Эффекты социального влияния
1. Социальная фасилитация:
а) Первоначальное значение – тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других.
б) Современное значение – усиление доминантных реакций в присутствии других.
2. Социальная леность – тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае. Когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.
3. Деиндивидуализация – утрата самосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.
4. Групповая поляризация – вызванное влиянием группы усиление ранее существующей тенденции; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы.
Гипотеза групповой поляризации предсказывает, что обсуждение усилит первоначальные установки, общие для членов каждой подгруппы. Если люди изначально склонны высказываться «за» (например, при решении вопроса, пойти ли на риск в серьезном деле), обсуждение только укрепит их позицию. Если они высказывались «против», то после обсуждения будут возражать еще сильней.
5. Огруппление мышления – режим мышления, возникающий у людей в том случае. Когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действия.
6. Влияние меньшинства.
26. Общности и группы, организация. Феномен "группового сознания". Классификация групп. Психологическая структура группы. Идентификация личности с группой.
Общность – совокупность индивидов, объединенная одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни. Общность не характеризуется высокой степенью сплоченности ее членов и их устойчивым взаимодействием.
Социальная группа – объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами; это относительно устойчивая совокупность людей, исторически связанная общностью ценностей, целей, средств, либо условий социальной жизнедеятельности.
Организация – объединение людей, предполагающее иерархизацию отношений в группе, дифференциацию функций, целевую направленность и нормативный контроль.
Феномен группового сознания. Общность содержания деятельности группы
порождает и общность психологических характеристик группы. К психологическим характеристикам группы относятся групповые образования (групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели). Для индивида, входящего в группу, характерно осознание принадлежности через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой.
Главной психологической характеристикой группы является наличие «Мы-чувства». «Мы-чувство» выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности личности к некоторой группе, т.е. социальной идентичности.
Классификация групп
По Андреевой Г.М.
Становящиеся группы - уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью.
Сложившиеся - более высокого уровня развития.
Еще три классификации малых групп:
1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные»
2) деление их на «формальные» и «неформальные»
3) деление на «группы членства» и «референтные группы»
Классификация по Донцову:
1) По числу участников:
малые и большие;
2)По непосредственности взаимодействия и взаимоотношений:
первичные и вторичные;
3)По способу образования:
спонтанные,неформальные,формальные;
4)По длительности существования:
временные и постоянные;
5)По степени регламентации групповой жизнедеятельности:
организованные и неорганизованные;
6)По проницаемости границ:
закрытые и открытые;
7)По личностной значимости для участников:
референтные и группы членства;
8)По уровню развития:
становящиеся (диффузные) и развитые (коллективные)