Мотивации для рождения ребенка
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский Государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра общей и педагогической психологии
РЕФЕРАТ
Стадия жизненного цикла семьи, ожидающей ребенка
Выполнили студентки ДО отделения 5 курса
Мартынова Маргарита Александровна
Климанова Маргарита Николаевна
Владимир
СОДЕРЖАНИЕ
1.Беременная семья - стадия перехода?. 3
2.Мотивации для рождения ребенка. 4
3.Возможная проблематика и направления работы.. 5
Используемая литература: 8
1.Беременная семья - стадия перехода?
При попытке классификации семьи, ожидающей первого ребенка по стадии жизненного цикла, мы практически всегда сталкиваемся с вопросом: "А куда ее собственно относить-то? То ли к фазе без детей, то ли уже к следующей..."
В этой точке важно понять, с какой успешностью супруги решили (и решили ли?) проблемы, вставшие перед ними на стадии становления отношений (фаза молодой семьи). Если стабилизация отношений произошла и большинство проблем успешно преодолены, то, забеременев, семья вступает в "девятимесячную программу подготовки" к следующей фазе (рождение детей и взаимодействие с ними). Это идеальный вариант.
Важно еще помнить, что рождение ребенка представляет собой факт объединения двух семей. Это событие создает бабушек и дедушек, дядь и теть с обеих сторон. Меняется процедура нанесения визитов. Семьи могут ссориться из-за того, как назвать ребенка, как его воспитывать. Брак, который родительскими семьями рассматривался как временный, часто с рождением ребенка и даже с момента беременности признается свершившимся фактом и принимается. При этом каждый последующий ребенок, рожденный в семье, изменяет общую ситуацию.
Вернемся к нашей паре. Если большинство проблем первой стадии не решены и супруги находятся в состоянии "борьбы с различиями друг друга", то беременность женщины в этот момент может рассматриваться как способ стабилизации непостроенных еще отношений или как способ борьбы за свои права в семье.
Тогда с началом беременности супружеская пара может рассматриваться как треугольник, и анализ семейной ситуации можно сделать, рассматривая механизмы функционирования структуры треугольника.
Наличие треугольника (возникновение беременности) позволяет:
• Достигнуть оптимального уровня близости/отдаленности между супругами, в случае когда отношения в паре стали или чересчур интенсивными, или чересчур дистантными;
• Получить инструмент силового давления на одного из супругов (практически всегда – на мужа);
• Уйти от внутренних проблем супружеской пары, которая теперь может сплотиться по отношению к состоянию будущей мамы и по отношению к будущему ребенку.
Рассмотрев выше возможные функции появившейся беременности, мы подошли к очень важному вопросу: «Зачем людям дети?»
Мотивации для рождения ребенка
Беременность бывает желанная или нежеланная.
Если она желанная, то мотивов у нее может быть несколько.
1. рождение ребенка ради самого ребенка. Чтобы он появился на свет, чтобы был счастливым.
2. рождение ребенка для себя. Чтобы получать и отдавать любовь, знания, опыт. Чтобы получить уникальный опыт материнства (беременности, родов, грудного вскармливания).
3. рождение ребенка как социальный заказ. Когда ребенок нужен как наследник, как продолжатель рода, как долгожданный внук.
4. Еще одна мотивация для рождения ребенка - это ребенок как средство для достижения какой-либо цели. Например, для получения материальных благ; для привязывания мужчины; для нормализации отношений между супругами и т.п.
Если же случилось так, что беременность для женщины нежеланна, то события могут развиваться двумя путями.
1. нежеланный ребенок может быть абортирован.
2. он может быть оставлен.
Причины сохранения нежелательной беременности.
1. Беременность в принципе желанна, но наступила несвоевременно или по другим причинам оказалась "неправильной".
В этом случае женщина хочет ребенка, но обстоятельства в конкретный момент жизни препятствуют сохранению беременности, и в результате возникает болезненный внутренний конфликт: отказаться от материнства, прервать начинающуюся жизнь ребенка (именно так в данном случае расценивается аборт) - или потерять что-то очень важное, нарушить, а то и разорвать отношения с близкими людьми и т.п. Обстоятельства, мешающие сохранить беременность, могут быть очень разными.
2. Беременность запланированная, то есть вроде бы желанная, но она нужна для чего-то, не связанного с самим ребенком.
Такая беременность внешне выглядит как желанная (ведь заранее к ней готовились, ее специально "делали" или хотя бы ожидали). Но нужна эта беременность не столько для рождения ребенка, сколько для каких-то иных целей: чтобы скрепить семью или создать ее (как известно, способ почти беспроигрышный), иногда просто "пора уже", а может быть - чтобы "здоровье поправить" (даже врачи советуют!)... В семье есть дочка (или две!), а мужу необходим "наследник"... Возможно, что несколько позже рождение ребенка будет затруднено жизненными обстоятельствами, а сейчас - самое время, так что нечего тут раздумывать о своих чувствах, надо делать то, что "надо"... Да и вообще, ребенка надо родить, чтобы быть "как все".
3. Беременность нежеланная, но прервать ее невозможно.
Такая беременность чаще всего случайна, но может быть и вполне закономерной. Начнем со случайной. Можно назвать несколько причин, по которым женщина такую беременность сохраняет. Чаще всего это отношения с близкими людьми. Муж мечтает о ребенке, аборта не простит никогда... У матери строгие взгляды: "Сделаешь аборт - прокляну!" (это, надо сказать, нередкий случай в практике врачей и психологов)... Собственные убеждения или мнение "авторитетов" (наставников, священников и т.п.) не позволяют решиться на аборт... Ну и, конечно, состояние здоровья, не позволяющее делать аборт (или случай, когда прерывание беременности грозит бесплодием). Может быть и такое: возраст уже "поджимает", и если не сейчас - то, видимо, уже никогда. И раз уж так получилось...
4. Возможна и такая ситуация: женщина не готова к материнству, вообще не очень хочет иметь детей (как сказала одна мама взрослой дочери, "ведь есть женщины, которые вполне счастливы и без этого, не в каменном же веке живем, теперь много других способов стать счастливой"). Чаще всего такая женщина считает, что рождение ребенка - это конец ее собственной независимой и столь ценной для нее жизни, она не представляет, как можно делить себя между материнством и другими сферами своей жизни.
Во всех этих случаях женщина оказывается в своеобразной западне: беременность застает ее врасплох, но деваться ей некуда. В связи с этим возникает два исключительно важных вопроса: как переживания женщины, вынашивающей нежеланную (признается она себе в этом или нет) беременность, сказывается на самой женщине (течении ее беременности) и на ребенке (его развитии в утробе матери и его физическом и психическом здоровье после рождения).