Задача 101. Критерии типологии
Задача 35. Восприятие исторично?
«…В данной статье я постараюсь доказать, что формы или способы восприятия и сами его структуры исторически вариативны, что эта вариативность зависит от исторических изменений в формах или способах человеческой деятельности или практически и что эти изменения в формах восприятия не только определяются исторически изменяющимися формами деятельности, но и сами оказывают на них своё влияние».
Согласны ли вы с автором? Можете ли привести факты, подтверждающие или опровергающие высказанные им соображения?
Задача 39. Голова профессора Доуэля.
Предположим, возможно обеспечить существование головы профессора Доуэля так, как это описано в романе А.Беляева. какие особенности психики будут отличать этого своеобразного субъекта 9если можно так его называть) от других людей?
Задача 42. Шутка?
По словам одного английского антрополога, «любой неандерталец мог бы с успехом быть студентом Оксфорда и справиться с его курсом». А как вы считаете?
Задача 47. Психология в системе наук.
Известен опыт создания графического образа психологии в системе других наук (точных, естественных, гуманитарных) Ж.Пиаже, Б.М.Кедрова и др. Попробуйте построить свою графическую (а может быть, и какую-нибудь ещё) модель человеческого знания и указать место психологии в ней.
Задача 61. Слон истинен, ибо он существует.
«Психология подходит к идеям и другим продуктам сознания так же, как, например, зоология к различным видам животных. Слон истинен, ибо существует. Более того, он не является ни умозаключением, ни субъективным суждение творца, это – феномен. Но мы так свыклись с идеей, будто психические события суть продукты воли или произвола, изобретения творца-человека, что нам трудно освободиться от того предрассудка, согласно которому психика и всё её содержание являются нашим собственным изобретением либо более или менее иллюзорным продуктом наших предположений или суждений. Факты свидетельствуют, что определённые идеи существуют почти повсеместно, во все времена. Они воспроизводятся спонтанно, совершенно независимо от миграции идей или от традиций. Они совершенно не творятся индивидами, а происходят, даже насильственно вторгаются в сознание индивида. И это не платоновская философия, а это – эмпирическая психология. [Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1992. – С.132-133].
Вы согласны с К.Г. Юнгом? Приведите примеры идей «на все времена».
Задача 62. Человек есть не только бытие, но и становление.
«Человек есть не только бытие, но и становление. Человек может стать и растением, и животным, но он может стать и ангелом, и сыном Божьим… Человек не есть нечто замкнутое и готовое, он не завершён и открыт» [П. дела Мирандолла (цит. По Бахтин М.М. творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. –М., 1990. –С. 403)].
Попробуйте своими словами растолковать и развить эту мысль.
Задача 65. Психологи тоже люди.
«Во время одного заседания конгресса по психологии в Геттингене в зал ворвался человек, за которым гнался вооружённый бандит. После короткой схватки на глазах у всех раздался выстрел, и оба человека выбежали из зала примерно через двадцать секунд после своего появления. Председатель сразу же попросил присутствующих записать всё, что они видели. Втайне от участников конгресса всё происшествие было предварительно инсценировано, отрепетировано и сфотографировано. Из сорока представленных отчётов лишь один содержал менее 26% ошибок, касающихся основных фактов происшествия. 14 отчётов имели от 20 до 40%, а 25 отчётов – свыше 40% ошибок. Любопытно, что более чем в половине отчётов около 10% подробностей были чистейшей выдумкой. Результаты оказались весьма удручающими, несмотря на благоприятные условия – всё происшествие было коротким и достаточно необычным, чтобы привлечь к себе внимание, подробности его были немедленно зафиксированы людьми, привыкшими к научным наблюдениям, причём никто из них не был вовлечён в происходящее. Эксперименты такого типа нередко проводятся психологами и почти всегда дают сходные результаты» [Селье Г. От мечты к открытию. – М., 1987. – С.103-104].
Почему получены такие результаты? Может ли наблюдение после такого факта считаться «методом» в психологии.
Задачи 1 курс 2 семестр
Задача 82. Определение деятельности.
Приведите определение деятельности, используя в качестве родового понятия каждое из приведённых слов: жизнь; взаимодействие; дух; бытие; активность; поведение.
Задача 95. Притча.
Есть известная притча об ответах трёх рабочих, кативших тачки с кирпичами, прохожему, который спросил их о том, что они делают. «Не видишь разве, - сказал первый, - кирпич вожу». «На хлеб семье зарабатываю», - ответил второй. А третий сказал: «Собор строю».
Как вы полагаете, совершали ли они одну и ту деятельность, или на основании трёх различных ответов о целях работы можно сказать, что рабочие занимались разными видами деятельности?
Задача 97. Кто Я?
Проведите интервьюирование своих близких взрослых – желательно не менее 3 человек (схему интервью составьте самостоятельно, но для всех интервьюируемых одинаковую) – с целью выяснения, насколько точно по нормативным возрастным периодам проходило ваше собственное развитие, в чём состояло его своеобразие, насколько точно взрослые, в основном не зная теоретической конструкции периодизации детского развития, её тем не менее интуитивно чувствовали и осознавали, пытаясь руководствоваться её основаниями для построения собственной системы воспитания. В ходе интервью уточните свои любимые игры (игрушки, предметы, взрослых, сверстников, места, слова и др.), обстоятельства развития (появление комплекса оживления, переворачивания, сидения, ходьбы, говорения и др.; появления первых слов, предметных действий, игр, элементов продуктивных видов деятельности), особенности негативизма и непослушания и т.д.
Задача 101. Критерии типологии.
Создайте собственную типологию личности, используя более чем два критерия и описав процедуру их диагностирования у личности на любом из этапов её развития.