Использование проектного метода в обучении школьников
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. Например, на уроках технологии младшие школьники могут работать над следующими проектами: “Город моего будущего”, “Улица моей мечты”, “В гостях у сказки” и т.д.
Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке:
· развитие активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности, инициативности;
· воспитание умения работать в коллективе, развитие коммуникативных способностей;
· повышение уверенности обучающихся в себе, мотивации учения;
· построение учебного процесса с опорой на интересы детей.
Осуществление диагностики эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса.
Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.
Еще один интересный прием – работа с “деревом настроений”, которое используется как своеобразный диагностический инструмент для определения настроения, эмоционального фона учащихся в течение учебного дня.
На большом листе бумаги изображается ствол дерева, для листьев делаются прорези. Мы используем следующий цвет листьев – красный, желтый, зеленый, фиолетовый. По желанию педагога, можно расширить цветовой спектр и включить листья черного, серого цвета. Приходя на занятия, дети самостоятельно выбирают лист и вставляют его в прорезь дерева. Анализируя цветовую гамму, учитель может сделать вывод об эмоциональном состоянии отдельных учащихся и всего класса в целом. Интерпретация цвета: красный цвет означает агрессивность, спонтанную активность, критическое отношение к себе; фиолетовый – угнетенное состояние, нежелание общаться, уход в себя, недовольство собой и своими достижениями; желтый – солнечное настроение, потребность в активности, самоутверждении, удовлетворенность своими успехами; зеленый – спокойное ровное настроение.
Акцентирование успехов каждого ученика, отслеживание продвижение его в учебной деятельности.
Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью с первого класса каждым ребенком заводится папка, название которое каждый ученик выбирает индивидуально “Мои успехи”, “Мои достижения”, “Мое творчество”. С папку вкладываются все работы ученика, выделенные ими как успешные и достойные признания окружающих. Индивидуальное портфолио состоит из нескольких разделов, которые ведут ученики, родители и учителя. Эти разделы включают в себя: “портфолио документов”, “портфолио работ” и “портфолио отзывов”. Подобное портфолио позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам и неудачам. Работа с папками продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Сколько сил и старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной. Портфолио помогает ученику оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их.
В заключение хочется отметить: ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Необходимо выполнять ряд следующих педагогических действий для создания ситуации успеха:
1. Изучение личности младшего школьника; составление на этой основе его диагностической характеристики.
Клиническое, психологическое и педагогическое направления диагностической работы помогает учителю начальных классов и родителям получить информацию о состоянии здоровью ученика, возможных причинах неуспеваемости, потенциальных возможностях интеллекта, причине личностной дезадаптации, а также уровне эмоционально - волевой сферы. Такая диагностика позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход при разноуровневом обучении. Ведь от правильной диагностики зависит не только дельнейшее обучение ребенка, но часто и его судьба.
2.Формирование социально-психологиеческой атмосферы, обеспечивающей ребенку положение приветствуемого члена коллектива.
Дети, особенно те, к которым необходимо осуществлять индивидуальный разноуровневый подход, чрезвычайно чувствительны. Любое изменение настроения и поведения учителя неизбежно сказывается на их настроении. От того, как сложатся отношения «учитель- ученик», зависит очень многое. Отношения «учитель – ученик» должны строиться на доверии, приятии, эмпатии, поддержке.
3. Создание условий для эффективного участия в деятельности (учении, игре и т.д.)
К ним относятся: создание материально - технологического обеспечения пространства; подбор соответствующих возрастным особенностям методов и приемов обучения; учет индивидуально - личностных качеств учеников. Состояние комфорта несет с собой удовлетворения собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к её продолжению, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика. Вывод ясен: комфортность обучения – условие её успешности.
4. Достижение интеллектуального комфорта на уроке требует смены видов деятельности, обеспечение каждому ученику возможности работать в доступном ему темпе, получения или собственного, личностно значительного результата учебной работы, укрепляющего веру ребенка в его познавательные возможности.
Следует отметить важную роль для возникновения у учащихся психологического комфорта. Наиболее продуктивное время занятий 10-25 минут от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ я планирую именно на это время.
При конструировании ситуации успеха необходимо:
определить виды деятельности и сферы общения, в которых реален успех ученика;
найти у ученика положительные стороны индивидуальности и на этой основе проектировать личностное развитие;
ставить перед учениками трудные, но достижимые цели;
способствовать успеху в деятельности индивидуализацией требований, одобрением и разумной помощью;
«обезболить» неудачи содержательным оцениванием, оттеняющим некоторые успешные действия;
оценивая деятельность детей, не сравнивать достижения разных учеников, т.к. их возможности, уровень развития разный;
при оценке деятельности детей хвалить исполнителя, а критиковать исполнение;
познакомить родителей с алгоритмом создания ситуации успеха в семье;
использовать возможности семьи для повышения результативности учебно-воспитательного процесса;
влиять на групповое мнение с помощью демонстрации положительных сторон личности;
помогать освоить роль не только ведомого, но и ведущего в межличностном общении детей;
побуждать ученика к самопознанию и самовоспитанию адекватной самооценки;
стимулировать мотивацию успеха в общем деле;
поощрять стремление к самовыражению и самореализации в творческих делах;
способствовать формированию увлечения самим процессом деятельности, а не только результатом.
Заключение
Как показывает практика, деятельности учителя непосредственно во время учебного процесса недостаточно, несмотря на то, что урок – основная точка соприкосновения ученика и учителя, на котором последний ежедневно осуществляет образование, воспитание и всестороннее развитие учащихся.
Осуществляя преподавательскую деятельность, обучающий сам проходит через вереницы уроков, учась отбирать материал, структурировать, осуществлять целеполагание, рефлексию, формулировать задания и различные виды деятельности обучающихся, подводить итоги. Самое трудное в подготовке и проведении урока - привлечь учащихся к уроку, к деятельности на уроке, то есть мотивация.
Как оказалось, решить проблему мотивации не под силу иногда даже опытным преподавателям. Во все времена учителя были озабочены тем, что большинство детей относится к учебе совершенно безразлично. Сегодня можно вплотную подойти к решению этого вопроса благодаря достижениям психологического подхода к воспитанию, а также вследствие наличия развитого технологического инструментария в арсенале педагога.
Безусловно, проблема обучающего и обучающегося- одна из вечных, - однако, сегодня благодаря достижениям в сфере исследования степени влияния ситуации успеха на различные аспекты деятельности обучающегося, систематизации приемов и методов конструирования на уроке ситуации успеха, коим посвящена данная работа, становится возможным создание и развитие навыков самоконтроля и самоанализа ученика, делая его более автономным и независимым от внешних факторов.
Список литературы
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.
3. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. М., 1972.
4.
5. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1996. - № 4. – С. 29-36.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999. – 536 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999. – 536 с.
8. Каменская Е.Н. Основы психологии, Ростов н/Д, Феникс, 2003, 155 с.
9. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся, 2000, 175 c.
10. Осмоловская И. Начать с изучения личностных качеств / И. Осмоловская // Нар. образование. – 1996. – №
11. Рафальская Е.С. Психолого-педагогические механизмы и этапы организации ситуации успеха у учащихся гимназии. // Психология и школа - №2, 2004. – с. 86-91.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
13. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад. шк., 1988.
14. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика", 1974.
15. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96с. – // Директор школы. – Библиогр.: С. 95