Критериев мотивирующей организации труда
1. Каждое действие требует осмысления Это относится к управляющим и всем другим, кто требует действия от других
2. Радость от работы связана с причастностью к результатам дея-
тельности, к работе с людьми Исполнители хотят, чтобы их работа была значимой для других лиц.
3. Каждый работник хочет показать свою значимость и проявить
свои способности. Он хочет принимать участие в решениях, в которых компетентен именно он 4 Каждый работник хочет выразить себя в труде, узнать себя в результатах, иметь доказательства того, что он может что-то сделать. Это "что-то", по возможности, должно получить имя своего создателя Это относится как к отдельному работнику, так и к группе.
5. Каждый имеет свою точку зрения на то, как можно улучшить
работу и ее организацию. Он хочет реализовать цели и не боится наказания. Он думает, что им заинтересуются
6. Там, где управление не на высоте, преуменьшается значимость
работника Он хочет ощущать свою значимость.
7. Каждый человек стремится к успеху. Успех — это реализован-
ные цели.
Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"
Часть I. Глава 3. Мотивация к труду
8. Успех без признания приводит к разочарованию Каждый хорошо работающий сотрудник вправе рассчитывать на признание и поощрение (материальное и моральное)
9 Быстрота получения информации сотрудниками является мерилом их значимости в глазах управляющих Затруднения в получении информации принижают их и снижают готовность к труду
10 Сотрудники отрицательно относятся к принятию различных изменений в их работе без их участия.
11 Каждый работник хочет получить информацию о качестве своего труда Им это нужно больше, чем начальству. Она должна быть оперативной, чтобы внести необходимые коррективы в свои действия
12 Любая работа будет лучше выполняться при наличии самоконтроля Контроль со стороны действует неприятным образом.
13. Большинство работников стремится в процессе работы получить новые знания К повышенным требованиям работники относятся лучше, чем к заниженным
14 Работники болезненно реагируют, если при получении хороших результатов их еще больше загружают работой. Этим способом убивают инициативу Работники стремятся лучше работать из-за самореализации
15 Большой проблемой является возможность для работников иметь условия для инициативы и реализации своих возможностей, а также для приобретения индивидуальной ответственности в системе "затраты — результат".
Теория мотивации Д. МакГрегора (середина 60-х гг. XX в.
Теория трудовой мотивации Дугласа МакГрегора — профессора Масса-чусетского технологического института была опубликована в 1964 г в книге "Человеческая сторона предприятия" /10/ По существу эта теория была попыткой соединить тейлоризм с теорией Э Мэйо По словам самого Д МакгГрегора, управление — это искусство строить человеческие отношения Он разделяет две формы этого искусства. Одна из них базируется на теории Ф Тейлора Эта теория совпадает с общепринятыми взглядами предпринимателей и управляющих Такую теорию Д МакГрегор назвал "Теорией X" /10/.
Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852
В. А.Розанова
Теория Д. МакГрегора — двухфакторная, содержащая в себе, по сути, две противоположные теории' "Теорию X" и "Теорию У" Свою мотивационную теорию Д МакГрегор применил к промышленным ситуациям Он сформулировал основные подходы к пониманию природы человека, существующие в практике управления, а также вывел из нее следствия и рекомендации, носящие практический характер
Представленная Д. МакГрегором теория пытается соединить разнонаправленные подходы. Первая ("Теория X") имеет прямое отношение к "экономическому" человеку, а "Теория У" —к "социальному" человеку В этом и заключается его попытка соединить концепции Ф. Тейлора и Э Мэйо
"Теории X" соответствует многоэтажная пирамида управления, где нижние звенья только выполняют при-
Теория X
казы "сверху", не проявляя никакой инициативы. Основные положения "Теории X" сводятся к следующему:
1 Средний работник не любит трудиться. Основной тенденцией
его поведения является уклонение от работы.
2 Работников нужно принуждать к работе. Средствами принуж-
дения могут быть угрозы, наказания, а также награды 3. Средний работник избегает инициативы.
"Теория X" сложилась в 60-е гг. и в достаточной степени соответствовала взглядам менеджеров того периода
По свидетельству самого Д. МакГрегора, его теория дает определенные результаты, но является, вместе с тем, антинаучной /10/ Она противоречит современным знаниям, в том числе и науке о человеке Старые методы управления рождают страх у работников, апатию, а иногда и активное недовольство, потерю интереса к работе, уход с работы, снижение выработки, конфликты и т. д. /4/.
По мнению МакГрегора, люди не таковы, какими их представляют управляющие. Людям свойственны иные
Теория У
качества от природы. Исходя из этого утверждения, Д. МакГрегор строит свою вторую теорию — "Теорию У" /11/.