Особенности психологического стресса
Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных* особенностей. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится [21, 23].
1 Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2002, с. 456.
2 Там же, с. 457.
В отличие от животных человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В результате бывает так, что у плохо успевающего ученика одни лишь мысли о вероятной неудовлетворительной оценке порою вызывают более сильные вегетативные реакции, нежели ее получение на экзамене. Это обусловливает специфику человеческого психоэмоционального стресса, к которому не всегда применимы закономерности его протекания, подробно описанные в опытах на лабораторных животных.
Другая особенность психологического стресса — сущесвенное значение оценки человеком степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации [4]. Показано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной системы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуации обусловливает преобладание парасимпатических реакций [16].
Основные отличия между биологическим и психологическим стрессом отражены в табл. 1.
Контрольный вопрос, позволяющий дифференцировать разновидности стресса, звучит так: «Наносит ли стрессор явное повреждение организму?». Если ответ «Да» — это биологический стресс, если «Нет» — психологический.
Таблица 1. Отличия между биологическим и психологическим стрессом
Параметр | Биологический стресс | Психологический стресс |
Причина стресса | Физическое, химическое или биологическое воздействие на организм | Социальное воздействие или собственные мысли |
Характер опасности | Всегда реальный | Реальный или виртуальный |
На что направлено действие стрессора | На жизнь, здоровье, физическое благополучие | На социальный статус, чувство самоуважения и т. д. |
Наличие реальной угрозы жизни или здоровью | Есть | Отсутствует |
Продолжение
Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория
1.2. Психологический стресс 27
Таблица 1. (Окончание)
Параметр | Биологический стресс | Психологический стресс |
Характер эмоциональных переживаний | «Первичные» биологические эмоции — страх, боль, испуг, гнев | «Вторичные» эмоциональные реакции в сочетании с когнитивным компонентом — беспокойство, тревога, тоска, депрессия, ревность, зависть, раздражительность и т. д. |
Временные границы предмета стресса | Конкретные, ограничены настоящим или ближайшим будущим | Размытые (прошлое, далекое будущее, неопределенное время) |
Влияние личностных качеств | Незначительное | Очень значительное |
Примеры | ф Переохлаждение, вызванное долгим купанием ф Ожог горячим паром Ф Интоксикация, вызванная приемом алкоголя ф Вирусная инфекция ф Обострение гастрита после приема острой пиши ф Травма (ушиб, перелом) | ф Выговор, полученный от начальника Ф Повышение квартплаты ф Страх полетов на самолетах ф Семейный конфликт Ф Беспокойство за здоровье близких родственников ф Несчастная любовь ф Беспокойство по поводу будущего |
Механизм развития психологического стресса можно продемонстрировать на примере студента, готовящегося к защите дипломного проекта. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта и т. д. Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в соответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или подсознание) оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка события. Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоциональная реакция, сделанная на основании рационального анализа.
В данном примере (ожидание защиты диплома) развивающийся психологический стресс будет модифицироваться в сторону уси-
ления или уменьшения интенсивности в зависимости от следующих внутренних факторов (табл. 2).
Таблица 2. Субъективныефакторы, влияющие на уровень стресса
Субъективные факторы | Усиление уровня стресса | Уменьшение уровня стресса |
Память о прошлом | Наличие неудачных выступлений в прошлом, провалы публичных выступлений | Опыт успешных выступлений, презентаций, публичных докладов |
Мотивации | «Аля меня очень важно отлично выступить на зашите и получить высшую оценку» | «Мне все равно, как я выступлю и какую оценку получу» |
Установки | ф «Все зависит от меня» ф «Во время публичных выступлений все волнуются, а я особенно» | 4 «От судьбы не уйдешь» ф «подумаешь, зашита диплома. Это всего лишь формальность, не стоящая особых переживаний» |
Ожидания | Неопределенность ситуации, непонятно отношение членов комиссии | Определенность ситуации (ожидание благожелательного отношения к себе членов комиссии) |
Данный процесс можно выразить в виде следующей схемы (рис. 4).
Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория
1.2. Психологический стресс 29