Основные источники и предпосылки возникновения психоаналитических идей
На развитие психоаналитического движения существенное влияние оказали два основных источника: а) философские концепции бессознательных психических феноменов; б) работы в сфере психопатологии и психотерапии
В самом начале XVIII в. немецкий философ и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц разработал концепцию, названную им монадологией. Монады, согласно Лейбницу, представляют собой единичные элементы реальности, отличные от физических атомов. Каждая монада представляет собой непротяженную психическую сущность. С точки зрения Лейбница, активность монад, протекающая в сфере идеальных психических актов, имеет различную степень сознательности: от почти полностью бессознательной до ясного и четкого сознания. Низшие уровни психической активности монады были названы малыми перцепциями, их сознательная реализация получила название апперцепции.
Спустя сто лет немецкий философ и педагог Иоганн Фридрих Гербарт развил эти идеи. Он сформулировал концепцию порога сознания. Гербарт полагал, что “идеи воздействуют друг на друга подобно механическим силам”. Согласно Гербарту, идеи, находящиеся ниже определенного порога, неосознаваемы. Когда идея поднимается до уровня сознания, она апперцептируется. Для того чтобы та или иная идея могла подняться до уровня сознания, она должна быть сопоставима с теми идеями, которые уже находятся в сфере сознания. Несовместимые идеи не могут находиться в сознании одновременно. Идеи, противоречащие уже имеющимся в сознании, вытесняются. Вытесненные идеи находятся ниже порога сознания. Согласно Гербарту, различные идеи конкурируют между собой за возможность сознательной реализации.
Данная традиция рассмотрения бессознательных идей нашла свое продолжение в работах Артура Шопенгауэра и Эдуарда фон Гартмана, разрабатывавших идеи панпсихизма и абсолютного бессознательного.
Основные положения теории А. Шопенгауэра, роднящие его с психоанализом, касаются концепции воли как абсолютной психической основы мира, и, в частности, воли к жизни как основы всякой жизни. Человек есть самая совершенная объективация воли к жизни. Сильнее всего воля к жизни выражается в половом влечении, а также в борьбе человека против себе подобных (агрессия). Государство, право, воспитание представляют собой “намордник”, не позволяющий членам общества уничтожить друг друга.
Э. фон Гартман вошел в историю как автор книги “Философия бессознательного”, в которой он обобщил существовавшие ранее положения о феномене бессознательного. Бессознательное, по Гартману, основа всего живого и абсолютная ценность бытия. Оно формирует организм и поддерживает его жизнь, служит цели сохранения человеческого существа и всего человеческого рода, … бессознательное является стимулом для художественного творчества. Однако у бессознательного есть и “темная сторона”: руководствуясь бессознательным, никогда не знаешь, куда придешь; бессознательное заключает в себе нечто демоническое, страшное; в то время как сознание можно ориентировать в нужном нам направлении, бессознательное вне сферы нашего контроля и само контролирует нас через аффекты и страсти. Сравнительный анализ теоретических положений Гартмана и Фрейда показывает, что многие концепты последнего теснейшим образом перекликаются с идеями гартманской философии бессознательного.
Еще один философ, чьи идеи были созвучны теоретическим положениям Фрейда, - это Фридрих Ницше. Особенно четкие параллели мы можем провести между понятием его теории “воля к власти” и фрейдистским понятием “инстинкт”. Ницшеанская “воля к власти” – единственная причина всех процессов, как физических, так и духовных. Наиболее полно и естественно она выражается в аффектах. Разум, мышление – не более чем сцена для выражения скрытых за ними аффектов, они носят служебный характер.
Разного рода представления о бессознательном составляли важную часть общественного интеллектуального климата в Европе в XIX в. Таким образом, Фрейд не был первым, кто всерьез заговорил о бессознательном в человеческой психике. Напротив, он сам полагал, что философы до него уде многое сделали в этой области. То новое, на что претендовал он, касалось, прежде всего, способов исследования бессознательного. Однако и здесь он опирался на работы многих исследователей.
До XVIII в. психотерапия не являлась предметом каких-либо научных исследований. В период христианства к душевнобольным людям относились как к “одержимым бесами”; поэтому “надлежащее” с точки зрения церкви лечение сводилось к моральному и религиозному осуждению, а также мучительным процедурам по изгнанию бесов. В XVIII в. душевные болезни стали рассматривать как иррациональное поведение; никакого лечения их не предполагалось.
Психотерапия стала полем экспериментального исследования лишь в конце XVIII в. с появлением работ доктора медицины Венского университета Франца Антона Месмера. Месмер использовал гипноз для улучшения состояния больных; свое воздействие он называл “животным магнетизмом”. Болезнь он рассматривал как неравномерное распределение жизненного флюида в организме, а свою задачу видел в том, чтобы, вызывая конвульсивные кризы, перераспределить флюид должным образом. В отличие от своих последователей, он отрицал возможность всякого аффективного отношения между пациентом и гипнотизером.
Многочисленные ученики и последователи Месмера (Пюисегюр, Делез, Вире, Нуазе и др.) развивали его метод “животного магнетизма”, причем со временем на первый план все больше выдвигается идея о решающей роли аффективных отношений между пациентом и гипнотизером. Описывались и обсуждались феномены пылких чувств, возникавших у пациентов и магнетизеров, зависимости пациента от магнетизера, сопротивления пациента воздействию магнетизера. В этот период начинают складываться основные принципы и правила магнетизеров (принцип изоляции, принцип обязательности, правило доброжелательной нейтральности отношений и т.п.).
Середина XIX в. ознаменовалась в истории психотерапии важным поворотом, связанным с изменением методики и появлением новой теории: термин “животный магнетизм” был отброшен, вместо него шотландский врач Джеймс Брэйд ввел термин “гипнотизм”.
Признание со стороны профессионального сообщества гипноз получил, прежде всего, благодаря работам французского врача ^ Жана Мартина Шарко. В рамках его школы гипноз стал рассматриваться как соматическое явление, при помощи которого можно лечить различные физические расстройства. Однако сам Шарко и его ученики не считали процессы, происходящие между пациентом и гипнотизером заслуживающими отдельного внимания.
Подход к гипнозу и лечению при помощи гипноза еще раз изменился благодаря работам ^ Пьера Жане. Он предположил, что подлинной причиной болезни являются психические явления, (нарушения памяти, навязчивые идеи и силы бессознательно). В качестве основного метода лечения расстройств Жане выбрал гипноз. Жане изучал чувства, испытываемые пациентом к гипнотизеру во время сеанса и после него. Он говорил об их мощной положительной окрашенности и сравнивал пациента с ревнивым любовником. Однако Жане отрицал сексуальную окрашенность этих чувств и явно стремился уклониться от вовлечения в межличностные отношения с пациентами. Работы Жане во многом предвосхищали идеи Фрейда; впоследствии Жане выказывал личную неприязнь к “отцу” психоанализа и едва ли не обвинял последнего в краже своих идей
Надо упомянуть сильное влияние, которое испытал Фрейд со стороны работ Ч. Дарвина. Именно Дарвин высказал несколько идей, легших впоследствии в основу психоанализа. Это, прежде всего, представления о бессознательных психических процессах и конфликтах, о роли сновидения и скрытом символизме некоторых поведенческих симптомов, а также о значении сексуальности в человеческой жизни. Дарвин сосредотачивал свое внимание на нерациональных аспектах поведения и психики. Он написал статью о психическом развитии ребенка (эмоциональное и сексуальное развитие с младенчества до взрослого возраста) которая была внимательно прочитана Фрейдом. Дарвин настаивал на том, что человеческие существа подвержены воздействию биологических сил, в особенности инстинкта продолжения рода и инстинкта поиска пиши, которые, по его мнению, создают основу для любого поведения. Менее чем через десять лет немецкий психиатр Ричард фон Краффт-Эббинг озвучил сходные идеи: единственными инстинктами в человеческой психике являются сексуальный инстинкт и стремление к самосохранению.
Широко распространено мнение о крайнем пуританстве австрийского общества того времени является, по сути, ошибочным. 80-е и 90-е гг. XIX в. стали годами прорыва подавленной сексуальности и сопутствующего “взрыва” эротического воображения. Интерес к вопросам секса чувствовался и в повседневной жизни и в научной литературе. В 1886 г. Краффт-Эббинг выпустил книгу “Сексуальная психопатия”, в следующем году венский врач Альберт Молль выпустил книгу, посвященную детской сексуальности. В то же время возникает идея, подтвержденная практикой, о том, что психические расстройства связаны с проблематикой половой жизни, и возникает термин “либидо”.
Таким образом, развитие творческой мысли Фрейда находилось под влиянием множества разнообразных течений, как теоретического, так и практического плана. Но в том-то и состоит величие гения, что только он смог соединить это разрозненные идеи и настроения в относительно целостную теоретическую систему.
Жизненный путь и творчество основателя классического психоанализа З. Фрейда.
З.Фрейд родился 6 мая 1856 года в австрийском городе Фрейберге. Семья Фрейдов долго скиталась по городам Европы в поисках убежища от еврейских погромов и, в конце концов, осела в венском гетто. Зигмунду тогда было 4 года. В Вене он прожил почти всю жизнь.
В семье постоянно звучали немецкий, чешский, идиш. Возникшее у Фрейда в детстве чувство языка способствовало формированию у него тонкой душевной интуиции и способности к человеческим контактам. Уже в 7-и летнем возрасте Зигмунд прочел Библию, а в восемь начал читать Шекспира, В Лицее он был первым учеником. Получив Степень бакалавра, Фрейд колеблется в выборе профессии. Его самое большое желание – понять человека. Но дух времени заставляет предпочесть опытную науку. Фрейд поступает на медицинский факультет Венского университета.
Уже в студенческие годы Фрейд проявил свой исследовательский талант. Увлеченно занимался в физиологической лаборатории под руководством Г.Брюкке – ученика Гельмгольца.
Уже к 29 годам Фрейд становился доктором медицины. А затем приват-доцентом Венского Университета в начале 90-х годов. Имея за плечами 20-тилетний стаж исследовательской работы, он внезапно делает крутой поворот, оставляя научные знания и вступает, в новую для него область медицинской психиатрии. Полную таинственных явлений. Он намеревается заняться лечением истерических неврозов – довольно распространенной, «модной» в то время болезни венской интеллигенции.
З.Фрейд и Ж.Шарко
На этот шаг его толкнуло знакомство с великим Жаном Шарко – французским психиатром, лечившим истерию с помощью гипноза. Фрейд отправился, а его клинику Саль-Пертиер под Парижем с целью стажировки. Как начинающий психиатр. Глядя на его работу, Фрейд почувствовал, что психиатрическая клиника может стать местом новой, театрализованной медицины, основанной на словесном воздействии врача на больного.
Фрейд к моменту знакомства с Шарко был сложившимся ученым. Он свято верил в законы физики и термодинамики, в то, что психические явления детерминированы физиологическими процессами в мозгу и теле человека.
Он был весьма удивлен тем, что источником болезни и способом ее устранения могли быть чисто словесные воздействия. Шарко внушал пациенту, что его рука боли не чувствует. Отсюда было недалеко от вывода, что бытовые психические травмы, эмоциональные и словесные воздействия, мысли определенного рода, могут быть причиной соматических расстройств, истерического паралича, потери чувствительности (осязания, зрения), навязчивых действий и конвульсий.
Фрейд возвращается в Вену, пытается лечить больных методом Шарко. Но вскоре убеждается, что многие больные не поддаются гипнозу. Сам он не обладал хорошими гипнотическими способностями, Гипноз давал лишь временное облегчение. Фрейд разочаровался в гипнотическом методе. Уже в процессе практики, опираясь на свой опыт и опыт коллег, он разрабатывает новый метод лечения истерии, названный «методом свободных ассоциаций». Словоизлияние давало врачу материал для анализа психо-эмоциональных установок больного.
Начиная с 1886 года Фрейд упорно работает над совершенствованием своего метода, публикует ряд книг и статей, которые раскрывают природу, конкретных причин и эволюцию истерических неврозов, содержат попытки их классификации. Разработка теории психоанализа, как метода исследования душевных процессов, выдвигается на первый план.
Бессознательное
Главным объектом исследования становится «бессознательное». Оно понимается не как заторможенное, пассивное состояние мыслей и чувств, но как «субстанциональная», активная часть «психического пространства».
Постепенно у Фрейда складывается новое представление о человеке, отличное от того, которое сформировалось в эпоху Просвещения и стало в центр личности универсальный общечеловеческий разум. Отказ от образа человека, управляющего разумом, Фрейд называет «коперниканским переворотом» в психиатрии и философии. Возмущенную реакцию общественности он объясняет тем, что в основе поведения и сознательных установок лежит бессознательное ядро личности, связанное с природными инстинктами, респектабельный человек викторианской эпохи чувствует себя уязвленным и униженным. Ведь психоанализ трактует «культурную оболочку» личности – жесты, слова, мысли, поступки – как маскировку и защиту животных инстинктов и антикультурных влечений. Разуму предоставляются только роль слуги инстинктов, страстей.
Психоанализ исходит оттого, что культурная оболочка личности, независимо от того, находится ли она в нормальном или невротическом состоянии, одновременно скрывает и обнажает истинные намерения. Предполагается, что разум врача, да и разум самого пациента в силах понять причины психических затруднений, всякого рода страхов, депрессий, навязчивых мыслей, и с помощью такого понимания освободиться от них. В психоанализе соединяются характерные для нашей эпохи вера в разум и недоверие к нему. Поэтому Фрейда можно назвать и «сыном Просвещения», и человеком, стоящим одной ногой в эпохе модерна.
Три периода творческой деятельности З.Фрейда
Задумываясь над мотивами человеческих действий – как здоровых, нормальных, так и патологических – Фрейд, приходя к выводу, что они обусловлены сексуальностью. Сексуальный инстинкт – самый мощный среди других. Сексуальная этиология неврозов становится краеугольным камнем фрейдовской психотерапии. Именно тема сексуальности, которой Фрейд был увлечен в первый период своей деятельности в качестве психоаналитика (1900-1914) вызвала наибольшее возмущение в научных кругах среди общественности.
Второй период творчества Фрейда (1914-1926) отмечен шоком от последствий мировой войны, которая развеяла миф о прогрессе, гуманизме и разумности европейской цивилизации. В массовых движениях и тоталитарных политических тенденциях явно стали проступать агрессивные, иррациональные черты европейского человека. В этот период Фрейд вводит в свою систему, наряду с сексуальностью «влечение к смерти» и обращаясь к истолкованию с психоаналитической точки зрения феноменов толпы, примитивной культуры, войн, массовых неврозов.
Третий и последний период – с 1927 по 1939 год отличается сложностью и противоречивостью исторических событий. Фрейд – уже старик. Прогрессирует его болезнь. После аншлюса Австрии Гитлером он становится узником еврейского гетто. Книги Фрейда публично сжигают на площади (1933 год). Его сестра погибают в газовых камерах. В этот период судьбы культуры, религии, цивилизации привлекают Фрейда. Его мировоззрение окрашивается в скептические и пессимистические тона. Он не стремится вырваться из венского гетто, где провел всю жизнь. Только поддавшись уговорам друзей, имея в виду возможность лечения, он с семьей переезжает в Лондон. С большим трудом, при посредничестве резидента США Франклина Рузвельта, заплатив немецким властям сто тысяч долларов, французская принцесса Мария Бонапарт – ученица Фрейда – в 1938 году вызволяет его из плена. Но английский период жизни длится не долго. 29 сентября 1939 года Фрейд умирает, перенеся 32 операции, в возрасте 83 лет.
Учителя основателя психоанализа Э. Брюкке, Ж.-М. Шарко, Й. Брейер, О. Флисс и его ученики и последователи В. Штеккель, П. Федерн, А. Адлер, К. Абрахам, О. Ранк, Ш. Ференци, К.-Г. Юнг и др. Научное мировоззрение З. Фрейда, медицинская практика, самоанализ.
История становления и развития психоанализа.
Психоанализ – это психологическое учение и метод психотерапии, ставящие в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Психоанализ был разработан в конце 19 – начале 20 веков австрийским врачом Зигмундом Фрейдом (1856 – 1939). Среди психологов XX века Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд «Толкование сновидений» увидел свет в 1900 г. С тех пор в науке сменилось ни одно поколение выдающихся психологов. Но ни один из них не вызывает такой интерес, как Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что работы Фрейда, изменившие облик психологии в XX веке, осветили коренные вопросы устройства внутренней жизни личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.
Фрейд определял психоанализ как:
- способ исследования психических процессов, иначе недоступных;
- метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании;
- ряд возникших в результате этого психологических конструкций, постоянно развивающихся и складывающихся в новую дисциплину.
Основной целью психоаналитической терапии является оказание помощи человеку, испытывающему душевные и психические страдания и не способному самостоятельно разобраться, и тем более устранить причины своего психического расстройства. Психоанализ занимается не излечением, а реструктуризацией личности и интеграцией в сознание анализируемого опыта психологических исследований моделей адекватного поведения и реакций на окружающий мир.
Отдельные положения психоанализа можно обнаружить еще у французских психологов Жана Шарко (1825 – 1893) и Пьера Жане (1859–1947) в их психологической теории неврозов. В 1882 венский психиатр Йозеф Брёйер (1842-1925) обнаружил, что можно достигнуть излечения тяжёлой формы истерии, если заставить пациента с помощью гипноза вспомнить и «пережить» забытую им травматическую ситуацию, послужившую источником невроза.
И уже Зигмунд Фрейд заменил гипноз методом свободных ассоциации, который и лег в основу техники психоанализа. Было обнаружено, что травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению – активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в замаскированной форме в виде неврозов.
Неврозы рассматриваются в психоанализе как психические образования. Неврозы возникают в результате столкновения вытесненных переживаний с противостоящей им внутренней “цензурой”, которая защищает сознательное “Я” от опасных влечений. Такого же рода образования психоанализ усмотрел и в сновидениях, остротах, оговорках, описках и т.д. Эти наблюдения вывели психоанализ за пределы собственно психиатрии и позволили установить связь между нормальными и патологическими явлениями психики: в тех и других психоанализ обнаружил общие психические механизмы символизации, замещения, компенсации и прочее.
Следует иметь в виду, что фрейдизм представляет собой не единую целостную систему, а множество различных научных школ и направлений, у которых имеются не только приверженцы, но и не менее страстные противники. Важным этапом в истории развития и формирования психоанализа стало появление теорий, авторы которых стремились либо расширить подход Фрейда к личности, либо пересмотреть его. Фрейд привлекал и воодушевлял многих психотерапевтов, разделявших его взгляды. Некоторые из этих ученых остались верны психоанализу как теоретической системе, другие пошли в ином направлении и заняли собственные, часто антагонистические позиции. Два наиболее выдающихся психолога, разошедшиеся с Фрейдом и избравшие путь создания своих собственных оригинальных теорий – Альфред Адлер и Карл Густав Юнг. Оба психоаналитика сначала горячо поддерживали широту и новизну системы Фрейда. Однако со временем они заявили о своем несогласии с тем, что учитель придавал чрезмерно большое значение сексуальности и агрессии, считая их средоточием человеческой жизни. Оба они внесли значительный вклад в наше понимание психологии личности, и некоторые из их идей вписались в основное русло современной психологии.
Актуальные проблемы психоанализа. Многообразие современных модификаций психоаналитически ориентированных методов оказания психологической помощи и взаимодействия специалистов разных психоаналитических школ. Многозначность понимания теоретических психоаналитических конструктов. Размытость границ между разными формами психоаналитически ориентированных методов оказания психологической помощи. Обособленность российских психоаналитически ориентированных специалистов.
Тема 3.