Социально-психологическая (коммуникативная) готовность. 8 страница
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ОПРОСНИК ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ17
(Я. Йирасек)
Цель: изучение общей осведомленности ребенка, уровня развития основных мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения).
Материал: бланк опросника Я. Йирасека.
Ход работы: ребенку предлагается ответить на ряд вопросов. Ответы испытуемого фиксируются в протоколе.
Инструкция: "Сейчас я задам тебе несколько вопросов. Твоя задача ответить на них как можно полнее и правильнее".
Опросник
- Какое животное больше - лошадь или собака?
- Утром вы завтракаете, а днем ...?
- Днем светло, а ночью ...?
- Небо голубое, а трава ...?
- Черешни, груши, сливы, яблоки - это что?
- Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?
- Что такое Москва, Ростов, Киев?
- Который час показывают часы (показать на часах)?
- Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это ..., маленькая овечка - это ...?
- Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что в них одинакового?
- Почему во всех автомобилях есть тормоза?
- Чем похожи друг на друга молоток и топор?
- Чем похожи друг на друга белка и кошка?
- Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?
- Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это что?
- Какие ты знаешь транспортные средства?
- Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
- Почему люди занимаются спортом?
- Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?
- Почему на конверт нужно приклеивать марку?
Обработка данных проводится с помощью ключа.
Ключ
№ п/п | Правильный ответ | Не совсем правильный ответ | Неправильный ответ |
Лошадь = 0 баллов | - | - 5 баллов | |
Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов | - | Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = - 3 балла | |
Темно = 0 баллов | - | - 4 балла | |
Зеленая = 0 баллов | - | - 4 балла | |
Фрукты = 1 балл | - | - 1 балл | |
Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.п.) = 0 баллов | - | - 1 балл | |
Города = 1 балл | Станции = 0 баллов | - 1 балл | |
Правильно показано = 4 балла | Показаны правильно только четверть, целый час, четверть и час = 3 балла | Не знает часов = 0 баллов | |
Щенок, ягненок = 4 балла | Только один из двух правильных ответов = 0 баллов | - 1 балл | |
На кошку, потому что у них обеих по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов | На кошку (без называния признаков подобия) = - 1 балл | На курицу = - 3 балла | |
Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл | Одна причина = 0 баллов | Он не ехал бы без тормозов и другие ошибочные ответы = -1 балл | |
Два общих признака (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвозди, с задней стороны они плоские) = 3 балла | Одно подобие = 2 балла | 0 баллов | |
Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла | Одно подобие = 2 балла | 0 баллов |
У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла | Винт завинчивается, а гвоздь забивается или: у винта - гайка = 2 балла | 0 баллов | |
Спорт, физкультура = 3 балла | Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла | 0 баллов | |
Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла | Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом и с кораблем, но только после объяснения взрослого, что транспортные средства - это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла | 0 баллов | |
Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла | Одно или два различия = 2 балла | У него палка, он курит и другие ошибочные ответы = 0 баллов | |
Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т.п.) =4 балла | Одна причина = 2 балла | Чтобы что-нибудь уметь и другие ошибочные ответы = 0 баллов | |
Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой) = 4 балла | Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла | 0 баллов | |
Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов | Тот другой должен был бы уплатить штраф = 2 балла | 0 баллов |
После сверки ответов испытуемого с ключом подсчитывается сумма набранных им баллов по всем вопросам опросника. Подсчитанный таким образом индивидуальный
балл соотносится с критериями оценки полученных результатов:
- 1) +24 балла и больше - высокий уровень;
- 2) от + 14 до + 23 баллов - выше среднего уровень;
- 3) от 0 до + 13 баллов - средний уровень;
- 4) от -1 до -10 баллов - ниже среднего уровень;
- 5) -11 баллов и меньше - низкий уровень.
Благополучными считаются результаты, относящиеся к первым трем уровням. Они дают ориентировочную информацию о том, что ребенок интеллектуально готов к обучению в школе, а именно, обладает необходимым запасом знаний, отличается высоким или средним уровнем развития мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения.
МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (МЭДИС)18
(И.С. Аверина, Е.И. Щебланова, Е.Н. Задорина)
Цель: выявление уровня развития интеллектуальных способностей детей 6 - 7-летнего возраста, а именно: эрудиции (осведомленности) и словарного запаса, логического мышления и математических способностей.
Тест дает хорошую ориентировочную информацию о способности к обучению в начальной школе и об индивидуальной структуре интеллекта ребенка, поэтому может использоваться в качестве основной части батареи методик для определения интеллектуальной готовности детей к обучению в школе, особенно это относится к школам с программами обучения повышенной трудности.
При дифференцированном подходе к обучению целесообразность данной методики особенно велика, т.к. она позволяет, выявив уровень интеллектуальных способностей детей, формировать в соответствии с этим группы (классы) для дифференцированного обучения.
МЭДИС имеет две эквивалентные формы А и В, которые могут чередоваться при повторном тестировании.
Материал: тестовые тетради формы А или В; карандаш или ручка.
Все тестовые задания даны в тетрадях в рисуночной форме и не требуют умения читать. Разнообразие заданий позволяет охватить многие стороны интеллектуальной деятельности в минимальные промежутки времени.
МЭДИС состоит из 4-х субтестов, каждый из которых содержит по 5 заданий.
- 1 субтест - выявление общей осведомленности, словарного запаса.
- 2 субтест - понимание количественных и качественных соотношений.
- 3 субтест - исключение лишнего (выявление уровня логического мышления).
- 4 субтест - выявление математических способностей.
Ход работы: МЭДИС может использоваться индивидуально, а также в группах по 5 - 10 детей. При групповом обследовании экспериментатору необходима помощь ассистента. При этом он должен быть уверен, что ни один испытуемый не смотрит в тетрадь соседа. У каждого тестируемого ребенка должна быть своя тестовая тетрадь, на обложке которой необходимо указать его фамилию и имя. Перед началом работы тестовая тетрадь должна лежать перед ребенком первой страницей вверх.
При планировании тестирования необходимо учитывать не только время, которое необходимо для выполнения заданий соответствующей части методики, но и то время, которое требуется для раздачи тестовых материалов, объяснения способа выполнения теста и проработки с детьми тренировочных примеров, данных в начале каждого субтеста. Общее время выполнения теста составляет в среднем 20 минут.
Все задания выполняются без ограничения времени. Экспериментатор должен читать каждое задание вслух. Темп прочтения зависит от скорости выполнения заданий испытуемыми, он будет различным в разных группах детей. При этом не следует принуждать детей к выполнению задания в каком-то определенном темпе. Детям, работающим быстро, на выполнение каждого задания достаточно 15 секунд. Детям же, работающим медленно, может понадобиться 20 - 25 секунд.
Скорость прочтения заданий не должна оставаться постоянной при переходе от одного задания к другому в различных субтестах. Так, например, задания субтеста 1 можно прочесть быстрее, чем задания субтеста 2 или 4. При очень ярко выраженных различиях в способностях или темпах работы детей эффективнее проводить тест в 2-х группах.
В начале тестирования особое внимание детей следует обратить на способ фиксации ответов в тестовой тетради. Необходимо объяснить детям, что в тетрадях, которые они получили, нарисовано множество картинок. Под каждой картинкой есть овал (объяснить значение слова ОВАЛ). Для ответа на поставленный вопрос дети должны зачеркнуть крестиком овал (показать на доске) под той картинкой, на которой изображен правильный ответ.
Перед каждым субтестом дается два тренировочных задания. В то время, когда дети выполняют тренировочные задания, требуется тщательно наблюдать за ними. При возникновении трудностей необходимо проделать тренировочные задания еще раз. Тестирование можно начинать лишь в том случае, если дети поняли, что они должны делать. Так же следует поступать и при переходе от одного субтеста к другому, т.е. сначала должны быть отработаны тренировочные задания и лишь при полном понимании инструкции можно приступать к самостоятельному выполнению заданий детьми.
Во время выполнения теста экспериментатор (и/или его ассистент) должен ходить по рядам в классе и следить, чтобы дети работали на той странице и в том месте, где нужно, а также чтобы они четко зачеркивали крестиком овалы.
Если ребенок спрашивает, правилен ли его ответ, экспериментатор должен сказать: "Зачеркни овал под тем ответом, который ты считаешь правильным". Инструкцию к заданию, в случае необходимости, можно повторить. Экспериментатор не должен отвечать на какие-либо вопросы сверх инструкции и не должен говорить ребенку, правилен или нет его ответ.
Инструкция к заданиям формы А (групповой вариант обследования).
"Каждый из вас получил тетрадь. В этой тетради вы найдете множество картинок. Слушайте меня
внимательно и делайте в ваших тетрадях то, что я вам буду говорить. Откройте первую страницу". Экспериментатор показывает детям, как они должны открыть страницу, и контролирует, все ли дети сделали это так, как надо.
Когда дети откроют 1-ю страницу, он показывает им картинки, рассказывает, как отмечать овал под картинкой с ответом, который они выберут. Психолог должен нарисовать овал на доске и зачеркнуть его крестиком. "Внимание! В каждом ряду крестик можно поставить только один раз. Если кто-то по ошибке поставил крестик неправильно, то нужно этот крестик стереть или четко перечеркнуть и затем поставить крестик в нужном месте. Кто еще не понял, что нужно делать, скажите мне, я объясню еще раз".
Указание на способ исправления ошибок важен еще и потому, что постановка двух и более крестиков в одном и том же задании расценивается как неправильный ответ даже в том случае, если среди этих крестиков есть правильно поставленный.
Субтест 1
Пример А:
"Посмотрите на картинки в самом верхнем ряду. На картинках в этом ряду изображены нога, ботинок, палец, варежка и человек. Слушайте меня внимательно. Возьмите карандаш и зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением ботинка (Пауза. Повторить). Вот так. Сделайте это точно так, как я показываю!" Психолог показывает детям на доске, как они должны это сделать.
Пример В:
"Посмотрите на картинки в следующем ряду (Пауза). Слушайте меня внимательно. Зачеркните овал под картинкой с изображением яблока (Пауза. Повторить). Вот так. Правильно!" Экспериментатор дает время проделать это каждому испытуемому. Помогает детям, которым нужны дополнительные разъяснения. Он должен убедиться, что дети знают, что им нужно делать.
С этого момента начинается тест. На каждое задание отводится достаточно времени. Требуется наблюдать
за детьми и переходить к следующему заданию лишь тогда, когда все дети закончили предыдущее. В каждом задании название картинки повторяется.
"Посмотрите на задание 1. Зачеркните крестиком, овал под картинкой с изображением грызуна (повторить!).
Посмотрите на задание 2. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением акробата (повторить!).
В задании 3 зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением того, что съедобно (повторить!).
В задании 4 зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением рубанка (повторить!).
В задании 5 зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением бицепса (повторить!)".
Субтест 2
После небольшой паузы экспериментатор говорит детям: "Переверните страницу". После этого ему нужно удостовериться, что все дети открыли 2-ю страницу.
Пример А:
"Теперь попробуем сделать другое задание. Посмотрите на самый верхний ряд (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изображением деревьев. Слушайте меня внимательно. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением самого маленького дерева (Пауза. Повторить)". Психолог следит за тем, чтобы каждый ребенок зачеркнул крестиком соответствующий овал.
Пример В:
"Посмотрите картинки в следующем ряду (Пауза). Слушайте меня внимательно. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением самой большой кучи песка (Пауза. Повторить)". Психолог следит за тем, чтобы каждый ребенок зачеркнул крестиком соответствующий овал.
"Посмотрите картинки в задании 1, где изображены цветы. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением цветов, посаженных раньше остальных (повторить!)".
Психолог должен понаблюдать за детьми, дать им достаточно времени на выполнение задания и перейти
к следующему только тогда, когда они справятся с предыдущим.
"Посмотрите на задание 2. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением девочки, стоящей к дереву ближе, чем мальчик и собака (повторить!).
В задании 3 зачеркните крестиком овал под картинкой, где утка летит впереди и ниже других (повторить!).
В задании 4 зачеркните крестиком овал под картинкой того термометра, который показывает температуру выше, чем самая низкая, но ниже, чем другие (повторить!)
В задании 5 зачеркните крестиком овал под картинкой, где мальчик бежит быстро, но не быстрее всех (повторить!)".
Субтест 3
"А сейчас выполним новое задание. Откройте страницу 3". Психолог должен убедиться, что все дети открыли 3-ю страницу.
Пример А:
"Посмотрите на самый верхний ряд рисунков (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изображением коньков, мотыги, машинки для стрижки газонов, пилы, лопаты. Одна из этих картинок не подходит ко всем остальным. Что-то одно сюда не подходит. Какая картинка не подходит к этому ряду? (Пауза) Картинка с изображением коньков не подходит к остальным. На всех остальных картинках изображены орудия труда, а коньки - это нечто другое. Чтобы показать, что коньки сюда не подходят, зачеркните крестиком овал под изображением коньков (Пауза. Повторить)".
Психолог должен проследить, чтобы все дети зачеркнули нужный овал.
Пример В:
"Посмотрите на следующий ряд. Какая из картинок не подходит ко всем остальным? Четырехугольник не подходит к этому ряду, так как все остальные картинки в этом ряду - круги. Зачеркните крестиком овал под четырехугольником, чтобы показать, что он не подходит ко всем остальным картинкам".
Психолог должен проследить, чтобы каждый испытуемый зачеркнул крестиком нужный овал.
"Посмотрите на задание 1. Какая картинка не подходит к остальным? Зачеркните крестиком овал под картинкой, не подходящей ко всем остальным".
Психолог должен понаблюдать за детьми, дать им достаточно времени на выполнение задания и перейти к следующему только тогда, когда все дети справятся с предыдущим.
"Посмотрите на задания 2, 3, 4, 5. В каждом задании зачеркните крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным".
Психолог дает детям достаточно времени для выполнения заданий и переходит к следующему субтесту после того, как все дети справятся с заданиями.
Субтест 4
В этом субтесте особенно важно, чтобы экспериментатор читал инструкцию достаточно медленно. Ключевые предложения и вопросы, в случае необходимости, нужно повторить, чтобы быть уверенным, что испытуемые ясно понимают, что им нужно делать.
Пример А:
"Посмотрите на картинки в самом верхнем ряду. Там изображены различные четырехугольники. В каждом четырехугольнике разное количество палочек (Пауза). Найдите, в каком четырехугольнике только одна палочка? (Пауза)". Психолог должен поднять повыше свою тестовую тетрадь, указать на второй четырехугольник в этом ряду и сказать: "Вот в этом четырехугольнике только одна палочка. Все это видят? (Пауза) А теперь слушайте меня внимательно. В вашей тетради зачеркните крестиком овал под тем четырехугольником, в котором только одна палочка".
Психолог должен проследить, чтобы каждый испытуемый зачеркнул нужный овал.
Пример В:
"А теперь посмотрите на картинки в следующем ряду (Пауза). Вы видите картинки с изображением различных пластинок домино. В каждой пластинке две части. Видите, в каждой пластинке домино есть нижняя и верхняя части? (Пауза) На первой пластинке домино точек нет, а на других есть и их разное количество. Все видят эти пластинки домино? (Пауза) А теперь слушайте меня внимательно. Найдите пластинку
домино, на которой только две точки (Пауза). Зачеркните крестиком овал под той пластинкой домино, на которой только две точки".
Психолог должен проследить, чтобы каждый ребенок правильно выполнил это задание, ответить на все возникающие вопросы. После того, как он убедится, что дети правильно поняли, что нужно делать, можно переходить к тестовым заданиям.
"Л теперь посмотрите на задание 1. Найдите четырехугольник, в котором нарисовано палочек больше 5, но меньше 12 (повторить!). Зачеркните крестиком овал под этим четырехугольником".
Психолог должен понаблюдать за детьми, дать им достаточно времени на выполнение этого задания и перейти к следующему лишь тогда, когда дети закончат предыдущее.
"Посмотрите на задание 2. Три первые пластины домино изображены отдельно от других. Они стоят в определенной последовательности друг за другом (Пауза). Найдите пластинку домино, которая должна быть следующей в этом ряду (повторить!). Зачеркните крестиком овал под этой пластинкой домино.
Посмотрите на задание 3. Посмотрите на кубик, нарисованный отдельно (Пауза). Найдите такой кубик, на котором на одну точку больше, чем на данном (повторить!). Зачеркните крестиком овал под кубиком, который вы нашли.
Посмотрите на задание 4. Посмотрите на два четырехугольника, изображенных отдельно (Пауза). Найдите четырехугольник, который показывает, на сколько в первом четырехугольнике палочек больше, чем во втором (повторить!). Зачеркните крестиком овал под этим четырехугольником.
Посмотрите на задание 5. Кусочки торта в этом. ряду показывают, сколько их осталось после того, как каждая семья пообедала. Какой торт остался после семьи, которая за обедом съела меньше всех? (повторить!) Зачеркните крестиком овал под картинкой, выбранной вами".
Инструкция к заданиям формы В (групповой вариант обследования).
"Каждый из вас получил тетрадь. В этой тетради вы найдете множество картинок. Слушайте меня внимательно и делайте в ваших тетрадях то, что я вам буду говорить. Откройте первую страницу".
Экспериментатор показывает детям, как они должны открыть страницу, и контролирует, все ли дети сделали это так, как надо.
Когда дети откроют 1-ю страницу, он показывает им картинки, рассказывает, как отмечать овал под картинкой с ответом, который они выберут. Психолог должен нарисовать овал на доске и зачеркнуть его крестиком. "Внимание! В каждом ряду крестик можно поставить только один раз. Если кто-то по ошибке поставил крестик неправильно, то нужно этот крестик стереть или четко перечеркнуть и затем поставить крестик в нужном месте. Кто еще не понял, что нужно делать, скажите мне, я объясню еще раз".
Указание на способ исправления ошибок важно еще и потому, что постановка двух и более крестиков в одном и том же задании расценивается как неправильный ответ даже в том случае, если среди этих крестиков есть правильно поставленный.
Субтест 1
Пример А:
"Посмотрите на картинки в самом верхнем ряду. На картинках в этом ряду изображены нога, ботинок, палец, варежка и человек. Слушайте меня внимательно. Возьмите карандаш и зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением ботинка (Пауза. Повторить). Вот так. Сделайте это точно так, как я показываю!" Психолог показывает детям на доске, как они должны это сделать.
Пример В:
"Посмотрите на картинки в следующем ряду (Пауза). Слушайте меня внимательно. Зачеркните овал под картинкой с изображением яблока (Пауза. Повторить). Вот так. Правильно!" Экспериментатор дает время проделать это каждому испытуемому. Помогает детям, которым нужны дополнительные разъяснения. Он должен убедиться, что дети знают, что им нужно делать.
С этого момента начинается тест. На каждое задание отводится достаточно времени. Требуется наблюдать за детьми и переходить к следующему заданию лишь тогда, когда все дети закончили предыдущее. В каждом задании название картинки повторяется.
"Посмотрите на задание 1. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением мальчика (повторить!).
Посмотрите на задание 2. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением общественного транспорта (повторить!).
В задании 3 зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением машины на гусеницах (повторить!).
В задании 4 зачеркните крестиком овал под картинкой того, кто активен (повторить!).
В задании 5 зачеркните крестиком овал под картинкой, где нарисована статуя (повторить!)".
Субтест 2
После небольшой паузы экспериментатор говорит детям: "Переверните страницу". После этого ему нужно удостовериться, что все дети открыли 2-ю страницу.
Пример А:
"Теперь попробуем сделать другое задание. Посмотрите на самый верхний ряд (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изображением деревьев. Слушайте меня внимательно. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением самого маленького дерева (Пауза. Повторить)". Психолог следит за тем, чтобы каждый ребенок зачеркнул крестиком соответствующий овал.
Пример В:
"Посмотрите картинки в следующем ряду (Пауза). Слушайте меня внимательно. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением самой большой кучи песка (Пауза. Повторить)". Психолог следит за тем, чтобы каждый ребенок зачеркнул крестиком соответствующий овал.
"Л теперь посмотрите на задание 1 (пауза), где .". изображены девочка, мальчик и дерево. Зачеркните крестиком овал под картинкой, где девочка больше,
чем мальчик, но меньше, чем дерево (Пауза. Повторить)".
Психолог должен понаблюдать за детьми, дать им достаточно времени на выполнение задания и перейти к следующему только тогда, когда они справятся с предыдущим.
"Посмотрите на задание 2 (Пауза). Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением самой спелой кукурузы (повторить!)
Посмотрите на задание 3, где изображены мальчики (Пауза). Потом посмотрите на картинку, где изображены забор и ящики (Пауза). Все мальчики хотят встать на ящики так, чтобы иметь возможность заглянуть за забор одновременно. Найдите ящик, на который должен встать самый высокий мальчик (повторить!). Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением этого ящика.
В задании 4 зачеркните овал под картинкой мяча средней величины (повторить!).
В задании 5 зачеркните овал под картинкой электропровода, который провисает меньше, чем самый провисший, но больше, чем все остальные (повторить!)".
Субтест 3
"А сейчас выполним новое задание. Откройте страницу 3". Психолог должен убедиться, что все дети открыли 3-ю страницу.
Пример А:
"Посмотрите на самый верхний ряд рисунков (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изображением коньков, мотыги, машинки для стрижки газонов, пилы, лопаты. Одна из этих картинок не подходит ко всем остальным. Что-то одно сюда не подходит. Какая картинка не подходит к этому ряду? (Пауза) Картинка с изображением коньков не подходит к остальным. На всех остальных картинках изображены орудия труда, а коньки - это нечто другое. Чтобы показать, что коньки сюда не подходят, зачеркните крестиком овал под изображением коньков (Пауза. Повторить)".
Психолог должен проследить, чтобы все дети зачеркнули нужный овал.
Пример В:
"Посмотрите на следующий ряд. Какая из картинок не подходит ко всем остальным? Четырехугольник не подходит к этому ряду, так как все остальные картинки в этом ряду - круги. Зачеркните крестиком овал под четырехугольником, чтобы показать, что он не подходит ко всем остальным картинкам".
Психолог должен проследить, чтобы каждый испытуемый зачеркнул крестиком нужный овал.
"Посмотрите на задание 1. Какая картинка не подходит к остальным? Зачеркните крестиком овал под картинкой, не подходящей ко всем остальным".
Психолог должен понаблюдать за детьми, дать им достаточно времени на выполнение задания и перейти к следующему заданию лишь тогда, когда дети справятся с предыдущим.
"Посмотрите на задания 2, 3, 4, 5. В каждом задании зачеркните крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным".
Психолог дает детям достаточно времени для выполнения заданий и переходит к следующему субтесту после того, как все дети справятся с заданиями.
Субтест 4
В этом субтесте особенно важно, чтобы экспериментатор читал инструкцию достаточно медленно. Ключевые предложения и вопросы, в случае необходимости, нужно повторить, чтобы быть уверенным, что испытуемые ясно понимают, что им нужно делать.
Пример А:
"Посмотрите картинки в самом верхнем ряду. Там изображены различные четырехугольники. В каждом четырехугольнике разное количество палочек (Пауза). Найдите в каком четырехугольнике только одна палочка? (Пауза). Психолог должен поднять повыше свою тестовую тетрадь, указать на второй четырехугольник в этом ряду и сказать: Вот в этом четырехугольнике только одна палочка. Все это видят? (Пауза) А теперь слушайте меня внимательно. В вашей тетради зачеркните крестиком овал под тем четырехугольником, в котором только одна палочка".