Функции преподавателя во время дискуссии

Ведущий дискуссии должен хорошо представлять себе имею­щиеся точки зрения на постановку и решение дискуссионной

I

L

Функции преподавателя во время дискуссии - student2.ru проблемы, разбираться в тонкостях аргументации, у него должна быть своя точка зрения на решение данной проблемы, которую он может высказать при подведении итогов дискуссии.

Роль преподавателя при проведении любой дискуссии наибо­лее близка к роли посредника и включает следующие функции:

- сформулировать проблему и тему дискуссии, создать необхо­
димую мотивацию, т. е. показать значимость проблемы для участ­
ников, выявлять в ней нерешенные и противоречивые моменты,
определить ожидаемый результат. В качестве объекта дискуссион­
ного обсуждения могут выступать не только специально сформу­
лированные проблемы, но и случаи (казусы) из профессиональ­
ной практики;

- создать доброжелательную атмосферу. Лучше всего дискуссия
проходит в дружелюбной обстановке, свободной от ограничений.
Важно, чтобы людям, находящимся в аудитории, было легко ус­
танавливать визуальный контакт друг с другом и чтобы число уча­
стников было минимальным. Очень трудно сохранить неформаль­
ную обстановку, когда сорок человек сидят в аудитории со стола­
ми в три ряда;

- сформулировать вместе с участниками правила ведения
дискуссии (выступить должен каждый; внимательно выслушивать
выступающего, не перебивать; аргументированно подтверждать
свою позицию; не повторяться; не допускать личной конфронта­
ции; сохранять беспристрастность; не оценивать выступающих,
не выслушав до конца и не поняв позицию) [68, с. 112];

- добиваться однозначного семантического понимания терми­
нов, понятий, дать рабочие определения обсуждаемой темы;

- мягко вводить группу в дискуссию посредством открытых
вопросов, которые требуют обсуждения, не ставя участников в
оборонительную позицию;

- руководить дискуссией: поддерживать высокий уровень ак­
тивности всех участников, соблюдать регламент, тактично оста­
навливать отклонившихся от темы и затянувшиеся монологи, под­
ключать пассивных участников;

- мобильно фиксировать предложенные идеи на плакате или
на доске, чтобы исключить повторение и стимулировать допол­
нительные вопросы;

- оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений,
позиций; подводить промежуточные итоги, чтобы избежать дви­
жения дискуссии по кругу; направлять обсуждение в нужное русло.

В конце дискуссии или после окончания отведенного на нее времени преподаватель обобщает предложения, высказанные груп­пой, и подытоживает все достигнутые выводы и заключения. За­тем сравнивает достигнутый результат с исходной целью (как уда­лось продвинуться), оценивает, насколько решение является груп­повым. Если общее решение не достигнуто, предлагает, что мож-

но сделать для того, чтобы результат устроил всех, а если пробле­ма не решена полностью — ориентирует на следующее обсужде­ние (предлагает задание, намечает срок). Педагог принимает груп­повое решение вместе с участниками, подчеркивает вклад каждо­го участника в обсуждение, благодарит каждого. Приемы введения в дискуссию:

1) предъявление проблемной производственной ситуации;

2) постановка проблемных вопросов;

3) демонстрация видеосюжета;

4) ролевое проигрывание проблемной ситуации;

5) анализ противоречивых высказываний по обсуждаемой теме;

6) альтернативный выбор (участникам предлагается выбрать одну
из нескольких точек зрения или способов решения проблемы).

Приемы, повышающие эффективность группо­вого обсуждения [64]:

1) уточняющие вопросы, побуждающие более четко формули­
ровать и аргументировать мысли («Что вы имеете в виду, когда
говорите...?», «Как вы докажете, что это верно?»);

2) парафраз — повторение ведущим высказываний выступаю­
щих, с целью стимулировать переосмысление и уточнение ска­
занного («Вы говорите, что...», «Правильно ли я понял(а), что...»);

3) демонстрация непонимания — побуждение участников по­
вторить, уточнить свое суждение («Я не совсем понимаю, что вы
имеете в виду. Уточните, пожалуйста»);

4) выражение сомнения, которое позволяет отсеивать слабо ар­
гументированные и непродуманные высказывания («Так ли это?»,
«Вы уверены в том, что утверждаете?»);

5) приведение альтернативной точки зрения, акцентуация на
другом подходе;

6) «доведение до абсурда» — ведущий соглашается с высказан­
ным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;

7) «задевающее утверждение» — ведущий высказывает сужде­
ние, заведомо зная, что оно вызовет бурную реакцию и несогла­
сие участников, стремление опровергнуть данное мнение и изло­
жить другую точку зрения.

Составной частью любой дискуссии является процедура воп­росов и ответов. Каждый тип вопросов играет важную роль в дис­куссии, и каждый имеет свои особенности. Умело поставленный вопрос позволяет получить дополнительную информацию, уточ­нить позицию выступающего, направить обсуждение в нужном направлении, активизировать внимание.

Наши рекомендации