Вопрос 19: Когнитивное направление в теории личности. Техники когнитивной психотерапии

Человек и его функционирование как продукт взаимодействия поведения, личных факторов и влияния окружения. Теория научения через наблюдение (А.Бандура). Основные процессы научения: процесс внимания (понимания модели), процесс сохранения (запоминание модели), моторно-репродуктивный процесс (перевод памяти в поведение), мотивационный процесс (от наблюдения к действию). Подкрепление в научении через наблюдение: самоподкрепление, саморегулирование, самоэффективность.

Теория социального научения Дж.Роттера. Основная формула прогноза поведения. Потребности по Роттеру и их влияние на поведение человека. Локус контроля - личностная переменная, определяющая в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни.

Человек как исследователь (Дж.Келли). Личностные конструкты - модели для действительности. Основной постулат теории Келли и основные выводы из него. Свойства конструктов: диапазон применимости, фокус применимости, проницаемость-непроницаемость. Типы конструктов: упредительные, констеллярные, предполагающие. Способы классификации конструктов. Возможности использования теории личностных конструктов Келли в деятельности социального работника.

Социально-когнитивная психокоррекция (А. Бандура). Научение через наблюдение. Научение в действии. Регулирующие побудительные системы. Самоэффективность и цели. Практика: моделирование через участие.

Рационально-эмотивная психокоррекция (А. Эллис). Эмоции и поведение. АУП – теория личности. Социальное научение. Нереалистичные установки. Цели психокоррекции. Черты самоактуализирующихся людей. Дискутирование. Закрепление изменений.

Когнитивная психокоррекция (А. Т. Бек). Уровни когнитивной обработки. Когнитивные ошибки. Приобретение уязвимости. Причины неадекватности. Цели психокоррекции. Определение проблемы и концептуализация случая. Роль консультанта. Когнитивные техники. Предотвращение рецидивов.

Для Бандуры индивиды не являются ни автономными системами, ни простыми механическими передатчиками, оживляющими влияния окружения — они обладают высшими способностями, которые позволяют им предсказывать появление событий и создавать средства для осуществления конт­роля над тем, что влияет на их повседневную жизнь. Учитывая, что традицион­ные теории поведения могли быть неверными, это давало скорее неполное, чем неточное объяснение поведению человека.

С точки зрения Бандуры, люди не управляются интрапсихическими силами и не реагируют на окружение. Причины функционирования человека нужно пони­мать в терминах непрерывного взаимодействия поведения, познавательной сферы и окружения. Данный подход к анализу причин поведения, который Бандура обозначил как взаимный детерминизм, подразумевает, что факторы предрасполо­женности и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами по­ведения. Проще говоря, внутренние детерминанты поведения, такие как вера и ожидание, и внешние детерминанты, такие как поощрение и наказание, являются частью системы взаимодействующих влияний, которые действуют не только на поведение, но также на различные части системы.

Бандура полагает, что по причине двойной направленности взаимодействия между открытым поведением и окружающими обстоятельствами люди являются и продуктом, и производителем своего окружения.

Какие факторы позволяют людям учиться? Современные теоретики научения де­лают акцент на подкреплении как на необходимом условии для приобретения, сохранения и модификации поведения. Бандура, хотя и признает важ­ность внешнего подкрепления, не рассматривает его как единственный способ, при помощи которого приобретается, сохраняется или изменяется наше поведение. Люди могут учиться наблюдая или читая, или слыша о поведении других людей. В результате предыдущего опыта люди могут ожидать, что определенное поведе­ние будет иметь последствия, которые они ценят, другое — произведет нежела­тельный результат, а третье — окажется малоэффективным. Наше поведение, сле­довательно, регулируется в значительной мере предвиденными последствиями. Наши высшие психические про­цессы дают нам способность предвидения.

В центре социально-когнитивной теории лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления. Бан­дура отмечает, что многое в поведении, которое мы демонстрируем, приобретается посредством примера: мы просто наблюдаем, что делают другие, а затем повторяем их действия. Этот акцент на научении через наблюдение или пример, а не на пря­мом подкреплении, является наиболее характерной чертой теории Бандуры.

Другой характерной чертой социально-когнитивной теории является выдающаяся роль, которую она отводит уникальной способности человека к саморегуляции. Функции саморегуляции созда­ются и не так уж редко поддерживаются влиянием окружения. Таким образом, они имеют внешнее происхождение, однако не следует преуменьшать тот факт, что од­нажды установившись, внутренние влияния частично регулируют то, какие дей­ствия выполняет человек.

Бандура утверждает, что высшие интеллектуаль­ные способности, например способность оперировать символами, дают нам мощное средство воздействия на наше окружение. Посредством вербальных и, образных репрезентаций мы производим и сохраняем опыт таким образом, что он служит ориентиром для будущего поведения.

Бандура устанавливает, что фактически все феномены научения, приобретаемые в результате прямого опы­та, могут формироваться косвенно, путем наблюдения за поведением других людей и его последствиями. Таким образом, игнорировать роль научения через наблюдение в приобретении новых поведенческих паттернов — значит игнориро­вать уникальные способности человека.

Рассматриваемое таким образом, науче­ние через наблюдение представляет собой активный критический и конструктив­ный процесс. Четыре процесса, выделенные Бандурой:

\ Процессы внимания: понимание модели.Человек может научиться многому через наблюдение, если он обратит внимание на характерные черты поведения модели и правильно поймет их. Среди детер­минант внимания, влияющих на моделирование, ассоциативные модели являются наиболее важными. Люди, с которыми мы регулярно общаемся, определяют типы поведения, которое можно наблюдать и, следовательно, изучить наиболее полно.

Процессы сохранения: запоминание модели.Второй набор процессов, вовлеченных в научение через наблюдение, касается долговременной репрезентации в памяти того, что наблюдалось когда-то.

Моторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведение.Третий компонент научения через наблюдение — это перевод информации, символиче­ски закодированной в памяти в соответствующие действия.

Мотивационные процессы: от наблюдения к действию.Четвертый и послед­ний компонент моделирования касается переменных подкрепления. Эти перемен­ные влияют на научение через наблюдение посредством контроля сигналов моде­лирования, на которые человек скорее всего обратит внимание, а также интенсив­ности, с которой он попытается перевести такое научение в открытое выполнение.

Есть один способ усилить желание человека наблюдать, сохранять и выстраи­вать моделируемое поведение — через предвидениеподкрепления или наказания.

Теория социально-когнитивного научения действительно признает важную роль внешних подкреплений, она постулирует существование более широкого круга подкрепляющих воздействий. Люди не только подвержены влиянию опыта, при­обретенного в результате своих действий, но и регулируют поведение на основе ожидаемых последствий, а также создают их для себя сами.

Косвенное подкреплениеосуществляется всякий раз, когда наблюдатель видит действие модели с результатом, который наблюдатель осознает как результат предшествующих действий модели. Можно говорить о косвенном позитивном подкреплении, когда наблюдатели ведут себя таким же образом, как наблюдаемые ранее модели, получившие подкрепление, в то время как при косвенном наказании наблюдаемые аверсивные последствия снижают тенденцию вести себя подобным образом.

Самоподкрепление очевидно имеет место всякий раз, когда люди устанавлива­ют для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достиже­ние, превышение или неудачу. Самоподкрепление — процесс, суть которого заключается в том, что люди награждают себя поощрениями, над которыми они имеют контроль, всякий раз, когда достигают установленной ими самими нормы поведения.

Бандура ввел в свои теоретические построения постулат ког­нитивного механизма самоэффективности для объяснения личностного функ­ционирования и изменения. Концепция самоэф­фективности относится к умению людей осознавать свои способности выстраи­вать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации.

Бандура предположил, что приобретение самоэффек­тивности может происходить любым из четырех путей:

1. Способность выстроить поведение.Бандура утверждает, что наиболее важным источником эффективности является прошлый опыт успеха и неудач в попытке достичь желаемых результатов. Попросту говоря, успешный личный опыт порождает высокие ожидания, а предыдущие неудачи порождают низкие ожидания.

2. Косвенный опыт.Хотя и не столь действенный, как фактическое поведение, косвенный опыт также может быть источником высокой самоэффективности. То есть наблюдение за другими людьми, успешно выстраивающими поведение, может вселить в человека надежду на самоэффективность и уверенность, что с подобной деятельностью вполне можно справиться.

3. Вербальное убеждение.Эффективность может также быть достигнута или изменена через убеждение человека в том, что он обладает способностями, необхо­димыми для достижения цели.

4. Эмоциональный подъем. Так как люди сверяют уровень эффек­тивности с уровнем эмоционального напряжения перед лицом стрессовых или угрожающих ситуаций, любой способ, понижающий возбуждение, повысит прогноз эффективности. Люди с большей вероятностью добиваются успеха, если они не напряжены и эмоционально спокойны.

Дж. Роттер хотел создать теорию, которая подчеркивала бы понимание поведения в контексте социальных ситуаций. Его теория социального научения— это по­пытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими, людьми и элементами окружения. Роттер полагал, что в основном поведение определяется нашей уникальной способностью думать и предвидеть. По его утверждению, предсказы­вая, что люди будут делать в определенной ситуации, мы должны принять во внимание такие когнитивные переменные, как восприятие, ожидание и ценности. Также в теории Роттера существует положение, что поведение человека целена­правленно, то есть люди стремятся двигаться к ожидаемым целям.

В центре внимания теории социального научения Роттера лежит прогноз поведе­ния человека в сложных ситуациях. Роттер полагает, что нужно тщательно про­анализировать взаимодействие четырех переменных. Эти переменные включают в себя потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и психологическую ситуацию.

Роттер предполагает, что специфические цели обычно тесно связаны с более широкими категориями, понимаемыми как потребности.

Роттер определил два таких генерализованных ожи­дания: локус контроля и межличностное доверие. Локус контроля это основа интернально-экстернальной шкалы Роттера, один из наиболее широко используемых параметров самоотчета в исследовании личности.

Интернальный и экстернальный локус контроля.Являясь центральным конструктом теории социального научения, локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Люди с экстерналь­ный локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешни­ми факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. Напротив, люди с интерналъным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями (внутрен­ние, или личностные факторы). «Интерналы» поэтому чувствуют, что они в боль­шей степени влияют на подкрепления, чем люди с экстернальной ориентацией локуса контроля.

Роттер ясно показывает, что экстерналы и интерналы не есть «типы», поскольку каждый имеет характеристики не только своей категории, но и, в небольшой степени, другой. Конструкт следует рассматривать как континуум, имеющий на одном конце выраженную «экстернальность», а на другом — «интернальность.

Лежащий в основе философии Келли конструктивный альтернативизм дает людям поразительное количество возможностей для выбора альтернативы банальному. Келли утверждал, что не существует такой вещи в мире, относи­тельно которой «не может быть двух мнений». По мнению Келли, объективная реальность, конечно, существует, но разные люди осознают ее по-разному. Следо­вательно, ничто не постоянно и не окончательно. Правда, как и красота, существует только в сознании человека.

Келли придавал большое значение тому, как люди осознают и интерпретируют свой жизненный опыт. Это приводит нас к модели личности Келли, основанной на аналогии человека как исследователя.

Во-первых, это предполагает, что люди главным образом ориентированы на будущие, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Фактически Келли утверждал, что все поведение можно понимать как предупреждающее но своей природе.

Во-вторых, что люди облада­ют способностью активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Человек не контролируется настоя­щими событиями, а скорее контролирует события в зависимости от поставленных вопро­сов и найденных ответов.

В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни.

В системе Келли ключевым термином является конструкт: человек судит о своем мире с помощью понятийных систем, или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Это приспо­собление не всегда является удачным. Все же без таких систем мир будет представлять собой нечто настолько недифференцированное и гомогенное, что человек не сможет осмыслить его.

Именно эти «понятийные системы, или модели» Келли определил как лично­стные конструкты. Иначе говоря, личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт.

В соответствии с представлением о людях как об ученых Келли утверждает: стоит только человеку предположить, что с помощью данного конструкта можно адекватно прогнозировать и предсказать какое-то событие в своем окружении, как он начнет проверять это предположение по событиям, которые еще не наступили. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохра­нит его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании кото­рого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен.

Келли предполагал, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе, то есть сущность мышления человека заключается в осознании жиз­ненного опыта в терминах черного или белого, а не оттенков серого. Точнее, пере­живая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга (у них есть общие свойства) и при этом отличаются от других. Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных конструктов.

Келли предположил, что все конструкты характеризуются определенными фор­мальными свойствами. Во-первых, конструкт напоминает теорию тем, что он затра­гивает определенный диапазон явлений. Этот диапазон применимости включает в себя все события, при которых конструкт релевантен или применим.

Во-вторых, у каждого конструкта есть фокус применимости. Он относится к явлениям в рамках диапазона применимости, к которым конструкт наиболее при­меним.

Келли никогда не предлагал точного определения термина «личность». Он утверждал, что личность — «наша абстракция деятельности человека и последующая генерализация этой абстракции на все аспекты ее связи с другими людьми, знакомыми и незнакомыми, а также с тем, что может представлять определенную ценность». Кроме того, он утверждал, что личность по своей природе включена в межличностные отношения человека. Соединив эти две идеи, можно дать более точное определение личности в теории Келли, а именно: личность индивида представляет организованную систему более или менее важных конструктов; человек использует личностные конструкты, что­бы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события. Для Келли личность эквивалентна конструктам, используемым индивидом в целях предвидения будущего. Чтобы понять другого человека, надо знать что-то о кон­структах, которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг с другом.

Теория личностных конструктов рассматривает человека в качестве активно­го и думающего организма просто потому, что он живой.

Формальная структура теории личностного конструкта очень лаконична. Основной постулат: «Процессы личности — это проложенные в психике каналы, в русле которых человек прогнозирует события». Основной постулат гласит, что поведение определяется тем, как люди прогнозируют будущие события. Иначе говоря, все поведение человека (мысли и поступки) направлено на прогноз событий. Постулат также подразумевает, что Келли интересует человек как таковой, а не какие-то отдельные аспекты его поведения (например, межгрупповые отношения). Выражение «процессы личности» пред­полагает, что человек — это организм, находящийся в развитии, а не инертная субстанция, на которую влияют бессознательные импульсы или побуждают к дей­ствию раздражители окружения. Келли уподобляет человека исследователю и считает, что люди управляются своими конструктами, ориентированными на будущее.

Наши рекомендации