Одежда как знак вхождения в зрелищно-игровую ситуацию
Для нас это театральные или эстрадно-цирковые, карнавально-маскарадные костюмы. Любые костюмы, предназначенные для зрелищ и представлений, уличных розыгрышей и гуляний настраивают на несерьезный лад и игру.
Одежда как источник социальной информации. Одежда демонстрирует профессиональную принадлежность или профессиональный статус носящего. Профессиональная принадлежность легко читается в одежде работников милиции, метро, врачей, проводников, стюардесс и облегчает выполнение профессиональных обязанностей человека. На профессиональный статус могут указывать элементы костюма. Так, у военных и работников милиции мы легко определяем звание по звездочкам на погонах.
Одежда может быть знаком принадлежности к определений социокультурной среде. Например, знаком классовой к принадлежности к организации. Такая одежда демонстрирует принадлежность к общественной, партийной организации. Например, форменная одежда скаутов (эмблемы, головные уборы, аксессуары), школьная форма, униформа (как элемент фирменного стиля организации).
Ведомственную принадлежность подчеркивают: форменная одежда военнослужащих, работников морского и речного флота, железнодорожников, связистов, летчиков и пр. Любая специальная одежда вначале создается для оптимального решения профессиональных задач (например, костюм водолаза, созданный для условий работы на глубине), а затем становится знаком профессиональной принадлежности.
Одежда может говорить о принадлежности к неформальной группировке; социально-половой роли ее владельца. Так, например, во многих культурах существуют традиции в одежде замужних и незамужних женщин.
Одежда может быть также знаком определенного времени суток (пижама для ночного отдыха, халат для утреннего умывания и т. д.), ситуации (повседневная, торжественная, официальная, неформализованная; у военных — повседневная, полевая и парадная); места (верхняя одежда для улицы, домашняя — для дома, одежда для отдыха и пр.).
Одежда может выступать знаком ритуала. Так, одежда для новорожденных — это ритуально-традиционная одежда для девочки (розовый бант, красное одеяльце) или мальчика (синий бант и одеяльце), которых забирают из роддома.
Одежда для свадебного ритуала по традиции — черный костюм у жениха и белое платье с фатой и белыми перчатками у невесты.
Согласно правилам, предписанным этикетом, одеваются на дипломатических приемах; ритуала — в момент осуществления религиозных обрядов (например, в православии: при обряде крещения, венчания, отпевания, во время праздникных служб).
Одежда может указывать на сезон года (зимняя одежда, летняя, межсезонная одежда); на престижность и богатство (дорогие кожаные или меховые изделия, выполненные известным модельером или престижной фирмой (очень модные изделия).
Одежда является знаком половой дифференциации.Разделение одежды по признаку пола на мужскую и женскую наблюдается уже в костюме Древнего Египта.
Традиционно мужские виды одежды акцентируют плечевой пояс фигуры. Женская же одежда подчеркивает линию талии, бедер и груди. Одежда усиливает и акцентирует телесные признаки пола. Знак «лицо мужского пола» — традиционно мужские виды одежды сорочки, брюки, пиджаки и т. д. Знак «лицо женского пола» — женские виды одежды (женские особенности кроя, отделки, силуэта и используемые тканей): например, платья, купальники и др.
Одежда указывает на возраст. Общение с помощью нее начинается с нашей первой одежки, которая несет в себе как минимум два знака:
принадлежность к полу — цветовое оформление;
знак младенца — вид одежды (пеленки, одеяла, чепчики распашонки).
Одеяние младенца может также содержать в себе знаки престижности (например, вышитые семейные монограммы, национальной принадлежности и ряд других).
Возрастные особенности человека выражаются в одежде через степень подачи признаков пола, выраженность эротических зон (например, мера открытия колен и груди у женщин).
Одежда для различных возрастных групп визуально отличается особенностями кроя, формообразования, используемых материалов, цветов, элементов отделки, фурнитуры 0 пр. Это и делает ее узнаваемым знаком возраста.
Одежда может указывать на сферу деятельности. По назначению изделия выделяют три основные класса: бытовая, спортивная, производственная одежда.
Класс бытовой одежды наиболее многочисленный, его подразделяют на следующие подклассы: бельевые изделия, костюмно-платьевые, верхней одежды, корсетные изделия, головные уборы, перчатки и рукавицы; виды изделий (согласно принятой в швейной промышленности классификации).
Класс спортивной одежды подразделяют на подклассы по видам спорта, а далее на конкретные виды изделий. Так, выделяют одежду для футбола, баскетбола, волейбола, хоккея, фигурного катания, плаванья, прыжков в воду, фехтования, конного спорта, бокса, различных видов борьбы и т. д. Класс «спортивная одежда» соответствует количеству известных человечеству видов спорта.
Класс производственной одежды в зависимости от выполняемых функций разделяют на три подкласса: специальную, ведомственную и технологическую одежду. Каждый класс такой одежды является четким знаком сферы человеческой жизни.
Одежда может стать знаком конкретного человека. Например, в жизни мы можем специально повторить костюм другого человека или пародировать его манеру ношения.
Пародисты на сцене очень любят использовать одежду-знак конкретного певца или певицы. Наиболее узнаваемые знаки создали в языке одежды Валерий Леонтьев, Алла Пугачева и Эдита Пьеха.
Одежда может быть знаком социального типа. Хорошо представляемы знаки «джентльмен» — это фрак, белый шарф, перчатки, трость; «женщина-товарищ» — красная косынка и кожанка в женском костюме; «судья» — плащ и мантия; «новый русский» — малиновый пиджак, массивные золотые цепи и Длинное кашемировое пальто на мужчине, хиппи, рейвер и т. д.
Литература
1. Ауреден Л. Как быть красивой: полезные советы / Пер. с польск. Е.В. Пилишек. — М.: Профиздат, 1990.
2. Борегг П. С. Программа по оздоровлению позвоночника:
Пер. с англ. - М.: Изд-во МП "Ритм", 1992.
3. Браун Л. Имидж — путь к успеху. — Спб.: Питер Пресс, 1996.
4. Вендровска С. 100 минут для красоты и здоровья. — М.:
Физкультура и спорт, 1992.
5. Внешность и судьба. Отрывки из старинных книг. — М.:
МП"Веда", 1991.
6. Горелов И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак. — М.:
Молодая гвардия, 1991,
7. Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. — М.: Искусство, 1991.
8. Доусон Р. Уверенно принимать решения / Пер. с англ. Д.Л. Стровского. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1996.
9. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. — Спб.: Питер, 1994.
10. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему: Пер сеш. — Спб.: Питер, 1995.
11. Ключевский В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. — М.: Мысль, 1993.
12. Корнелиус X., Фейр Ш. Выиграть может каждый: Прак-тич. руководство по конфликтологии для предпринимателей Пер. с англ. П.Е. Патрушева — М.: Стрингер, 1992.
13. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена. - М.: "Ось-89", 1995.
14. Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности. — М.: Знание, 1981.
15. Лобарева Л.А. Уроки привлекательности. — М.: ИПК и ПРНО МО, 1995.
16. Меркле Р. Депрессия? Больше никогда!: Пер. с нем. — М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996.
17. Мы выбираем, нас выбирают. Женский клуб. — Спб.:
Лейла,1995.
18. Николаева Т.М. Мимика и жесты в лекции. — М., 1972.
19. Ниренберг Д., Кодера Г. Читать человека — как книгу. — М.: Экономика, Академия здоровья, 1990.
20. Опалев А. В. Умение обращаться с людьми. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1996.
21. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. — М.: Прогресс, 1989.
22. Пек М. С. Нехоженые тропы. Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного роста / Пер. с англ. Н.Н. Михайлова. - М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996.
23. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам? — Новгород, 1992.
24. Попов В.Д. Социально-психологические законы и формирование имиджа государственной службы. — М.: РАГС, 1996.
25. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. Е.А. Крылова. - М.: ЛПУ, 1987.
26. Прически. Косметика. Макияж. — М., 1991. — (Биб-чка журнала "Бытовое обслуживание населения").
27. Психология индивидуальных различий: Тесты Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М., 1982.
28. Разумихина Г. Будь, пожалуйста, счастлив! — М.: Моск. рабочий,1990.
29. Роббинс Э. Могущество без пределов / Пер. с англ. Н.Н. Михайлова. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1996.
30. Сикорская С., Бельченко Е. Косметика без секретов. — М.: Дом русской косметики, 1991.
31. Скотт Д.Г. Сила ума. — Спб.: СПИКС, 1994.
32. Сонтаг Линда. Прически и красота / Пер. с англ. Д.Н. Киселева. - М.: "ЭКСМО", 1994.
33. Сопер П.Л. Основы искусства речи. — М.: Прогресс-академия, 1992.
34. Сыромятникова И. С. Искусство грима. — М.: Высшая школа, 1992.
35. Ушаков Б.Г. Имидж как социально-психологическая проблема (учебно-методические материалы). — Екатеринбург:
Уральский кадровый центр, 1995.
36. Уэйтли Д. Новая динамика победы: Пер. с англ. — М.:Культура и спорт, ЮНИТИ, 1996.
37. Физиогномика / Под ред. Авраменко А.В. — Ессентуки. Изд-во Контакт ООП статистики, 1990
38 Флоренская Т.А Диалог в практической психологии. — М АН СССР, 1991
39 Чистякова М И Психогимнастика / Под ред М И. Буянова — М Просвещение, 1990
40 Чисхольм П Уверенность в себе путь к деловому успеху: Пер. с англ. — М.. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994
41. Шепель В.М Ортобиотика: слагаемые оптимизма — М.:
ЮНИТИ, 1996
42. Школа этикета: поучения на всякий случай / Сост. Л.С. Лихачева. — Екатеринбург Среднеуральское кн. изд-во, 1995.
43 Шпигель Дэк. Флирт — путь к успеху. Практическое пособие для мужчин и женщин. — Спб.. Питер, 1995
44. Шуман-Вешховецкая М. Быть женщиной — М . А/О "Книга и бизнес", 1992.
45. Энкельман Н.Б. Преуспевать с радостью. — М. СП "Интерэксперт", Экономика, 1993.
46. Энтони Р Секреты уверенности в себе — М.: Мирт, 1994.
47. Ярцев В.В., БелюсеваЛ.М. Парикмахерская дома. — М.:
ТОО "Ступень", 1995.