Виды памяти и их характеристика
Виды памяти:
1. Классификация по содержанию материала, хранящегося в памяти: образы, понятия, эмоции, движения.
1.1. Образная память (на образы) – зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, эйдетические (один раз услышали и можем воспроизвести слово в слово).
1.2. Эмоциональная память. Сделает ребенок что-то не так, он видит мамины эмоции. Чем богаче этот опыт, тем больше человек понимает себя и окружающих людей. Эмоциональная память отличается особой прочностью.
1.3. Словесно-логическая, та которая развивается в ходе различных предметов.
1.4. Двигательная память (на движение) их состав, их последовательность.
2. Классификация по целям деятельности:
2.1. Произвольная память, когда мы произвольно, намеренно что-то запоминаем. Произвольная память эффективнее!
2.2. Непроизвольная память, когда цели запомнить нет, запоминается само по себе.
3. Классификация по способу запоминания:
3.1. Механическая память (предполагает повторение материала, который обеспечит запоминание).
3.2. Логическая память (использование мыслительных операций).
4. Классификация, основанная на времени сохранения материала в памяти:
4.1. Мгновенная память (сенсорные регистры):
4.1.1. Зрительная память (где-то полсекунды хранится)
4.1.2. Слуховая память (хранится 2-3 секунды)
4.2. Кратковременная память (задача обработать материал, пример: письменный стол, рядом полки с книжками, сколько возьмем) имеет ограниченный объем 7±2 смысловые единицы. Смысловая единица может представлять собой отдельное слово, фразу, мысль. Кратковременная память слабо защищена от помех.
4.3. Долговременная память границ не имеет
4.4. Декларативная - содержит сведения о мире: Пушкин-поэт, обеспечивается функционированием коры головного мозга.
4.5. Процедурная - различные движения, действия, которые мы умеем выполнять: письмо, езда на велосипеде.
5. Семантическая (факты, не относящиеся к конкретному временному контексту, общие сведения).
6. Эпизодическая (лично пережитые человеком события).
7 Имплицитная имеет место, когда мы находимся под влиянием прошлого опыта, не осознавая этого.
8 Эксплицитная – память, которая имеет место осознавания.
Теории памяти
· Физиологический подход – теория нейронных моделей. Нейрон – синапс – нейрон.
· Биохимический подход – 2 стадии запоминания:
1. Обратимая электрохимическая реакция
2. Необратимая биохимическая реакция
Долговременное хранилище – кора головного мозга. Гиппокампы - S – образные формирования внутри полушарий, обрабатывают новую информацию и направляют ее на постоянное хранение.
· Психологический подход – ассоциативная теория: по сходству, по сложности, по контрасту. Гештальт-теория (материал выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов). Лицо.
· Деятельностный подход (эффективность запоминания определяется значимостью материала для деятельности личности).
Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Заучивание и его организация
Запоминание - процесс памяти, в результате которого происходит запечатление нового путем связывания его с приобретенным ранее.
1. Выявление внутренних связей в запоминаемом
2. Привнесенном извне искусственных связей. Метод локальной привязки словесных посредников, использование образов, повышение значимости.
Эффект Зейгарник: незавершенное действие запоминается лучше
Воспроизведение – извлечение материала из памяти (физиологическая основа - возобновление нервных связей).
Ø Преднамеренное
Ø Непреднамеренное
На воспроизведение влияет: язык заучивания, условия, контекст, четкость задачи.
Припоминание – следы памяти почти недоступны, нужно искать ключ к воспроизведения.
Узнавание – имеет место при повторном восприятии.
Сохранение – наименее изученный процесс (во сне). Мы помним гораздо больше, чем можем воспроизвести. Сенсорный регистр => кратковременная память => долговременная память.
Забывание – освободить память для свежей информации, чтобы не были яркими некоторые переживания. Почему мы забываем? Потому что неправильно заучиваем, психическая разрядка, противоречащая установкам забывается быстрее.
Организация заучивания:
1) Увеличение времени на обработку каждого элемента задачи.
2) Чередовать заучивание с воспроизведением.
3) Распределение повторений во времени. (Эффект Заигарник, он проявляется в том, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные).
4) Использование мнемонических приемов.
5) Составление плана.
6) Избегание монотонности, опора на эмоции.
Индивидуальные особенности памяти
Люди различаются по быстроте запоминания, по точности запоминания, готовности воспроизведения.
По отношению запоминания и забывания:
· Быстро запоминают, медленно забывают;
· Быстро запоминают, быстро забывают; медленно запоминают,
· Медленно забывают; медленно запоминают, быстро забывают;
· Медленно запоминают, быстро забывают.
У детей механическая память. У взрослых логическая. Лурия «Маленькая книжка большой памяти»