Развитие внимания в младенчестве
Элементарным проявлением внимания выступает реакция сосредоточения. На 2-3 недели жизни у младенца можно заметить слуховое сосредоточение при громком звуке ребенок замолкает и прекращает движения. На 3-4 недели жизни наблюдается зрительное сосредоточение на лице взрослого и слуховое при его разговоре с ребенком. ( новорожденный, конечно не понимает что ему говорят, но прислушивается).
В конце 1-го месяца жизни ребенок ориентируется на новые достаточно сильные раздражители – например, задерживает взгляд на необычном предмете.
Наиболее значительным раздражителем для младенца является взрослый. Ребенок в возрасте 2-3 месяцев длительного сосредотачивается на лице матери, а затем и на предметах, которые включены в контакт общения с ней.
На протяжении всего младенчества наиболее выраженное сосредоточение вызывают раздражители, которые включены в общение и совместную со взрослым деятельность.
Дальнейшее развитие внимания связанно с освоением хватания, которое дает возможность удерживать предметы и манипулировать с ними.
После 6 месяцев рефлекс «Что такое»? преобразуется в рефлекс «Что с этим можно делать»
Теперь ребенок фиксирует не только предмет, но его признаки, а так же действия с ними. В конце года ребенок действует одновременно с двумя предметами.
Развитие речи в младенчестве.
В младенчестве закладываются предпосылки понимания речи взрослых, активное употребление слов. Причем пассивная речь т.е понимание речи взрослых, осваивается ребенком быстрее, чем активная – ее самостоятельное употребление.
На 1-ом году жизни возникают предпосылки слушания. Ребенок сосредотачивается не только на разговоре взрослого, но и на звучании песенок или небольших стихотворений.
Развитие предпосылок освоения активной речи также включено в общение со взрослым.
Уже к концу первого месяца жизни ребенок прислушивается к речи взрослого. В первые 3 месяца у него появляются ответные голосовые реакции - гуканье и гуление, свидетельствующие о начале развития голосового аппарата, звуковой речи. На 4-5 месяце различает интонации обращенной к нему речи. К 6 месяцев узнает по звучанию свое имя.
В период от 6-7 до 9-10 мес. Ребенок впервые понимает речь взрослого.
Понимания речи ребенком возникает на основе зрительного восприятия. Взрослый показывает предмет и спрашивает: «Где то-то?» (называет его словом). В результате такого обучения складывается связь между предметом, действием с ним и словом взрослого. Которая проявляется в поиске малышом предмета в ответ на просьбу взрослого: «Покажи. Где?» Возникает в 10 мес. Начальная форма понимания речи строится на основе зрительной ориентировки. И в то же время зрительный поиск объектов управляется словом. В конце первого года жизни появляются первые слова ребенка, которые относятся к предмету.
Особенности сенсорного развития в младенческом возрасте:
- складывается акт рассматривания предметов;
- формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и органа движения;
- устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствуют переходу к переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки.
Развитие памяти в младенчестве
В младенчестве память не произвольна. Она включена в восприятие и ощущение. Сначала у ребенка развивается двигательная, эмоциональная память и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития к словесной памяти.
Развития мышления в младенчестве.
Ребенок начинает действовать с предметами, хватает предметы, бросает. У ребенка накапливается опыт действия с разнообразными предметами. Размахивает погремушкой, чтобы услышать звучание, резиновый шарик сжимается. Действия выступают как способ изучения объектов. Ребенок замечает. Что если мячик толкнуть, то он покатится. К концу 1-года жизни ребенок постигает некоторые простейшие причино-следственные связи, которые восприятию не даны. Возникают предпосылки к любознательности.
№26.Формирование личности в дошкольном возрасте: эмоциональная сфера, произвольное поведение, произвольное поведение.
Самосознание в дошкольном возрасте.
У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.
Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самые отрицательные воздействия. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях вы сторону преувеличения в сторону результатов. Но в тоже время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.
Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий.
Чем младше ребенок, тем некретичнее он воспринимает мнений взрослых о себе.
Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых, легко поддаются их влиянием.
В возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый – это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать запросто.
Причина неадекватной оценки состоит в том, что дошкольнику, особенно младшему очень трудно признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников.