Функции преподавателя во время дискуссии
Ведущий дискуссии должен хорошо представлять себе имеющиеся точки зрения на постановку и решение дискуссионной
I
L
проблемы, разбираться в тонкостях аргументации, у него должна быть своя точка зрения на решение данной проблемы, которую он может высказать при подведении итогов дискуссии.
Роль преподавателя при проведении любой дискуссии наиболее близка к роли посредника и включает следующие функции:
- сформулировать проблему и тему дискуссии, создать необхо
димую мотивацию, т. е. показать значимость проблемы для участ
ников, выявлять в ней нерешенные и противоречивые моменты,
определить ожидаемый результат. В качестве объекта дискуссион
ного обсуждения могут выступать не только специально сформу
лированные проблемы, но и случаи (казусы) из профессиональ
ной практики;
- создать доброжелательную атмосферу. Лучше всего дискуссия
проходит в дружелюбной обстановке, свободной от ограничений.
Важно, чтобы людям, находящимся в аудитории, было легко ус
танавливать визуальный контакт друг с другом и чтобы число уча
стников было минимальным. Очень трудно сохранить неформаль
ную обстановку, когда сорок человек сидят в аудитории со стола
ми в три ряда;
- сформулировать вместе с участниками правила ведения
дискуссии (выступить должен каждый; внимательно выслушивать
выступающего, не перебивать; аргументированно подтверждать
свою позицию; не повторяться; не допускать личной конфронта
ции; сохранять беспристрастность; не оценивать выступающих,
не выслушав до конца и не поняв позицию) [68, с. 112];
- добиваться однозначного семантического понимания терми
нов, понятий, дать рабочие определения обсуждаемой темы;
- мягко вводить группу в дискуссию посредством открытых
вопросов, которые требуют обсуждения, не ставя участников в
оборонительную позицию;
- руководить дискуссией: поддерживать высокий уровень ак
тивности всех участников, соблюдать регламент, тактично оста
навливать отклонившихся от темы и затянувшиеся монологи, под
ключать пассивных участников;
- мобильно фиксировать предложенные идеи на плакате или
на доске, чтобы исключить повторение и стимулировать допол
нительные вопросы;
- оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений,
позиций; подводить промежуточные итоги, чтобы избежать дви
жения дискуссии по кругу; направлять обсуждение в нужное русло.
В конце дискуссии или после окончания отведенного на нее времени преподаватель обобщает предложения, высказанные группой, и подытоживает все достигнутые выводы и заключения. Затем сравнивает достигнутый результат с исходной целью (как удалось продвинуться), оценивает, насколько решение является групповым. Если общее решение не достигнуто, предлагает, что мож-
но сделать для того, чтобы результат устроил всех, а если проблема не решена полностью — ориентирует на следующее обсуждение (предлагает задание, намечает срок). Педагог принимает групповое решение вместе с участниками, подчеркивает вклад каждого участника в обсуждение, благодарит каждого. Приемы введения в дискуссию:
1) предъявление проблемной производственной ситуации;
2) постановка проблемных вопросов;
3) демонстрация видеосюжета;
4) ролевое проигрывание проблемной ситуации;
5) анализ противоречивых высказываний по обсуждаемой теме;
6) альтернативный выбор (участникам предлагается выбрать одну
из нескольких точек зрения или способов решения проблемы).
Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения [64]:
1) уточняющие вопросы, побуждающие более четко формули
ровать и аргументировать мысли («Что вы имеете в виду, когда
говорите...?», «Как вы докажете, что это верно?»);
2) парафраз — повторение ведущим высказываний выступаю
щих, с целью стимулировать переосмысление и уточнение ска
занного («Вы говорите, что...», «Правильно ли я понял(а), что...»);
3) демонстрация непонимания — побуждение участников по
вторить, уточнить свое суждение («Я не совсем понимаю, что вы
имеете в виду. Уточните, пожалуйста»);
4) выражение сомнения, которое позволяет отсеивать слабо ар
гументированные и непродуманные высказывания («Так ли это?»,
«Вы уверены в том, что утверждаете?»);
5) приведение альтернативной точки зрения, акцентуация на
другом подходе;
6) «доведение до абсурда» — ведущий соглашается с высказан
ным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;
7) «задевающее утверждение» — ведущий высказывает сужде
ние, заведомо зная, что оно вызовет бурную реакцию и несогла
сие участников, стремление опровергнуть данное мнение и изло
жить другую точку зрения.
Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов. Каждый тип вопросов играет важную роль в дискуссии, и каждый имеет свои особенности. Умело поставленный вопрос позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позицию выступающего, направить обсуждение в нужном направлении, активизировать внимание.