Самооценка функционального состояния

Типовая карта методики САН

Фамилия_______________Пол_______Возраст________Дата__________Время_____

Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный
Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный
Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный
Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение
Работоспособность 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый
Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный
Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый
Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный
Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный
Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный
Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный
Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной
Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный
Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный
Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый
Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный
Отдохнувши 3 2 1 0 1 2 3 Усталый
Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный
Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный
Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать
Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный
Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный
Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомленный
Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко
Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный
Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный
Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный

Оценка уровня притязаний

Уровень притязаний относится к характеристикам личности, связанным с достижением цели. Уровень притязаний определяется уровнем выбираемой цели.

Уровень притязаний определяется различными модификациями методики Ф.Хоппе, суть которой состоит в следующем. Испытуемым предлагается ряд заданий, отличающихся по степени трудности. Все задания нанесены на карточки, которые расположены перед испытуемым в порядке возрастания их номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки. В предлагаемом варианте методики Хоппе испытуемым предлагается 12 заданий.

ИНСТРУКЦИЯ:"Сейчас мы будем проверять Ваш интеллект" или "Вам будет предложена методика на оценку Ваших способностей (и обычно дают карточки 10 уровней сложности- по три задания на один уровень). Сложность задач вырастает от первой к десятой. На решение отводится определенное время и Ваш результат равен числу решенных задач умноженных на сложность. Вы сможете сами выбирать уровень сложности задач".

Для выяснения уровня притязаний нужны задачи, ранжируемые по степени сложности. Человек проявляет уровень притязаний только в оптимальном диапазоне трудностей: очень трудную задачу он не принимает как задачу. Человек должен принять задачу, т.е. решать ее от внутренней мотивации, а не для того, чтобы сделать приятное экспериментатору.

В результате измерения уровня притязаний выясняется:

а) сам уровень притязаний,

б) устойчивость уровня притязаний,

в) адекватность уровня притязаний.

Успех или неуспех выполнения контролирует сам экспериментатор - через время решения, т.е. надо держать эмоции испытуемого в руках. Например: выбрал 4-е задание -Вы сделали ему успех. Взял 10-е - дать неуспех. Тактика экспериментатора: ниже 3-все время успех, выше 7-все время давать неуспех, а в зоне от 3 до 7: за 12 проб надо определить адекватность или неадекватность, устойчивость или неустойчивость уровня притязаний испытуемого. Последняя проба всегда дается успех. Вся работа испытуемого отмечается на графике:

Уровни сложности

 
  самооценка функционального состояния - student2.ru

8 -

7 + + +

6 + + +

5 + +

4 + +

3 +

самооценка функционального состояния - student2.ru 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 № пробы

Вопросы каждого уровня трудности оцениваются соответствующим количеством баллов. Вопросы 1 степени оцениваются одним очком, 2-двумя и т.д.

В качестве оценки уровня притязаний используется суммарное количество выбранных очков. Например, если в тесте испытуемому предоставлялось 5 выборов и он в первый раз выбрал 4-ю, во второй -5-ю, в третий-4-ю, в четвертый-7-ю и в пятый раз 6-ю карточку, то уровень притязаний будет равен 4+5+4+7+6=24 очкам.

После успеха или неудачи (которые могут быть произвольно интерпретированы экспериментатором) происходит сдвиг или в сторону повышения уровня притязаний, или в сторону его уменьшения. После успеха, как правило, происходит сдвиг в положительном направлении, т.е. повышение притязаний.

Средняя величина единичных сдвигов после успеха, показанных во всех тестах, принимается за меру сдвига после успеха. После неудачи испытуемые могут как понижать уровень притязаний, т.е. выбирать более легкое задание (положительное направление), так и повышать притязания (отрицательный сдвиг). Средняя величина единичных сдвигов после неудачи, показанных во всех тестах, принимается за меру после неудачи.

В экспериментах Хоппе было выявлено, что в целом преобладает тенденция скорее довольствоваться малым успехом, чем прекратить действие после неудачи, тем самым сохранив уровень притязаний и как можно более высокое мнение о своих возможностях.

НАБОР КАРТОЧЕК.

Карточка 1. 1 степень трудности. Написать три слова на букву "Н".

Карточка 2. 2 степень трудности. Написать название четырех фруктов на букву "А".

Карточка 3. 3 степень трудности. Написать шесть имен на букву "П".

Карточка 4. 4 степень трудности. Написать названия шести государств на букву "И".

Карточка 5. 5 степень трудности. Написать пять названий станций метро на букву "П".

Карточка 6. 6 степень трудности. Написать двадцать слов на букву "С".

Карточка 7. 7 степень трудности. Написать, какие материалы начинаются с буквы "А".

Карточка 8. 8 степень трудности. Написать названия пяти государств на букву "М".

Карточка 9. 9 степень трудности. Написать название пяти фильмов "М".

Карточка 10. 10 степень трудности. Написать фамилии пяти известных советских киноактеров на букву "Л".

Карточка 11. 11 степень трудности. Написать фамилии пяти известных русских художников, композиторов, писателей на букву "Р".

Карточка 12. 12 степень трудности. Написать фамилии пяти известных русских художников на букву "К".

Метод «Незаконченные предложения»

ОПИСАНИЕ

Метод незаконченные предложения применяется в экспериментально - психологической практике давно. Существует множество его вариантов.

Мы предлагаем вариант этого метода, разработанный Саксом и Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 мин до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

2. ИНСТРУКЦИЯ: " На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами".

3. ОБРАБОТКА: для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Примеры предложений и варианты ответов с оценкой:

Большинство известных мне семей:

1. Несчастливы, недружные, распались -2
2. Нервные, не очень дружные -1
3. Все одинаковы

Будущее кажется мне:

1. Мрачным, плохим, странным -2
2. Туманным, неприглядным -1
3. Неясным, неизвестным

Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.

Исследованию методом "незаконченные предложения" должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающую систему личностных отношений.

БЛАНК ТЕСТА.

1. Я думаю, что мой отец редко ______________________________

2. Если все против меня, то __

3. Я всегда хотел __________

4. Если бы я занимал руководящий пост _______________________

5. Будущее кажется мне _____

6. Моё начальство _________

7. Знаю, что глупо, но боюсь _

8. Думаю, что настоящий друг _______________________________

9. Когда я был ребенком ____

10.Идеалом женщины (мужчины ) для меня является ____________

11.Когда вижу женщину вместе с мужчиной ____________________

12.По сравнению с большинством других семей моя семья _______

13.Лучше всего мне работать с _______________________________

14.Моя мать и я ___________

15.Сделал бы все, чтоб забыть _______________________________

16.Если бы мой отец только захотел __________________________

17.Думаю, что я достаточно способен, чтобы ___________________

18.Я мог бы быть очень счастливым __________________________

19.Если кто-нибудь работает под моим руководством____________

20.Надеюсь на _____________

21.В школе мои учителя ____

22.Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь __________

23.Не люблю людей, которые ________________________________

24.До войны я _____________

25.Считаю, что большинство юношей и девушек ________________

26.Супружеская жизнь кажется мне ___________________________

27.Моя семья обращается со мной как с _______________________

28.Люди, с которыми я работаю ______________________________

29.Моя мать_______________

30.Моей самой большой ошибкой было ________________________

31.Я хотел бы, чтобы мой отец _______________________________

32.Моя небольшая слабость заключается в том _________________

33.Моим скрытным желанием в жизни_________________________

34.Мои подчиненные _______

35.Наступит тот день, когда _

36.Когда ко мне приближается мой начальник __________________

37.Хотелось бы мне перестать бояться _________________________

38.Больше всего люблю тех людей, которые ___________________

39.Если бы я снова стал молодым ____________________________

40.Считаю, что большинство женщин (мужчин ) ________________

41.Если бы у меня была нормальная половая жизнь _____________

42.Большинство известных мне семей _________________________

43.Люблю работать с людьми, которые ________________________

44.Считаю, что большинство матерей _________________________

45.Когда я был молодым, то чувствовал себя виновным, если _____

46.Думаю, что мой отец _____

47.Когда мне начинает не везти, я ____________________________

48.Больше всего я хотел бы в жизни __________________________

49.Когда я даю другим поручение ____________________________

50.Когда буду старым ______

51.Люди, превосходство которых над собой я признаю ___________

52.Мои опасения не раз заставляли меня _______________________

53.Когда меня нет, мои друзья _______________________________

54.Моим самым живым воспоминанием детства является ________

55.Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)___________

56.Моя половая жизнь ______

57.Когда я был ребенком, моя семья __________________________

58.Люди, которые работают со мной __________________________

59.Я люблю свою мать, но __

60.Самое худшее, что случилось совершить, это ________________

Методика Дембо-Рубинштейна

МЕТОДИКА

На листе бумаги проводится несколько вертикальных линий- шкал, длиной 12 см, каждая из которых обозначает какое-то состояние, свойство или черту личности. Данный вариант предлагает 4 шкалы:

1-характер

2- ум

3-здоровье

4-счастье

ИНСТРУКЦИЯ: Каждый из вас оценивает свои возможности, способности. Представьте, что шкалы обозначают характер, ум, здоровье, счастье (шкалы записываются на доске или предоставляется готовый бланк). Верхняя точка на линии соответствует наивысшему уровню развития этих качеств, нижняя - самому низкому. Отметьте крестиком на каждой линии то место, которое показывает уровень развития ваших собственных качеств сейчас. Отметьте, как бы вы хотели, чтобы эти качества были у вас раз-

виты. Для этого поставьте на этих же линиях в нужном месте черточки.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ: отметки на шкалах соединяются одной линией. На основе полученного рисунка и индивидуальной беседы с человеком проводится дальнейшая работа. Рисунок позволяет выявить высоту самооценки по отметкам, которые отражают положение и желаемую позицию. Для проверки в ходе беседы выясняют общее представление человека о себе и о других людях, критерии оценки собственных качеств, способ обоснования выбранного положения на шкалах. Устойчивость самооценки определяется повторным обследованием через 10-14 дней, адекватность самооценки следует проверять наблюдением или же методом экспертных оценок.

"Пилообразный" профиль самооценки (рисунок линии) отвечает состоянию неуравновешенности проявления свойств личности, или (и) общественных, внутригрупповых ее отношений, когда отсутствует стабильность личностного развития. Это не является негативным фактом, также как не является и фактом положительным в самооценке человека: важно поставить вопрос о причинах обнаруженного в данный момент самоизменения личности, или вообще о том, является ли нестабильность самооценки ситуативной: возможно, эта нестабильность отражает характерологические особенности личности, определенные типологические особенности темперамента, характера, мотивации и других психических образований. Так задается уже на основании этого простого опыта программа будущего комплексного самопознания личности, - по и по содержанию, - с применением индивидуально определенного набора методик. При дальнейшем изучении личности учитывается не только (не)стабильность самооценки, но и ее высота.

Методика свободного самоописания

Методика свободного самоописания сходна с методикой Дембо - Рубинштейн в том плане, что в ней диагностическая информация черпается непосредственно из рефлексии испытуемых. Однако, если в методике Дембо - Рубинштейн оценочные шкалы задаются диагностом, то в методике свободного самоописания испытуемый должен сам "определить шкалы" (номинальные), выраженность которых для него характерна. Фактически, мы можем рассматривать свободное самоописание как совокупность таких, выделяемых испытуемым "шкал". В этом отношении, если методика Дембо- Рубинштейн по своему методическому приему больше похожа на технику контрольных списков, упрощенную до предела, то методика свободного самоописания больше похожа на технику конструктов. В частности, ее можно использовать как один из приемов формирования актуальных для испытуемого конструктов оценки объекта "Собственного Я".

ИНСТРУКЦИЯ: "Опишите себя в 10 предложениях так, чтобы было понятно, что Вы за человек, что является наиболее существенным в Вашей личности".

Таким образом, результатом работы испытуемого с методикой свободного самоописания является творческий продукт в виде неформализованного текста. Интерпретация результатов ведется через анализ текста (как правило, рукописного) самоотношения и особенностей поведения испытуемого в процессе его написания.

Очевидно, что формализованный текст свободного самоописания содержит в себе значительно больше диагностической информации по сравнению с компактными формализованными методиками типа методики Дембо - Рубинштейн. Проблемы, возникающие при обработке протоколов свободного самоописания, заключаются в том, чтобы понять, какого рода эта информация (определить область валидности методики), и в том, чтобы научиться эту информацию извлекать из протоколов, т.е. стандартизировать способы анализа текстов такого типа.

Очевидно, что область валидности методики свободного самоописания должна зависеть от ситуации, в которой используется методика. Естественно предположить, что протоколы методики в ситуации экспертизы, когда у испытуемых есть основания для беспокойства о способах использования психодиагностической информации, протоколы будут значительно беднее протоколов той же методики, применяемой в условиях консультирования, когда поводов для подобного беспокойства у испытуемых нет. Излагаемые здесь результаты относительно области валидности свободных самоописаний получены при использовании этой методики в ситуации консультирования.

Для определения области валидности методики свободного самоописания использовался следующий прием /43/. Сначала группа психологов по протоколам методики приписывала испытуемым те качества, о выраженности которых, по их мнению, эти протоколы свидетельствуют, и подробно обосновывала причину своего заключения. Затем вторая группа психологов-экспертов оценивала правомерность этих заключений. В результате были выделены качества, заключения о выраженности которых получили согласованные высокие экспертные оценки. Совокупность этих качеств образовала область "сильной валидности", т.е. реально присутствующей в протоколах свободного самоописания психодиагностической информации.

Кроме качеств, вошедших в область "сильной валидности", можно говорить о качествах "слабо валидных", которые приписываются испытуемому по протоколу свободного самоописания без должной обоснованности, что и устанавливается в ходе вторичной экспертизы. Было установлено, что в области "сильной валидности" методики свободного самоописания, применяемой в условиях консультации, вошли на ряду с характеристиками самоотношения, интегральные характеристики направленности (на внешнее окружение - на себя), а так же характеристики общего энергетического потенциала и волевой сферы личности.

Попытка стандартизации способов анализа текстов протоколов, предпринятая в том же исследовании, не привела к практически значимым результатам, несмотря на привлечение аппарата современной лингвистики.

Однако было установлено, что суммарные оценки экспертов второй ступени заключениями, даваемым экспертами первой ступени, т.е., фактически, оценки самим экспертам первой ступени, варьировались в широких пределах. В этой связи возникает естественное предположение, что, поскольку формализация способа анализа свободных самоописаний сталкивается с существенными трудностями, стандартизации процедуры обработки результатов, а на стандартизации самих диагностов, использующих методику. Процедура последней заключается в согласовании заключений диагноста по некоторым "эталонным" протоколам с согласованными между собой заключениями групп компетентных экспертов по тем же "эталонным" протоколам.

Полученные данные позволяют предположить, что методика свободных самоописаний может с успехом использоваться в консультативной практики при условии достаточной компетенции (опыта и навыков работы) применяющего ее психолога.

Наши рекомендации