Протокол регистрации параметров общения во втором полугодии жизни ребенка
Фамилия, имя ребенка Возраст Дата обследования
Параметры общения | Ситуации | ||
«Пассивный взрослый» | СДО | СЛО | |
Инициативность | |||
Средства общения | э д п | э д п | э д п |
Вовлеченность в общение | |||
Чувствительность к воздействиям взрослого | Не регистрируется | ||
Предпочитаемая форма общения, занятия | пмд сдо сло сдо, сло | пмд сдо сло сдо, сло | пмд сдо сло сдо, сло |
Примечания |
Шкалы оценки параметров общения во втором полугодии жизни
Параметры общения | Критерии оценки параметров | Баллы | |
Инициативность | Отсутствует: ребенок не обращается ко взрослому, уклоняется от общения | ||
Слабая: ребенок изредка поглядывает на взрослого, смущается, не осмеливаясь обратиться, робко дотрагивается до него, протягивая игрушку, не решается вложить ее в руку взрослого; ребенок начинает эпизодически проявлять инициативу только после обращения взрослого | |||
Средняя: ребенок обращается ко взрослому не во всех пробах; обращения не охватывают всего спектра возможностей, в основном обращается за помощью для поддержания самостоятельной деятельности (просит, например, подать предмет) или время от времени в поисках ласки прижимается к взрослому | |||
Высокая: ребенок постоянно проявляет инициативу в общении; проявляет настойчивость, максимально используя средства воздействия на взрослого (заглядывает в глаза, улыбается, прижимается, пытается забраться на руки, вскрикивает, тянет за рукав, отбирает тетрадь, подает игрушки, сердится, хнычет, обиженно смотрит и т. д.); обращается ко взрослому по разным поводам (чтобы привлечь к совместной деятельности, продемонстрировать желаемое действие с предметом, получить оценку своих действий, а также в поисках ласки, сопереживания, поддержки и т. д.) | |||
Чувствительность к воздействиям взрослого | Отсутствует: ребенок не отвечает на инициативу взрослого | ||
Слабая: ребенок изредка отвечает на инициативу взрослого (например, подает по его просьбе игрушку, протягивает ручки, делает «ладушки», улыбается в ответ на улыбку взрослого), большинство обращений взрослого игнорирует (не смотрит на взрослого, продолжая одиночную манипулятивную деятельность, или смотрит по сторонам) | |||
Средняя: ребенок откликается на большинство обращений взрослого, но некоторые из них игнорирует | |||
Высокая: ребенок охотно откликается на любое обращение взрослого, постоянно посматривает на него, следя за выражением лица, смотрит в глаза, пытается подражать действиям взрослого, повторяет поощряемое действие, радуется похвале, огорчается при порицании | |||
Вовлеченность в общение | Отсутствует: ребенок отвлекается от общения и не обращает внимания на взрослого; безразлично выполняет просьбы взрослого | ||
Слабая: ребенок проявляет слабый интерес ко взрослому и его действиям, часто отвлекается от общения | |||
Средняя: ребенок проявляет интерес к взрослому и его действиям, но не выражает удовольствия, радости, редко отвлекается | |||
Высокая: ребенок проявляет интерес, радость и удовольствие от общения (смотрит, улыбается, смеется, вскрикивает, лепечет), не отвлекается от общения | |||
Средства общения | Экспрессивно-мимические (э): | ||
ребенок не использует — не обращается ко взрослому взглядом, не выражает голосом и мимикой своих переживаний; | |||
ребенок использует мимику, обращается взглядом за оценкой, помощью, в поисках сопереживания | |||
Предметно-действенные (д): | |||
ребенок не использует — не протягивает предмет, не изображает жестами желаемое действие; | |||
ребенок использует жесты, изображающие действия, протягивает предмет, вкладывает предмет в руку взрослого. | |||
Предречевые (п): | |||
отсутствуют — не обнаруживает понимания речи взрослого; | |||
ребенок понимает речь взрослого, лепечет | |||
Предпочитаемая форма общения | Ребенок предпочитает ситуативно-личностное общение (СЛО): | СЛО | |
в ситуации пассивности взрослого и в ситуации ситуативно-делового общения (СДО) игнорирует игрушки, при этом либо инициирует СЛО (заглядывает в глаза, прижимается ко взрослому, привлекает его внимание к себе вскриками, оживленными движениями или выражает недовольство), либо пассивно сидит, выжидая обращения взрослого; | |||
в ситуации СЛО охотно отвечает на инициативу взрослого; все показатели общения в СЛО выше показателей общения в СДО | |||
Ребенок предпочитает ситуативно-деловое общение СДО: | СДО | ||
в ситуации пассивности взрослого инициирует СДО либо играет один; | |||
в ситуации СДО охотно откликается на инициативу взрослого; | |||
в ситуации СЛО уклоняется от общения со взрослым; | |||
все показатели общения в СДО выше, чем в СЛО | |||
Ребенок не обнаруживает предпочтения формы общения: | СДО, СЛО | ||
не проявляет инициативы в ситуации пассивности взрослого, все показатели общения в СДО равны показателям общения в СЛО | |||