Предпосылки развития личности в раннем детстве

В раннем возрасте формируются важные предпосылки для развития личности. Определенные изменения происхо­дят, во-первых, в мотивационной сфере.

Детям раннего возраста свойственна непосредствен­ность, импульсивность поведения; они действуют под влия­нием чувств и желаний, которые важны в данный момент.

Однако постепенно ребенок овладевает правилами по­ведения, учится подчинять свои желания необходимости, контролировать свои и чужие поступки.

Особую роль в жизни преддошкольника играют чув­ства, являясь побудительными силами, главными моти­вами его поведения. На фоне хорошего настроения лучше образуются условные рефлексы, успешнее формируются умения и навыки. Положительные эмоции связаны с акти­визацией физиологических процессов в организме, отрица­тельные — угнетают их; у ребенка раннего возраста проявляется целая гамма чувств: любовь и привязанность к близким людям, смущение по отношению к незнакомым, огорчение при неудаче, страх и т. д.

Эмоциональное состояние ребенка на протяжении пер­вых лет жизни очень неустойчиво. Малыш легко переходит от плача к смеху и наоборот, поэтому его легко успокоить. Поведение ребенка целиком зависит от внешних обстоя­тельств.

Чувства побуждают ребенка к поступкам и в поступ­ках они закрепляются. Уступая игрушку младшему, делясь с другим ребенком сладостями, малыш учится быть доб­рым. Очень рано у ребенка проявляется способность к сопереживанию.

«Увидев, что младший братик упал и ушибся, девочка Лида (2,7) подходит к нему, гладит по головке, утешает: «Не плачь!» (по материа­лам Р. X. Шакурова).

Дети хорошо понимают настроение близких им людей.

«Отец двухлетней Наденьки пришел с работы больной. Услышав его голос, девочка с шумом бросилась к нему, но сразу заметила, что он не ве­сел. Наденька присмирела, подумала и сказала: «Папочка, у тебя, на­верное, головка болит, я тебе сейчас лекарство дам».

Ребенок учится оценивать свои и чужие поступки. «А я не испачкал ботиночки, я не пошел в лужу»,— по­хваливает он себя.

Однако сознательно управлять своим поведением ре­бенку раннего возраста еще очень трудно. Особенно тя­жело удержаться от немедленного удовлетворения воз­никшего желания (съесть конфетку) или выполнить не­привлекательное действие по предложению взрослого (убрать игрушки). В группе детей 2—3 лет уже прояв­ляется избирательное отношение друг к другу, чаще играют с одним и тем же товарищем, замечают, что кто-то из детей не пришел в ясли. В раннем возрасте дети могут переживать и чувства ревности, соперничества.

«1, 6, 0— I, 7, 0. Дети ревнуют с такой же страстностью, как знаменитый мавр. Когда ласкаю одного, другой в гневе бьет счастлив­ца наотмашь, стаскивает с рук, кусает» (из дневника В. С. Мухиной).

Свои эмоции дети проявляют не только по отношению к людям.

«...Кирилка очень нежно относится к мягкой игрушке бемби. Он прижимает бемби к груди и шепчет, завороженно глядя на него: «Любу, любу». Яркие, манящие цвета, фактура и изящные формы бемби достав­ляют малышу радость» (из дневника В. С. Мухиной).

К старшим детям трехлетние относятся с благого­вением, очень радуются, когда те приглашают их играть. К младшим детям доброжелательны, заботятся о них, опекают.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, богатство и разнообразие возникающих у него чувств по отношению к окружающим людям является существенной предпосыл­кой для формирования личности.

Особо важным моментом развития ребенка раннего возраста является возникновение стремления к самостоя­тельности. Оно означает одновременно появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с жела­нием взрослых, что находит свое выражение в настойчи­вом «Я хочу», «Я сам». В этот период возникают трудно­сти в воспитании — проявляются эгоизм, капризы, упрям­ство, «обесценивание» требований взрослых.

«2, 8, 5. Я говорю Саше: «Я на тебя так рассердилась, как никогда еще не сердилась».— «Покази как»,— заявляет он с выражением боль­шого любопытства на лице. Я не велела Саше брать в рот палочку, а он упрямится, лизнул велосипед и в ответ на мое «нельзя» сказал: «Нет, мозьня (можно) и висипед (велосипед), и палочку» (из дневника Н. А. Менчинской).

Ученые выявили конкретные условия появления нега­тивизма у детей. Так, А. Н. Голубева отметила избиратель­ный характер упрямства у детей по отношению к взрослым. Например, Сережа (2,9) проявлял упрямство в детском саду только по отношению к одной воспитательнице, в семье — только по отношению к матери.

Анализируя причины упрямства, А. П. Ларин пришел к заключению, что оно возникает при ущемлении свободы ребенка, т. е. при ограничении его самостоятельности и инициативы. Если между требовательностью и уважением взрослых существует равновесие, упрямство не возникает. В тех случаях, когда требовательность значительно пре­вышает уважение, возникает упрямство типа «обижен­ных», когда же требовательность очень мала, а уважения много, то возникает упрямство «баловня». Возможно и такое положение, при котором к ребенку не предъявляют никаких требований и не проявляют никакого уважения, тогда возникает упрямство «безнадзорности».

Возникающие в поведении ребенка в конце раннего возраста симптомы упрямства, негативизма показывают, что отношения совместной деятельности пришли в проти­воречие с новым уровнем его развития. Но «кризис» возни­кает только тогда, когда взрослые, не замечая у ребенка тенденций к самостоятельному удовлетворению желаний, продолжают ограничивать его самостоятельность, сохра­няют старый тип отношений, ограничивают активность ребенка, его свободу. Если же взрослые тактичны, заме­чают самостоятельность, упражняют ее у ребенка, то трудности либо не возникают, либо быстро преодоле­ваются.

Итак, к концу третьего года жизни развитие высшей нервной деятельности обеспечивает бодрствование ребен­ка в течение 6—6,5 часов, умение заняться предлагаемой взрослыми деятельностью.

Продолжается интенсивное развитие общих движений (ходьба, бег и др.), совершенствуется работа основных анализаторов — руки, уха и глаза.

Предметная деятельность становится ведущей в психи­ческом развитии ребенка: в ней особую роль занимает деловое общение ребенка со взрослым. В процессе пред­метной деятельности зарождается наглядно-действенное мышление.

Развитие подражательных и собственно произволь­ных действий создает предпосылки игровой и изобрази­тельной деятельности. Ребенок к трем годам охотно рисует, лепит, начинает конструировать.

В повседневной жизни ребенок выработал некоторые гигиенические и бытовые навыки.

Речь становится средством общения ребенка, растет его словарный запас, он овладевает грамматическим строем языка.

Ориентиром поведения стали оценочные отношения взрослых.

Важнейшим новообразованием раннего детства яв­ляется переход к обозначению себя личным местоиме­нием — «я сам», появилось осознание себя как личности.

Все эти новообразования готовят ребенка трех лет к новому возрастному периоду развития.

Литература

Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1981.

Воспитание и развитие детей раннего возраста/Под ред. Г. М. Ляминой. М., 1981.

Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

Генетические проблемы социальной психологии/Под ред. Я. Л. Коломинского, М. И. Лисиной. Мн., 1985.

Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды//Вопр. психологии. 1967. № 2.

Мухина В. С. Детская психология. М., 1985.

Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми/ Под ред. М. И. Лисиной. М., 1985.

Развитие общения у дошкольников/Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М., 1974.

Кольцова М. М. Развитие двух сигнальных систем у ребенка. М., 1980

Леонтьев А. Н. Избр. психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. 1.

Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М., 1978.

Эльконин Д, Б. Детская психология. М., 1960.

Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

Чуковский К. И. От двух до пяти. Мн., 1983.

Вопросы для повторения

1. Как овладевает ребенок предметной деятельностью? В чем выра­жается роль взрослого в этом процессе?

2. Каковы особенности развития речи в раннем возрасте?

3. В чем проявляются и как развиваются предпосылки к игровой деятельности преддошкольника?

4. Какими особенностями в психическом развитии ребенка раннего возраста можно объяснить появление «кризиса» трех лет? Можно ли избежать, «смягчить» его? Если да, укажите, каким путем.

Практические задания

1. Понаблюдайте некоторое время за свободной деятельностью ребенка 1 года 6 месяцев — 2 лет 6 месяцев. Опишите увиденные «ору­дийные» действия с предметами. Отметьте их роль в развитии мышле­ния, сенсорики, для появления предпосылок изобразительной деятель­ности.

2. Проведите несколько наблюдений за ребенком 2 лет 6 месяцев, запишите его речь. Проанализируйте особенности словаря, граммати­ческого строя речи ребенка.

Наши рекомендации