Контроль и его функции в учебном процессе

Контроль- проверка чего-нибудь. Контроль за учебной деятельностью учащихся обеспечивают внешняя обратная связь (контроль выполняется учителем) и внутренняя обратная связь (самоконтроль учащихся).

Внешняя обратная связь- различные проверки усвоения учебного материала учащимися (контрольные опросы, письменные работы, экзамены и т.д.).

Внутренняя обратная связь- самоконтроль учащихся, проверка себя по определенным вопросам или задачам. Учащиеся убеждают себя в какой мере они усвоили материал.

Контроль, оценка - особый вид учебных действий. Они бывают:

a) контроль и оценка или самоконтроль и самооценка;

b) ретроспективные или прогностические;

c) итоговые, пошаговые, прогнозирующие.

Цели контроля:

1. Установить характер деятельности, уровень достижения нормы;

2. научить методам взаимоконтроля;

3. сформировать привычки к самоконтролю.

Для того чтобы установить правильность учебных действий, необходимо соотнести ход их выполнения и результат с заданным образцом, т.е. осуществить контроль.

Действию контроля в учебной деятельности принадлежит особая роль, поскольку овладение этим действием характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс.

Первоначально контроль за выполнением учебных действий производит учитель. Он расчленяет полученный результат на элементы, сопоставляет их с заданным образцом, указывает на возможные расхождения, соотносит выявленные расхождения с недостатками учебных действий. Постепенно по мере овладения контролем дети начинают самостоятельно соотносить результаты своих действий с заданным образцом, находить причины несоответствия и устранять их, изменяя учебные действия.

Сравнение результата с заданным образцом является основным моментом действия контроля. Так, при разучивании стихотворения таким образцом выступает напечатанный в книге текст. Действию сравнения с образцом необходимо научить ребенка, просто показать образец и сказать: «Смотри, делай также и сравнивай» - нередко бывает недостаточно. Необходимо выделить в образце опорные точки.

В овладении действием контроля большую помощь могут оказать ребенку родители. На первых этапах школьной жизни первоклассника они нередко практически полностью берут контроль за его домашней подготовкой к урокам на себя: проверяют тетради, заставляют отвечать устные уроки, собирают портфель и прочее. Учитель должен подсказать родителям, что основная их задача состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка самостоятельно контролировать себя в учебных занятиях (а затем и не только в них).

Для формирования самооценки необходимо:

1. сравнение с эталоном;

2. взаимная проверка;

3. сравнение двух сильных или слабых (но не по контрасту);

4. сравнение результата с самим собой по степени продвижения.

Оценка позволяет определить, в какой степени усвоен способ решения учебной задачи и насколько результат учебных действий соответствует их конечной цели. Оценка « сообщает» школьнику, решена или не решена им данная учебная задача.

Оценка не тождественна отметке. Их различение является важным условием психологически грамотного построения и организации учебной деятельности. Оценка- это процесс оценивания, осуществляемый человеком; отметка является результатом этого процесса, его условно-формальным отражением в баллах.

Неоценивание ведет к формированию неуверенности в собственных знаниях и действиях, к потере ориентировки и на их основе приводит к осознанию собственной малоценности.

В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью возложена на учителя. Ученик же, как правило, освобожден от этого, и его собственная оценочная активность не формируется. Поэтому школьники нередко затрудняются судить о том, почему учитель поставил ту или иную отметку.

Психологи и педагоги предпринимают попытки выведения отметки из школьной практики. Пример - разработанная Амонашвили концепция обучения на содержательно- оценочной основе. Безотметочное обучение введено в первых классах массовых школ. Одним из решающих оснований для этого послужили результаты психофизиологических обследований первоклассников, согласно которым низкие отметки являются сильным психотравмирующим фактором и резко снижает работоспособность детей в течение всего рабочего дня.

Однако отказ от отметок в начальной школе, решая одни проблемы, порождая другие. В начальных классах нередко приходится сталкиваться с тем, что дети выпрашивают отметки за выполнении ими неучебные задания. При этом они не всегда удовлетворяются содержательной оценкой сделанного. Потребность детей в обратной связи естественна. Но отметка как единственная форма удовлетворения этой потребности может свидетельствовать о том, что содержательный способ оценивания детям не знаком.

Оценка как необходимый компонент самостоятельной учебной деятельности формируется у ребенка постепенно, в процессе усвоения образцов учебных действий и последовательного перехода действия оценивания от учителя к учащимся. Формирование у младших школьников оценки, умения анализировать содержание собственных действий и их основание с точки зрения их соответствия требуемому результату (наряду с контролем) являются важным условием развития рефлексии.

Наши рекомендации