Психологические механизмы влияния этических норм взаимодействия на эффективность общения
Этические нормы общения – не искусственные конструкции, целенаправленно создаваемые учеными-психологами и практиками. Они – результат многочисленных проб и ошибок, спонтанно возникающий продукт многовекового опыта общения людей. Причины их появления и закрепления в практике профессиональнго взаимодействия состоят в том, что этические нормы по существу являются своеобразными психологическими механизмами влияния на поведение общающихся.
Этические нормы профессионального общения создают целый ряд психологических эффектов, которые модифицируют восприятие, оценки, отношения, эмоциональные состояния, намерения и поступки людей, придают процессу взаимодействия упорядоченный, стабильный, предсказуемый, безопасный характер (рис.2).
|
| |||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Рис.2.Психологические эффекты, создаваемые этическими
нормами профессионального общения
Наиболее сильное воздействие на партнеров по общению оказывает так называемый гало-эффект или «эффект ореола». Его суть состоит в том, что люди склонны распространять впечатление, вызванное восприятием отдельных личностных качеств и поступков другого человека, на оценку всей его личности. В этой связи сотрудник, соблюдающий нормы этики общения, воспринимается другим как человек, уважающий его личное достоинство, взгляды, интересы, желания и, следовательно, как симпатичный, порядочный и надежный человек.
В многочисленных психологических исследованиях показано, что люди, воспринимаемые как симпатичные и порядочные, пользуются большим доверием окружающих, обладают большей силой влияния на партнеров по общению, чем другие. Поэтому немаловажен «эффект первичности», т.е. необходимости произвести сразу благоприятное впечатление и «эффект новизны».
Руководители различного уровня, специалисты по ведению переговоров, наделяемые перечисленными качествами, исходно обладают высоким потенциалом убеждения, внушения, психического заражения, программирования поведения окружающих.
Другим психологическим результатом соблюдения этических норм является эффект придания относительной безопасности процессу профессионального взаимодействия. Этические правила поведения, несмотря на их определенную условность и необязательность, все же представляют собой разновидность социальных норм поведения.
Любая социальная норма – это совокупность сообща выработанных требований к поведению людей в конкретных ситуациях их социального взаимодействия. Целью выработки таких норм является упорядочение, облегчение взаимодействия людей путем временного ограничения, блокирования их психологических качеств и состояний, мешающих общению (например, агрессивности, некорректности, недоверчивости, плохого настроения и др.).
Людям свойственно подсознательно проиводействовать и срабатывет так называемый «эффект бумеранга».
Нарушение этических норм профессионального общения карается применением специфических социально-психологических санкций, таких, как недоверие, неуважение, презрение окружающих, психологическая и деловая изоляция нарушителя. В ряде случаев эти санкции оказываются более ощутимыми, чем правовые. Нередко человек, нарушивший этические нормы взаимодействия, вытесняется из сообщества, перестает рассматриваться в качестве коллеги или руководителя.
Поэтому соблюдение этических норм придает процессу общения психологическую безопасность (гарантии уважительного отношения партнера), доверительность, предсказуемость и, как следствие, большую эффективность.
Немаловажное значение для делового общения имеет содержащийся в этических нормах эффект упорядочения взаимодействия. Соблюдение правил этикета предопределяет последовательность, этапность, периодичность, чередование ролевых позиций общающихся, допустимый арсенал средств психологического воздействия друг на друга, и др. Это позволяет преодолеть возможную импульсивность общающихся, стремление безусловно и явно доминировать над партнером, превратить общение в монолог, инструктаж, процесс предъявления претензий и требований, то есть всего того, что дезорганизует, разрушает взаимодействие.
Этические нормы и принципы указывают на то, какие действия в процессе делового взаимодействия приемлемы, а какие нет, в чем выражается служебная дисциплина, каковы нравственные эталоны поведения. Особенной нравственной «емкостью» отличаются отношения руководителя к подчиненным. Они во многом задают характер общения и нравственно-психологический климат в коллективе. Без соблюдения этических норм общения руководителем и всеми членами коллектива сотрудники чувствуют себя психологически и нравственно незащищенными.
Этика профессионального общения основывается на нормах поведения людей, которые способствуют развитию сотрудничества, укрепляют сущностную основу профессиональной деятельности. Суть этических правил состоит в укреплении взаимного доверия, предупреждении другого человека о своих целях, интересах, намерениях, недопущении лжи во взаимоотношениях. Соблюдение этических норм профессионального общения сопровождается рядом психологических эффектов, делающих взаимодействие упорядоченным, стабильным, предсказуемым, комфортным, психологически безопасным и эффективным.