Надежность целого теста
Самый естественный способ определить надежность результатов теста − использовать его повторно на той же выборке испытуемых по истечении некоторого времени.Надежность тем выше, чем менее чувствительны результаты теста к изменениям состояния испытуемого и обстановки тестирования. С течением времени ретестовая надежность постепенно снижается для любого теста, поэтому время между двумя последовательными применениями теста не должно превышать 6 месяцев, чаще это 1−2 месяца. При тестировании детей этот период уменьшается.
Ретестовую надежность можно измерить далеко не для всех психологических тестов. В наибольшей степени этот метод пригоден для психомоторных тестов и пороговых методик. Совершенно бессмысленно находить ретестовую надежность для теста эмоциональных или функциональных состояний.
Надежность частей (пунктов) теста
Для того чтобы повысить ретестовую надежность теста через проверку надежности теста по пунктам, можно произвести следующую процедуру. Все варианты ответов делятся на 2 группы: те, на которые испытуемые дают устойчивый ответ, и те, ответы на которые дихотомичны (раздваиваются). Для последних строится 4 клеточная матрица, где в клетке А суммируется частота ответов «да», данных испытуемым при первом и втором тестировании, в клетке В - число случаев, когда испытуемый при первом тестировании отвечал «да», а при втором − «нет» и т.д. В качестве меры связи ответов при первом и втором тестировании выступает фи-коэффициент ассоциации Пирсона. Его значение обратно пропорционально отношению частоты правильных и неправильных ответов. Неустойчивые пункты должны быть исключены из теста. К недостаткам метода относится невозможность проверить устойчивость теста спустя определенное время. Это требует комбинирования метода надежности частей теста с другими типами характеристики надежности психологической методики.
Вопрос 3
Надежность как согласованность
Взаимозаменяемых форм теста.
Один из способов избежать трудностей, присущих ретестовой надежности, − применение взаимозаменяемых форм теста. Одни и те же испытуемые могут тестироваться в первый раз с помощью одной формы теста, во второй − с помощью другой, сравнимой с ней формой. Показателем надежности служит коэффициент корреляции, однако в случае использования взаимозаменяемых (параллельных) форм он выступает как показатель не только временной устойчивости теста, но и согласованности ответов по двум выборкам заданий.
Требования к взаимозаменяемым формам теста. Параллельные формы должны содержать одинаковое число заданий, однотипных по содержанию и представляемых в одной и той же форме. Уровень трудности заданий также должен быть одинаковым. Инструкции, временные рамки, поясняющие примеры и другие аспекты тестирования также необходимо проверить на сопоставимость. По сравнению с ретестовым фактором тренировки оказывают меньшее влияние при применении взаимозаменяемых форм, однако не устраняется полностью.
В силу трудностей, связанных с составлением, взаимозаменяемые формы создают далеко не для всех тестов. Если между применением параллельных форм теста нет практически никакого промежутка по времени, то корреляция параллельных форм отражает только согласованность форм. Недостатком такого рода исследований является нарастание утомления, особенно если тест большой по объему.
ТЕМА 7.
ВАЛИДНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ, ЕЕ ВИДЫ И СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ
Краткое содержание лекции:валидность как соответствие теста диагностируемому психическому свойству. Зависимость валидности от дифференциально психологических характеристик измеряемого свойства. Соотношение валидности и надежности.
Виды валидности: внешняя (критериальная), внутренняя (конструктная, концептуальная), по содержанию «очевидная». Способы эмпирического измерения валидности: метод контрастных групп, сопоставление с экспертной оценкой, другими внешними критериями. Требования к критериям валидности (релевантность, надежность, отсутствие контаминации). Проблема определения прогностической валидности теста. Проверка конструктной валидности: консистентный анализ, определение конвергентной и дискриминативной валидности пунктов теста, факторный анализ.
ПЛАН ЛЕКЦИИ
Вопрос 1.Определение валидности. Соотношение валидности и надежности.
Вопрос 2.Валидность по содержанию.
Вопрос 3.Критериальная валидность теста - или валидность по критерию.
Вопрос 4.Конструктивная валидность.
Вопрос 5.Процедуры измерения валидности.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Бодалев А.А., Столин В.А. Общая психодиагностика. СПб., 2000.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике, СПб., 2001.
3. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент Информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии. М., 1999.
4. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.А. Столина. М., 1996.
5. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М., 2001.
6. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Учеб. пособие. М., 1996.
7. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб., 2002.
8. Практическая психодагностика / Под.ред.М.А.Райгородского, 2000, Ростов-на-Дону.
9. Александрова Ю.В. Методики диагностики отношение взрослого человека: роли, позиция, нравственная сущность. Метод. пособие. М., 2001.
10. Анастази А., Урбин С. Психологическое тестирование. СПБ, 2005.
11. Зиверт Х. Тестирование личности. 2-е изд. Пер. с нем. М., 1998.
12. Куликов Л.В. Психологическое исследование: Метод. рекомендации по проведению. СПб., 2001.
13. Лири В.С. Анализ современного опыта психологической подготовки сотрудников полиции США: Автореф. дис… канд. психол. наук. М., 1991.
14. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990.
Вопрос 1