам, —
«Критика тестов» (Test Critiques), которое, наряду с «Ежегодниками психических измерений», становится важным источником информации и критических оценок в отношении сотен тестов. Завершится эта десятитомная серия в 1994 г.
Переиздание Американской психологической ассоциацией в 1985 г. «Стандар- тов для тестирования в образовании и психологии» явилось очередной вехой в со- вершенствовании нормативно-правовой основы диагностической деятельности.
1.3. Психодиагностика в XX в. 77