Здоровье клк системное понятие
М.Ф. Секач
Учебное пособие для высшей школы
психология
ЗДОРОВЬЯ
Рекомендовано Министерством образования РФ
в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся
по психологическим специальностям
Москва
Академический Проект 2003
УДК 159.9.613(075.8) ББК 88.4я73 С 28
N< ■'■:< Is;
«
ВВЕДЕНИЕ
Рецензенты:
В.Г. Асеев, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ, доктор психологических наук, профессор;
Л.Г. Лаптев, заведующий кафедрой политической психологии и менеджмента Московского открытого социального университета, доктор психологических наук, профессор.
A
Секач М.Ф.
С 28 Психология здоровья: Учебное пособие для высшей школы.— М: Академический Проект, 2003. — 192 с. — («Gaudeamus»)
ISBN 5-8291-0339-7
Настоящее учебное пособие является одним из первых в отечественной науке изложений такой бурно развивающейся области психологического знания, как психология здоровья. Эта отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии. Психология здоровья — это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. В пособии рассматриваются проблемы, которые находятся сегодня в центре исследовательских интересов, в том числе социально-психологические факторы, определяющие состояние здоровья человека.
«Психология здоровья» является одной из учебных дисциплин, изучаемых студентами психологических факультетов.
УДК 159.9.613(075.8) ББК 88.4я73
ISBN 5-8291-0339-7
© Секач М.Ф., 2003
© Московский открытый социальный
университет, 2003 © Академический Проект, 2003
Непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе, является психическое здоровье входящих в него людей. Пока при решении этого вопроса имеет место борьба преимущественно со следствием, то есть концентрация сил специалистов на восстановлении уже нарушенной психики (Г.С. Никифоров, 2000). Но уже сегодня открывается смысл высказывания В.И. Вернадского, что «мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам». За рубежом и в нашей стране в последние годы формируется новое направление — психология здоровья, которая представляет собой синтез психологии и валеологии. Психология здоровья — это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Данное научное направление пока только становится на ноги, и специалистам предстоит установить его дефиниции, предмет, цели, задачи. Но уже ясно, что «психология здоровья» — понятие значительно более масштабное, чем, например, «психогигиена» или «психопрофилактика», задача которых предупреждать возникновение нервно-психических расстройств (В.А. Ананьев, 2000). Главной задачей психологии здоровья является «улучшение уже вполне здорового человека». Попутной задачей является сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья. Ведь по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье — это отсутствие психических, физических дефектов, а также полное физическое, душевное и социальное благополучие.
Особенности деятельности современного человека таковы, что «список проблем» становится все длиннее. Это: стрессы, гиподинамия и монотония, психическая напряженность и утомление, информационные перегрузки и недостаток позитивных эмоциональных контактов, взаимонепонимание и недостаток в самовыражении. Становится актуальным проблема самовыгорания профес-
Введение
сионалов, когда в результате воздействия экстремальных факторов происходит эмоциональное истощение и потеря творческого потенциала (GreenbergerR.S.,1981, Maslash С, 1987). Чрезвычайно высокие требования в повседневной жизни приближает его профессиональную деятельность к экстремальной. По социально-психологическим характеристикам работа каждого человека, особенно в госструктурах, связана с высокой мерой ответственности за принимаемые решения и их последствия; с информационной неопределенностью; с необходимостью позитивных взаимоотношений в трудовом коллективе; с нерегламентированным или жестко навязанным режимом труда.
Данная проблема возникла как социальная потребность сохранения здоровья не сегодня. По результатам психолого-акмеологических исследований (А.А. Деркач, АС. Гусева, В.Г. Зазыкин, О.И. Жданов, М.Ф. Секач и др.) для успешной работы руководителю необходимо заботиться о своем здоровье и психической устойчивости. Сейчас, когда накопилось большое количество научных разработок, объединение научных изысканий с высоким уровнем знаний о человеке, его биологической, психологической, социальной сущности рождает возможность создавать системы донозологической диагностики, прогноза, профилактики и управления состоянием систем человеческого организма и их взаимодействием.
На сегодняшний день молодая отрасль психологии ' здоровья требует установления научно обоснованных границ своей деятельности. Идеологическая пустота среди специалистов этого направления, как и психотерапевтического в целом, в нашей стране, к сожалению, заполняется причудливыми, порой уродливыми формами некомпетентности — все это вынуждает отечественных специалистов организовывать самостоятельный поиск недостающих знаний и навыков в сфере народной медицины. Настоящее положение — это спонтанная интеграция методов психологии здоровья с народными приемами и средствами. Без научного обоснования подобные процессы лишь искажают идеи психологии здоровья. Такая интеграция сегодня — неизбежность, поскольку раньше о совершенствовании человека заботи-. лась только религия, а пришедшие с Запада и Востока 4 методы еще требуют научного осмысления и адаптации.
ЗДОРОВЬЕ КЛК СИСТЕМНОЕ ПОНЯТИЕ
Здоровье является одним из условий эффективной профессиональной деятельности современного человека. Оно составляет главную, относительно неспецифическую динамическую основу продуктивности всех аспектов труда и общего благополучия человека. Здоровье обусловливает гармоничное развитие личности и достижение профессионализма. В древности здоровье понималось философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Изучение здоровья человека как сложной интегративной категории, анализ детерминирующих его факторов невозможны без расширения и совершенствования комплексных теоретических и практических научных исследований. Цель таких исследований предполагает как выявление закономерностей, присущих здоровью индивида, так и разработку и реализацию на их основе должных мер по его укреплению и развитию. При всей важности понятия «здоровье» не так просто дать ему исчерпывающее определение. Существуют десятки концепций, основанных на различном понимании и определении здоровья.
На наш взгляд, наиболее характерной чертой научного познания является системный подход. Сильнейшее влияние на становление системного подхода оказало научное наследие академика В.М. Бехтерева и его последователей: А.Ф. Лазурского, М.Я. Басова, В.М. Мя-сищева, Б.Г. Ананьева и др. Ни в какой другой психологической школе идея целостного комплексного рассмотрения человека не была столь ярко и убедительно реализована в методологическом и экспериментальном планах.
Заслуга обращения к системности на современном этапе отечественной психологии принадлежит ученику Б.Г. Ананьева Б.Ф. Ломову. Системный подход, как отме-
г
Глава 1
Системш понятие
чает Ломов, является той единственной методологической основой, на которой только и может быть рассмотрена природа психического в том множестве внутренних и внешних отношений, в которых она существует как целостная система.
Один из наиболее важных среди обязательных принципов, которых следует придерживаться психологу, — принцип иерархичности, в соответствии с ним человек предстает как сложная живая система, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования.
Можно выделить три уровня рассмотрения категории «здоровья»: биологический, психологический, социальный. Именно так, еще в 1916 году, В.Н. Мясищев определил свою позицию в изучении личности, трактуя ее как биопсихосоциальное единство (Левченко, 1995). Впоследствии в этом же смысле достаточно определенно высказался А.Н. Леонтьев: «Мы без труда выделяем разные уровни изучения человека: уровень биологический, на котором он открывается в качестве телесного, природного существа; уровень психологический, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности, и, наконец, уровень социальный, на котором он проявляет себя как реализующий объективные общественные отношения, общественно-исторический процесс»'. И на каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности своего проявления.
Определим подходы к сущности здоровья на биологическом уровне. Традиционный взгляд — это отсутствие болезни. Например, «здоровье —такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения» (БМЭ).
На биологическом уровне раскрывается важная особенность медицинской модели болезни, где здоровье определяется как отсутствие болезни, а сама болезнь рассматривается как специфическая «сущность», имеющая свою причину, течение и исход, присущие именно ей и отличающие ее от других сущностей (И.Н. Гурвич). Медицинское суждение о болезни выражается в диагнозе.
1 Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.,1975 С. 231.
Биомедицинскую модель характеризуют 4 главные идеи: теория возбудителя (инфекционного агента, бактериальная); традиционная эпидемиологическая теория, рассматривающая болезнь как «битву» трех взаимодействующих сущностей — хозяина, агента и окружения; клеточная концепция, согласно которой тело является машиной, а болезнь — «порча» какой-то части машины (Kosa, Robertson, 1969).
Следующий подход к здоровью на биологическом уровне — как к нормальной функции организма на всех уровнях его организации, нормальное течение типичных физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству, причем функции относятся к биологической категории, а нормальность к статистической. Например, «здоровье — функциональное состояние организма, обеспечивающее продолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность, самочувствие и функцию воспроизводства здорового потомства» (Б.Г. Ильин, 1988).
Относительный смысл здоровья хорошо раскрыл Н.М. Шустров (1924). Он считал, что трудно представить себе человека, который при всех негативных воздействиях извне остался бы неповрежденным. Иными словами, абсолютно здорового человека просто не существует. В организме человека есть свои наиболее восприимчивые места, которые при неблагоприятных условиях поражаются в первую очередь. Поэтому человек может быть здоровым только в определенных жизненных условиях. Так, например, для одного госслужащего руководящая деятельность не осложняется психосоматикой, вследствие его психических и биологических особенностей, в отличие от другого управленца, который «горит» на работе. Это говорит о том, что одни условия могут быть нормальными для одного, а для другого они уже будут вредны и приводить к нарушению функционирования организма.
Кратко, но достаточно точно основную сущность здоровья на биологическом уровне определяет индийский врач Ашок Тхакер (1973), понимая под ним динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Соответственно нарушение равновесия, неадекват-
Глава 1
ная реакция организма на факторы окружающей среды представляют собой не что иное, как болезнь.
В работах Н. Noack и Т. Abelin тоже предложена концепция здоровья, построенная по принципу балансных отношений, которая связывает здоровье с потенциалом — ресурсом, используемым для преодоления внешних возмущений и выполнения внутренних мотиваций (Noack H., 1987). Сам же потенциал здоровья — это способность взаимодействия с окружением для поддержания или восстановления равновесия. Он может означать иммунологическое сопротивление инфекциям, физическую форму, эмоциональную стабильность, адекватные знания о здоровье, стиль жизни, эффективный способ преодолевать стрессы. Тогда баланс здоровья — выражение моментального состояния равновесия между потенциалом здоровья и потребностью в нем. Укрепление здоровья — силы, направленные на улучшение системы баланса (Noack H., 1987; Abelin Т., 1987).
Понятно, что особый интерес ученых сосредоточен на выявлении тех механизмов, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность организма. Жизнь каждого организма, как заметил Г. Спенсер (1876), есть непрерывное приспособление его внутренних сил к внешним воздействиям. Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде — адаптация, где «здоровье — взаимосвязь с социальной ситуацией через факторы успешной или неуспешной адаптации от индивидуальных биофизических или психологических характеристик до социально-культурной реальности» (AlonzoA.A., 1985). Адаптационная концепция рассмотрена в работах Л.А. Брусиловского (1959), Г. Селье (1960), В.В. Фроль-киса (1969), И.А. Аршавского (1976), Д.С. Саркисова (1987), Ф.З. Меерсона (1988), Л.Х. Гаркави (1990) идр.
В ходе эволюции адаптационные возможности человека постоянно совершенствуются, и этот процесс сопровождается формированием целой системы защитных механизмов, назначение которых состоит в сохранении относительной устойчивости всех жизненно важных функций. В 1857 году Клод Бернар сформулировал фундаментальную мысль о постоянстве внутренней
среды, то есть способности организма человека поддерживать в определенных пределах свои жизненно важ-
Щ системиве пешие
ные функции в ответ на возмущающие воздействия из внешней среды. Все, «что находится внутри организ-ма — его клеточное государство, — полагал К. Бер-Hapf —постоянно противостоит внешней среде и активно защищается». В этом помогает определенная избыточность многих тканевых образований и наличие в организме функциональных резервов. Бернар считал, что на сохранение внутренней среды, ее биологических констант направлена деятельность всех витальных организмов, но он не раскрывал содержание этих механизмов. Ответ на этот вопрос был дан в работах Уолтера Кеннона, одного из последователей Бернара, автора учения о «гомеостазе» как тенденции к сохранению относительно динамического постоянства состава и свойств внутренней среды, устойчивости основных физиологических функций организма.
«Гомеостаз» от греч. гомеостазис — в переводе Ю.Г. Чиркова — «силаустойчивости». Этот термин был предложен им в 1929 году. Сущность гомеостатического механизма, как ее понимал Кеннон, заключается в противодействии со стороны организма в ответ на какое-либо воздействие, нарушающее нормальное протекание жизненных процессов. Иначе говоря, этот механизм приводится в действие с тем, чтобы вернуть систему в равновесное состояние. Таким образом, в основе гомеостатического механизма лежит принцип саморегуляции. Саморегуляция присуща любому живому существу, является универсальным и фундаментальным свойством, которое обеспечивает приспособление, сохранение и развитие разнообразных форм жизни, а в целом и успешность их взаимодействия с миром'.
Взгляды У. Кеннона и его последователей о гомеостазе являются очень важными и основополагающими для дальнейшего раскрытия одного из важнейших понятий данной работы, такого как «психическая устойчивость». После основополагающих работ К. Бернара, У. Кеннона новый шаг в развитии идеи гомеостаза был сделан Н. Венером, который преддожилприменить методы теории управления при моделировании гомеостатических систем.
1 Пайсахов М.Н. Система понятий теории психического самоуправления// Теоретические и прикладные исследования пси- п хической саморегуляции. Казань, 1982. С. 5-8. - ■- . . ---.- О
ш системное подпив |
Глава 1 |
Гомеостатическая модель является исходной также для ряда физиологических теорий, в том числе для теории адаптационного синдрома. Способность к уравновешиванию со средой, или адаптационные возможности организма, является одной из важнейших особенностей живой системы. Весь процесс адаптации во многом связан с изменениями гомеостаза. Адаптация и гомеос-таз — это взаимосвязанные и дополняющие друг друга процессы. Адаптация как одно из фундаментальных свойств живой материи является приспособлением к окружающим условиям. Плата за адаптацию зависит от резервных возможностей организма.
Сущность адаптационного синдрома («реакция тревоги») — это вначале противостояние изменению гомеостаза за счет мобилизации внутренних резервов организма. Однако затем после перехода к повышенной ре-зистентности параметры гомеостаза находятся на новом, более высоком уровне. В данном случае важно не нарушать диалектическую категорию меры и не переходить в стадию истощения'.
Адаптация представляет собой способность организма с течением времени все более адекватно реагировать в одинаковых условиях внешней среды, приспосабливаться к новым условиям, даже если они неблагоприятны; и напротив, адаптировать внешнюю среду к своим возможностям и потребностям. Основоположником «адаптационного синдрома» был Г. Селье. В теории Г. Се-лье неспецифические защитные реакции организма на стресс получили наименование адаптационного синдрома. В общем адаптационном синдроме приспособительное значение имеет не первое отрицание — «реакция тревоги», а именно второе — «реакция резистентное™», повышающая сопротивляемость организма к внешним воздействиям. Дальнейшее развитие резистентности ведет к третьей синтетической стадии — либо к адаптации в условиях напряженности, либо к истощению организма, отрицающей и сводящей на нет действие первых двух стадий.
Именно на третьей стадии возникают те состояния, которые именуются болезнью, где болезнь, как это ни стран-
4П ' Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса.
Ill СПб., 1999. С. 57. лвгяпюй*-**.^
но звучит, является формой неэффективной адаптации. Однако необязательно болезнь возникает на фазе истощения. Она может проявиться и на стадии резистентности когда включаются все защитные механизмы против стресса. Например, воспаление или повышение температуры являются сопротивлением стрессу, защитной реакцией организма, направленной на оздоровление.
Адаптация может происходить на индивидуальном уровне, где речь идет о функциональных состояниях, физическом и психическом ресурсе организма (биологическая адаптация), на личностном — норм, ценностей, требований и потребностей, мотивов, интересов личности (социальная адаптация), на субъективно-деятельнос-тном уровне — требований профессиональной деятельности и средств, способов реализации профессионального ресурса (профессиональная адаптация).
Тема психологической адаптации госслужащих в условиях экстремальных производств является на сегодняшний день одной из самых животрепещущих. Эту тему, а также методы преодоления профессионального стресса и самосбережения в экстремальных условиях жизнедеятельности для госслужащих рассматривали в своих работах О.И. Жданов, Е.В. Рожнов с соавтором —для моряков и космонавтов, А. Маклаков —для военнослужащих, А.Т. Филатов (1979) — для спортсменов, А.Л. Гройсман (1980), Т.С. Яценко (1983) — для студентов, лиц, занимающихся эмоционально-напряженным умственным творческим трудом, С.И.Табачников (1981) —для работников угольных шахт. О.А. Колосовой (1993) была проделана работа по разработке технологии психологического сопровождения и поддержки персонала АЭС. На основе этих исследований можно сделать вывод, что решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки психического состояния индивида. Особенно важны навыки психологической адаптации руководящим работникам, так как именно их труд причисляется к экстремальным видам деятельности, а умение адаптироваться и является самосбережением, сохранением здоровья. А здоровье является одним из условий эффективной профессиональной деятельности государственных служащих.
До сих пор остается неоднозначным само определение здоровья. Отечественные исследователи отталкива-
ГДИ1 |
ются от определения Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в центре которого находится понятие субъективного благополучия, т. е. отсутствия субъективной болезни, либо определяют здоровье как отсутствие болезни. По определению ВОЗ, здоровье — «состояние полного физического, душевого и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946). Позитивный смысл этого определения заключается в том, что в его содержании не фиксируются болезни или физические дефекты. В определении ВОЗ просматривается попытка соединить аспекты психического и организменного (биологического) здоровья. В 1913 году ДжонЛокк предложил краткую формулировку, удачно объединив эти два аспекта: «здоровый дух в здоровом теле», а следовательно, в теле больном и дух болен. Но реально во вполне здоровом теле может быть упадок духа, и, напротив, духовное здоровье и ясность сочетаться с болезнями тела. Однако если вопросы профилактики здоровья, укрепления защитных сил организма и лечения болезней находятся в поле зрения традиционной медицины, то сущностью и путях обеспечения здоровья, связанного с психологическим уровнем, охраной психического здоровья, занимается психология здоровья. Вопросы здоровья на этом уровне так или иначе связаны с человеком, где он предстает как психическое целое.
Понятие «здоровья» невозможно определить без учета основных определений понятий «человек». Человек — высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности культуры; человек — это высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью; человек — есть живая система, в основе которой лежат: физическое и духовное, природное и социальное, наследственное и приобретенное начала. Основные функции организма человека заключаются в реализации генетической, безусловно-рефлекторной программы, инстинктивной деятельности, генеративной функции, врожденной и приобретенной нервной деятельности, социальной деятельности, где здоровье является обязательным условием для выполнения этих функций. Человек в своем развитии испытывает социально обусловленную потреб-,.„ ность быть личностью и в социально значимой деятель-It ности реализует эту потребность.
Понятие
В психологии под личностью чаще всего подразумевается некое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Разные теории усматривают такое ядро личности в различных сферах, делая акцент на психологических, биологических и социальных аспектах. В системно-деятельностном подходе личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство меж индивидуальных связей.
Чем более гармонично соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем более она устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее целостность, а значит, здорова. Здоровье выступает как характеристика целостного, акмеологического развития человека. Следовательно, здоровая личность психически устойчива, что позволяет ей поддерживать собственную надежность и противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и в конечном счете достигать поставленных целей, осуществлять реализацию своих намерений.
«Здоровая личность способна приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия, справляться с разногласиями в себе. Она движется к пределам совершенства с помощью самоконтроля и самонаблюдения»1.
Проблеме психической устойчивости, а также путям
ее оптимизации была посвящена докторская диссерта
ция М.ф. Секача. В работах ведущих психологов (Анци
ферова Л.И., Выготского Л.С., Дикой Л.Г., Ломова Б.Ф.,
Пономаренко В.А., Чудновского В.Э. и др.) устойчивость,
зрелость личности связываются с умением человека ори
ентироваться на определенные цели, характером вре
менной перспективы, организацией своей деятельнос
ти. В частности, понятие психической устойчивости лич
ности они связывают с высшим этапом развития устой
чивости и понимают под этим системным свойством лич
ности активность и успешность ее самоорганизации. Ус-
Ананьев В.А. Психология здоровья — новая отрасль челове- *п
кознания. СПб., 1996. Id
Глава 1 |
тойчивостьличности, по Леонтьеву А.Н. (1974), определяется соотношением смыслообразующих мотивов с определенными поведенческими особенностями, со способами осуществления деятельности.
Анализ взглядов на проблему психической устойчивости позволяет сделать вывод, что это относительно устойчивое системное, но конкретное проявление всех компонентов психики, имеющих определенную направленность, выражающих гармоничность связи человека с внешней средой в конкретных условиях. На психическую устойчивость влияет доминирование определенных и негативных по своей сути черт характера, утрата равновесия в эмоциональной сфере, неадекватное отражение действительности — нарушение познавательных процессов и как следствие снижение эффективности функционирования личности.
Б.С. Братусь предлагает рассмотрение психического
здоровья не как однородного образования, а как имею- j
щего сложное поуровневое строение. По Братусю, выс
ший уровень психического здоровья — личностно-смыс-
ловой, или уровень личностного здоровья, который оп
ределяется качеством смысловых отношений человека.
Второй уровень — уровень индивидуально-психологи
ческого здоровья, оценка которого зависит от способно
стей человека построить адекватные способы реализа
ции смысловых устремлений. Третий уровень—уровень j
психофизиологического здоровья, который определяет-:
ся особенностями внутренней, мозговой, нейрофизио
логической организации аспектов психической деятель-'
ности. Автор отмечает, что каждый из данных уровней, \
имея свои критерии протекания, должен иметь и свои I
особые закономерности протекания. Первый уровень j
связан с биологическими характеристиками, а второй и
третий зависят от социальных условий !. '■,
Рассмотрим психику человека через соотношение; трех реальностей: биологической, психологической и| социальной. Собственно человеческая, сложно органи-| зованная психика может сформироваться и успешно! функционировать в каждом отдельном человеке лишь j при определенных биологических условиях. Существу-!
Понятие
ет огромное количество этих параметров, которые «на выходе» обеспечивают необходимые для протекания психических процессов условия. В норме все системы находятся в динамическом внутреннем равновесии, создавая относительное постоянство диапазона условий, нужного для продуктивной работы психического аппарата Вместе с тем, как и на организменном уровне, на психологическом тоже функционируют механизмы, нацеленные на обеспечение надежности личности, поддержания ее здоровья'.
Здоровье организма определяется запасом прочности, стойкости в отношении пагубных влияний, то есть тем, насколько легко и надежно защитные силы компенсируют эти влияния, не допуская искажения условий работы психики. Что касается больных организмов, то, как писал А.Л. Чижевский, их можно рассматривать как системы, находящиеся в состоянии неустойчивого равновесия. Здесь отсутствует или крайне мал запас здоровья в отношении патогенных воздействий; такие воздействия вовремя не компенсируются, в результате чего общая неустойчивость еще более возрастает. Следовательно, искажается протекание основных психических процессов, что не может не сказаться на качестве этих процессов2.
Итак, психическое всегда действует, протекает в рамках определенных биологических (организменных) условий. Серьезное нарушение внутреннего равновесия изменяет характер протекания психических функций, тем самым влияя на эти функции. Социальная реальность является формообразующей, ответственной за содержание психических процессов, ведущей специфической детерминантой развития человеческой психики. Внутренняя психическая реальность протекает в рамках условий, определяемых биологической, физиологической природой. В то же время, преломляясь через внешнее, психика сама себя изменяет, то есть движение психики — это взаимосозидание бытия и сознания.
В этом взаимодействии биологическая природа человека участвует как необходимое условие протекания,
14
Братусь Б.С. Психология личности. М., 2000. С. 398 — 400.
Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности.^ СПб., 1996.
2 Братусь Б.С. Психология личности. Самара, 2000. С. 398.
системное пешне |
развертывания психических процессов. Соматическое здоровье есть постоянство и оптимум этих условий; болезнь есть большее или меньшее их искажение.
Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что, несмотря на взаимообусловленность уровней психики, возможны различные варианты их степени и качества здоровья. Психическое здоровье, будучи многоуровневым, может страдать на одних уровнях при относительной сохранности других.
Проблема соотношения психической и соматической патологии является неотъемлемой частью целостного подхода к больному (Перожок И.Л., Жариков Н.М., 1986) и предметом психосоматического направления. Исторический аспект данной проблематики достаточно освещен в отечественной литературе (Николаева В.В., 1987; Исаев Д.Н., 1994). Отечественными авторами рассматривалась идея психосоматического единства (Гиляровский В.А., 1957), аутопластическая картина болезни (Лурия Р.А., 1935, репр. 1977), соматонозогнозия, то есть реакция личности на соматическую болезнь (Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г., 1980) и невротическое расстройство внутренних органов (Карвасарский Б.Д., Простомолотов В.Ф., 1988). Таким образом, психосоматическая проблема изучается, главным образом, в рамках личностного подхода, где рассматривается только собственно психологический (переживаемый) аспект реакции личности на болезнь, тогда как поведенческий и социальный аспекты выпадают из поля зрения исследователей.
J. Weiss (1977) формулирует четыре утверждения, описывающих составляющие расстройства, которое можно считать психосоматическим. Это: 1. «Психогенное утверждение», в котором этиология заболевания связана с психологическими происшествиями в прошлом или психологическими характеристиками пациента. 2. Течение болезни, независимо от ее этиологии, должно быть отмечено значительным влиянием психологических факторов. 3. Первичный симптом прямо связан с единичным специфическим психологическим фактором-4. Симптомы, которые чрезвычайно тяжелы и пролонгированы, существуют в том психологическом контексте, в котором возникли.
Детальный анализ этих утверждений, проведенный И.Н. Гурвичем, приводит к выводу, что ни одно из них не
босновывает адекватно теорию психосоматического расстройства. Действительно, традиционно определявшиеся как «психосоматические болезни» — церебро- и кардиоваскулярные, онкологические, диабет, ревматоидный артрит, пептическая язва и бронхиальная астма — оказались не более связанными с психологическими факторами, чем практически любое другое заболевание. Поэтому сегодня правильнее говорить о психосоматическом подходе, не связанном с нозологической концепцией психосоматической болезни.
В нашей стране продолжается поиск психологических факторов психосоматических заболеваний. В.М. Блейхер и Н.Б. Фельдман (1988) обследовали 200 больных бронхиальной астмой, язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки и ишемической болезнью сердца. По сравнению с 70 больными неврастенией среди этих больных была выше доля акцентуированных личностей. Среди мужчин, больных бронхиальной астмой, преобладали педантичные, среди больных язвенной болезнью — дистимичные, а среди больных ИБС — сразу три акцентуированных типа. У женщин картина была другой, и все виды «предрасположенности» включали несколько типов акцентуации.
Ю.М. Губачев, В.А. Ананьев и В.И. Симаненков (1988) на одном из промышленных предприятий обследовали мужчин, больных неосложненной язвенной болезнью, и после факторизации результатов психологических исследований получили три типа пациентов (пассивно-гетерономный, активно-автономный, уравновешенный) и четыре варианта «социально-психологической дезадаптации» (тревожно-депрессивный, аффективно-ригидный, ипохондрический и истероформный). Личность больных, следовательно, оказалась описанной в категориях, лишенных какого-либо клинического содержания, тогда как социально-психологическая дезадаптация — в клинико-психопатологических категориях. Существуют данные о взаимосвязи некоторых личностных черт с определенными заболеваниями, включая сердечно-сосудистые заболевания, язву желудка, алкоголизм, которые являются чрезвычайно актуальными среди руководящего звена.
Между тем главный вклад психосоматического подхода осознание значения жизненных событий и ситу- I /
Психология здоровья