Закономерности протекания процессов возбуждения и торможения

Кним относятся иррадиация, концентрация и индукция нервных процессов. Аналитическая и синтезирующая деятельность коры головного мозга—

это высшая регуляция взаимоотношений организма со средой, сложная дея­тельность коры больших полушарий головного мозга по тонкой дифференци­ациимногочисленных раздражителей и установлению между ними самых различных связей.

Динамическая стереотипия (системность в работе коры головного моз­га).Кора головного мозга постоянно подвергается воздействию большого числа раздражителей, вызывающих в ней разнообразные по качеству и степе­ни процессы возбуждения и торможения. Однако несмотря на это мозг обеспе­чивает не хаотические и разобщенные, а целостные реакции организма на раз­дражения. Объясняется это тем, что нервные процессы в коре всегда протека­ют по определенной системе. При повторном воздействии раздражителя процессы возбуждения и торможения будут ирраднировать и концентриро­ваться по ранее уже активизированным нервным путям, что и вызовет образо-вание динамического стереотипа. Системность (динамическая стереотипия) в работе коры головного мозга обеспечивает целостные реакции организма на внешние раздражения и вместе с тем приспособление этих реакций к меняю­щимся условиям среды.

Сигнальная деятельность коры головного мозга.В работе коры голов­ного мозга человека имеют место две сигнальные системы — первая и вторая. Первую сигнальную систему составляют условные временные связи, в кото­рых раздражителями (сигналами) являются непосредственно действующие на зрительный, слуховой, кожный и другие рецепторы раздражители. Вто­рую сигнальную систему составляют временные связи — условными раздра­жителями, в отличие от первой сигнальной системы, являются слова, с помо­щью которых человек осознает предметы и явления.

Функциональные системы психики— это такое сочетание нервных про­цессов иорганов тела человека, которое позволяет эффективно выполнять определенное задуманное действие.

Акцептор результатов действия— это психофизиологический механизм прогнозирования и оценки результатов деятельности, функционирующий в процессе принятия решения и действующий на основе соотнесения с нахо­дящейся в памяти моделью предполагаемого результата.



Глава третья

3.11. ОСОБЕННОСТИ БЕЗУСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ

Закономерности протекания процессов возбуждения и торможения - student2.ru

Естественно-научные основы психологии



КОММЕНТАРИИ

Безусловный рефлекс— врожденная, наследственно закрепленная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма. Термин введен И. П. Павловым для обозначения качественно своеобразного класса рефлексов — основы пожиз­ненного формирования условно-рефлекторных связей.

В отличие от рефлексов условных, служащих приспособлению организма к изменяющимся обстоятельствам, безусловные рефлексы имеют свои осо­бенности (см. схему), определяют приспособление к относительно постоян­ным факторам и не зависят от наличия подкрепления.

Подкрепление — безусловный раздражитель, вызывающий значи­мую реакцию организма, при сочетании которой с предваряющи­ми ее действием индифферентного стимула вырабатывается клас­сический условный рефлекс.

Подкрепление, наносящее вред организму (например, удар током), называется отрицательным (наказание); подкрепление в виде пищи —- положительным (награда).

Вершины дуг безусловных рефлексов лежат в стволе мозга и отчасти в спинном мозге. Поэтому эти рефлексы могут осуществляться без участия коры больших полушарий, т. е. непроизвольно. Но поскольку работа нижеле­жащих отделов контролируется корой, а процессы в ней влияют на процессы в других отделах, существует и возможность произвольного влияния на дей­ствие безусловных рефлексов.

Безусловный рефлекс имеет место, если: а) действует жизненно важный раздражитель; б) рефлекторный центр находится в возбужденном состоянии. Безусловные рефлексы прекращаются, если: а) получены сигналы достиже­ния требуемого результата; б) выполнена врожденная программа действий; в) раздражитель прекратил свое действие; г) начал действовать более силь­ный (значимый) раздражитель.

Безусловные рефлексы стойки, мало меняются в процессе жизни. Напри­мер, человеку очень трудно не реагировать, когда на него действует тот или иной безусловный раздражитель (т. е. раздражитель, обязательно вызываю­щий распространение возбуждения по определенной, врожденно организован­ной цепи или сети нейронов).

При росте и развитии человека и животного система безусловно-рефлек­торных связей оказывается недостаточной (бедной, инертной, слишком про­стой), чтобы обеспечить все необходимое разнообразие реакций в условиях постоянно меняющейся и бесконечно многоликой окружающей среды. Начи­нают образовываться и приобретать все большое значение в поведении услов­ные рефлексы — временные связи между какими-то раздражителями и опре­деленными реакциями на них.



Глава третья

3.12. ВИДЫ БЕЗУСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ

Закономерности протекания процессов возбуждения и торможения - student2.ru

Естественно-научные основы психологии



КОММЕНТАРИИ

Безусловные рефлексы в чистом виде практически не существуют. В онтоге­незе на их основе надстраиваются сложные системы условных рефлексов, определяющие вместе с безусловными рефлексами гибкость и динамизм по­ведения.

Классификация безусловных рефлексов, представленная на схеме, понят­на каждому, по этой причине можно остановиться на развернутой характери­стике только одного из них, наиболее универсального и часто проявляющего­ся в жизни животного и человека, — ориентировочного рефлекса, рефлекса на изменение окружающей обстановки, на новое, неожиданное, рефлекса «что такое?».

Биологический смысл этого рефлекса огромен. Если бы у животно­го не было этой реакции, то жизнь его каждую минуту, можно ска­зать, висела бы на волоске.

И. П. Павлов

Ориентировочный рефлекс складывается из трех реакций:

<& моментального сокращения мышц тела («вздрагивание»), прекращения двигательной активности («застывание») и изменения вегетативных ре­акций организма, мгновенно мобилизующих его внутренние ресурсы;

«> поворота головы, тела в сторону источника раздражения и настройки со­ответствующих рецепторов и анализаторных систем в целом;

«> «исследовательского» поведения — осматривания, ощупывания и других действий, направленных на ознакомление с новым раздражителем (пред­метом, явлением, их свойством).

Ориентировочные рефлексы, и особенно последний тип проявления, хо­рошо развиты у человека и широко представлены в его жизни. Они лежат в основе непроизвольного внимания и очень важны в деятельности людей.

В целом безусловные рефлексы все же обладают приспособительной из­менчивостью, однако в очень малых пределах. Поэтому достигаемое с помо­щью безусловных рефлексов адекватное реагирование организма на воздей­ствия внешней среды может быть более или менее точным только в отноше­нии малоизменяющихся факторов внешней среды.

Безусловные рефлексы не могут обеспечить приспособление организма к новым или резко меняющимся условиям среды.



Глава третья

3.13. ОСОБЕННОСТИ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ

Закономерности протекания процессов возбуждения и торможения - student2.ru

Естественно-научные основы психологии



КОММЕНТАРИИ

Условный рефлекс— врожденная или приобретенная (выученная) реакция, автоматически (непроизвольно) следующая в ответ на биологически нейтраль­ный раздражитель, который превратился в сигнал, предупреждающий орга­низм о предстоящем биологически важном воздействии.

Всякий нейтральный внешний раздражитель, если он несколько раз совпа­дает во времени с действием на организм безусловного раздражителя, начинает вызывать свойственную этому безусловному раздражителю ответную реакцию. Например, вид пищи, при первом ее предъявлении не вызывавший слюноотде­ления, начинает его вызывать после того, как появление пищи несколько раз совпадает с попаданием ее в рот, т. е. с безусловным раздражением.

Условные рефлексы имеют свои особенности, отличающие их от безусловных (см. схему).

1. Все условные рефлексы предполагают образование в коре больших полу­шарий временных нервных связей, которые нуждаются в периодическом подкреплении. Отдельные условные рефлексы у человека, выработанные на основе многосторонней связи нескольких раздражителей и постоянно подкрепляемые в процессе жизненной практики, часто практически не уга­сают (прием пищи, одевание, общение с людьми, речь па родном языке и пр.). И наоборот, условные рефлексы, которые вырабатываются в видах деятельности, не являющихся повседневными (игра на музыкальном ин­струменте, чтение и письмо на иностранном языке, спортивная игра и др.), нуждаются в систематически проводимых подкреплениях путем повторе­ния этих видов деятельности.

2. Безусловные рефлексы могут быть различными у отдельных представи­телей одного и того же вида животных. Например, дрессированное живот­ное имеет такие условные рефлексы, которыми не обладает недрессиро­ванное животное того же вида.

3. Совпадение во времени безусловного и нейтрального раздражителей — необходимое условие для того, чтобы нейтральный раздражитель оказал­ся способным вызывать реакцию, ранее свойственную только безусловно­му раздражителю. Благодаря такому совпадению нейтральный раздражи­тель как бы сигнализирует организму о предстоящем воздействии без­условного раздражителя, вследствие чего он и называется сигналом.

4. На базе уже закрепленных условных рефлексов образуются новые, так называемые условные рефлексы первого, второго порядка и т. д. У собак, например, были выработаны условные рефлексы третьего порядка, у че­ловекообразных обезьян — четвертого порядка. Человек же имеет вырабо­танные в течение жизни, в процессе воспитания и обучения, условные реф­лексы до девятого порядка, наслаивающиеся на многочисленные рефлек­сы, выработанные в предшествующем жизненном опыте.



Глава третья

3.14. КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ

Закономерности протекания процессов возбуждения и торможения - student2.ru

Естественно-научные основы психологии



КОММЕНТАРИИ

Превращение того или иного индифферентного раздражителя в сигнал, т. е. в значимый условный раздражитель, означает, что выработалась связь меж­ду центрами мозга, воспринимающими этот раздражитель, и другими центра­ми, содержащими информацию о его жизненно важном значении. Так форми­руется условный рефлекс.

Благодаря такому превращению индифферентный раздражитель сам при­обретает значение, становясь сигналом наступления важного события. По­этому человек начинает реагировать на факты, события, признаки, которые раньше были для него безразличны. Он начинает предвосхищать ход будущих событий, заблаговременно реагировать на признаки наступающих важных явлений, что повышает успешность его поведения в окружающем мире.

Условия формирования условного рефлекса:

<$> осуществление его высшими отделами центральной нервной системы; наличие биологически нейтрального воспринимаемого органами чувств сигнала (биологическая нейтральность сигнала означает, что он сам но себе не вызывает сильной безусловной реакции);

Ф условный сигнал должен предшествовать но времени безусловному раз­дражителю (подкреплению);

^ возбудимость безусловно-рефлекторного центра должна быть достаточно высокой;

^> отсутствие помех со стороны других сигналов;

Ф повторное предъявление условного и безусловного сигналов до образова­ния внутренней связи.

Условные рефлексы классифицируются по различным основаниям (см. схе­му):

^> они могут быть обонятельными, осязательными и т. д. в зависимости от того, в каком органе возникает реакция на раздражение;

^ они могут быть слюноотделительными, зрачковыми и т. д. в зависимости от безусловного рефлекса, на основе которого образовались;

^> они могут быть активными и тормозными. Первые вызывают активную деятельность человека, вторые прекращают, тормозят, сдерживают, меша­ют ей. Те и другие могут иметь как положительное, так и отрицательное значение для решения человеком определенных задач. Так, чрезмерно ак­тивная реакция на опасность — аффективный страх, паника — вредна, а тормозная реакция на команду «стой!» — полезна;

Ф они могут быть рефлексами на словесные сигналы и безусловные раздра­жители. Первые хорошо устойчивы и часто более значимы. Вторые могут быстро пропадать, если не подкрепляются часто повторяющимися ситуа­циями воздействия.



Глава третья

3.15. СУЩНОСТЬ ДИНАМИЧЕСКОГО СТЕРЕОТИПА

Закономерности протекания процессов возбуждения и торможения - student2.ru

Естественно-научные основы психологии



КОММЕНТАРИИ

Окружающая среда наряду с постоянной изменчивостью характеризуется и известной периодичностью своих трансформаций, повторяемостью раздражи­телей в каком-то комплексе и последовательности. Это внешний стереотип. Кроме того, бывают стереотипы внутренние, динамические.

Динамический стереотип— закрепившаяся система временных нервных связей (условных рефлексов), образовавшаяся в ответ на устойчиво повторя­ющуюся систему условных раздражителей и позволяющая выполнять опре­деленные действия без значительного напряжения сознания.

Термин «динамический» подчеркивает функциональный характер этого физиологического образования: формирование и закрепление его только пос­ле соответствующих упражнений, возможность его переделки, угасание при длительных перерывах, ухудшение при утомлении, сильных эмоциях и забо­леваниях. Термин «стереотип» говорит о закрепленности, целостности обра­зования, тенденции к повторению, автоматизме протекания.

И. П. Павлов распространял понятие динамического стереотипа очень широко: от простейших приемов действий человека до его образа жизни, обра­за мышления.

Динамические стереотипы:

^> облегчают выполнение стандартных, повторяющихся действий. Много­кратное повторение одних и тех же процессов в центральной нервной си­стеме приводит к их максимальной дифференцированное™, выраженно­сти, делает осуществление динамического стереотипа легким, экономич­ным, автоматическим (автоматичным). Это освобождает остальные отделы мозга для творческой работы;

<|> обеспечивают длительное сохранение опыта действий в привычных усло­виях, а также готовность действовать максимально эффективно в случае, если эти условия возникнут в будущем;

^> вызывают по механизму временной связи повышение готовности к пред­стоящей деятельности;

^ обеспечивают наилучшее использование прошлого опыта в новых усло­виях для выработки новых связей. Взрослый человек, попавший в новые условия, совсем отличается от новорожденного, в частности потому, что он пытается разобраться в возникшей ситуации на основе своего опыта, используя все ценное в нем, т. е. видоизменяет и динамические стереоти­пы, приспосабливая их к новым условиям;

•§> нередко направляют в течение некоторого времени многие мозговые про­цессы, так как, возникнув в результате какого-то одиночного возбужде­ния — «толчка», стереотип начинает развертываться по привычной схеме и доминировать в высшей нервной деятельности.

Глава третья

3.16. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ

ПСИХИКИ В ТЕОРИЯХ РОССИЙСКИХ

УЧЕНЫХ

Закономерности протекания процессов возбуждения и торможения - student2.ru

Естественно-научные основы психологии



КОММЕНТАРИИ

Естественно-научная теория регуляции поведения И. М. Сеченова. Все

акты сознательной и бессознательной психической жизни рефлекторны по происхождению. При этом рефлекс трактовался Сеченовым не как механиче­ский ответ нервного центра на внешний стимул, а как согласование движения с выполняющим сигнальную роль чувствованием.

Сеченов обосновал новый подход к функциям органов чувств, согласно которому работа рецептора составляет лишь сигнальную половину целост­ного механизма (анализатора); другую половину образует работа мышц. Сигналы мышечного чувства служат источником информации о простран­ственно-временных свойствах среды, являются основой элементарных форм мышления, из которых в процессе онтогенеза возникают высшие формы по­знавательной активности.

Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Учение Павлова о высшей нервной деятельности сложилось иод влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи Сеченова. Руководящим прин­ципом для Павлова послужило представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл.

Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная система. Начав с изучения кровообращения и пищеварения, выдающийся российский ученый перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимодействии с окружающей средой. Органа­ми, позволяющими сделать это, служат центры больших полушарий голов­ного мозга — высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, вклю­чая психические.

В качестве основного акта поведения выступает условный рефлекс, бла­годаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям суще­ствования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных рефлексов.

Павлов и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов (процессы иррадиации и др.), открыв детер­минанты многих психологических явлений.

Теория функциональных систем П. К. Анохина (см. комментарии к схе­ме 3.17).

Теория системной динамической локализации А. Р. Лурии. Согласно этой теории, в процессе регуляции произвольного поведения на первый план выходит речь. При этом слово, выполняющее познавательную функцию, выступает важнейшим регулятором произвольных движений человека, пере­ходя от импульсивных произвольных действий к произвольному типу пове­дения, представляющему сложную единую систему.



Глава третья

3.17. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПСИХИКИ

Закономерности протекания процессов возбуждения и торможения - student2.ru

Естественно-научные основы психологии



КОММЕНТАРИИ

Поведение и рефлекторная деятельность человека должны рассматриваться как целостный, определенным образом организованный процесс, направлен­ный, во-первых, на адаптацию организма к среде и, во-вторых, на активное ее преобразование. В их основе лежит деятельность функциональных систем психики, изученных П. К. Анохиным.

Функциональная система(ФС) — это такая организация активности элементов нервной системы и органов тела человека, действие которой направ­лено на достижение полезного приспособительного результата и позволяет продуктивно выполнять задуманное действие.

Достижение приспособительного результата осуществляется с помощью специфических механизмов, из которых наиболее важными являются:

1) афферентный синтез всей поступающей в нервную систему информации;

2) принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнози­рования результата в виде афферентной модели акцептора результатов действия;

3) собственно действие;

4) сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора резуль­татов действия и параметров выполненного действия;

5) коррекция поведения в случае рассогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой) параметров действия.

Состав функциональной системы не определяется пространственной бли­зостью структур или их анатомической принадлежностью. В ФС могут вклю­чаться как близко, так и отдаленно расположенные системы организма. Она может вовлекать отдельные части любых целостных в анатомическом отно­шении систем и даже части отдельных органов. При этом отдельная нервная клетка, мышца, часть какого-либо органа, весь орган в целом могут участво­вать в достижении полезного приспособительного результата, только будучи включены в соответствующую функциональную систему. Фактором, опреде­ляющим избирательность этих соединений, является биологическая и физио­логическая архитектура самой ФС, а критерием эффективности этих объеди­нений является конечный приспособительный результат.

Функциональные системы характеризуются:

Ф степенью пластичности, т. е. способностью менять составляющие их ком­поненты. Например, ФС дыхания состоит преимущественно из стабиль­ных (врожденных) структур и поэтому обладает малой пластичностью; в акте дыхания, как правило, участвуют одни и те же центральные и пери­ферические компоненты. В то же время ФС, обеспечивающая движение тела, пластична и может достаточно легко перестраивать компонентные взаимосвязи;



Глава третья

•Ф индивидуальными и меняющимися требованиями кафферентации. Имен­но количество и качество афферентных импульсов характеризует степень сложности, произвольности или автоматизированное™ функциональной системы;

<^ способностью к саморегуляции, которая присуща ей как целому. При воз­можном дефекте ФС происходит быстрая перестройка составляющих ее компонентов, гак чтобы необходимый результат, пусть даже менее эффек­тивно (как по времени, так и по энергетическим затратам), но все же был бы достигнут.

Афферентный синтез. Начальную стадию поведенческого акта любой степени сложности, а следовательно, и начало работы ФС, составляет аффе­рентный синтез. Важность афферентного синтеза состоит в том, что эта ста­дия определяет все последующее поведение организма. Задача этой стадии — собрать необходимую информацию о различных параметрах внешней среды. Благодаря афферентному синтезу из множества внешних и внутренних раз­дражителей организм отбирает главные и создает цель поведения. Поскольку на выбор такой информации оказывает влияние как цель поведения, так и пре­дыдущий опыт жизнедеятельности, то афферентный синтез всегда индиви­дуален. На этой стадии происходит взаимодействие трех компонентов: моти-вационного возбуждения, обстановочной афферентации (т. е. информации о внешней среде) и извлекаемых из памяти следов прошлого опыта. В результа­те обработки и синтеза этих компонентов принимается решение о том, «что делать», и происходит переход к формированию программы действий, кото­рая обеспечивает выбор и последующую реализацию одного действия из множества потенциально возможных. Команда, представленная комплексом эфферентных возбуждений, направляется к периферическим исполнитель­ным органам и воплощается в соответствующее действие.

Акцептор результатов действия. Необходимой частью ФС является ак­цептор результатов действия — центральный аппарат оценки результатов и параметров еще не совершившегося действия. Таким образом, еще до осуще­ствления какого-либо поведенческого акта у живого организма уже имеется представление о нем, своеобразная модель или образ ожидаемого результата.

В процессе реального действия от акцептора идут эфферентные сигналы к нервным и моторным структурам, обеспечивающим достижение необходимой цели. Об успешности или неуспешности поведенческого акта сигнализирует поступающая в мозг афферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистрируют последовательные этапы выполнения конкретного действия (обратная афферептация). Оценка поведенческого акта как в целом, так и в деталях невозможна без такой точной информации о результатах каждого из действий. Этот механизм является абсолютно необходимым для успешной реализации каждого поведенческого акта. Более того, любой организм немед­ленно бы погиб, если бы подобного механизма не существовало.

Глава четвертая

Наши рекомендации