Практическое занятие № 4. Психологические основы
Психологические основы
Образовательного процесса в ДОУ
Семестр
Методические рекомендации студентам-заочникам
Литература, рекомендованная к курсу (Часть 2. Психологические основы взаимодействия с родителями в детском саду)
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – 320 с.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник. – М.: Академия, 2000. – 232 с.
Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.пос. / под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – 328 с.
http://cl.rushkolnik.ru/docs/7840/index-48339.html
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб.пособие / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
http://znanie.podelise.ru/docs/87344/index-8350-1.html?page=17
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 448 с.
Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога.– Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 384 с.
Тематика практических занятий
Практические занятие № 1
Особенности современной российской семьи: проблемы и возможности
Первая часть: беседа по результатам выполнения следующих заданий:
1. Как Вы думаете, взаимосвязаны ли функции семьи друг с другом? Какие функции в современном обществе становятся основными, а какие – второстепенными? Докажите Вашу точку зрения.
2. На основе текста (Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.пос. / под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – С.163-167) проанализируйте, какие проблемы во взаимодействии с ребенком и последующем его воспитании могут возникнуть в процессе следующих перестроек в жизни супругов: изменение в идентичности и внутренней жизни молодых супругов; перераспределение ролей и перемена в супружеских отношениях; перемена ролей и отношений внутри расширенной семьи; изменение ролей и отношений вне семьи; обеспечение ребенку возможности для роста и развития.
3. Составьте рекомендации для молодых родителей, которые могут помочь успешно решитьпроблемы, возникающие на этапе появления ребенка в семье (опора на текстыКарабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006; Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.пос. / под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004,)
Вторая часть: Круглый стол
Задание:Подготовить выступление (индивидуально), в котором необходимо раскрыть социально-психологические факторы, влияющие на современную российскую семью, и обосновать их положительное или отрицательное влияние на семейное воспитание.
Рекомендации по подготовке выступления:
1. Проследите взаимосвязь проблем общества и внутрисемейных проблем (нестабильность социально-экономической системы, средний уровень жизни, проблемы профессиональной занятости и т.д.).
2. Обратите внимание на специфику современной семьи: (особая роль родительства, эмоциональная поддержка как основа современного супружеского союза, открытость современной семьи, переход от расширенной семьи к нуклеарной и т.д.).
3. Учтите психологические особенности конкретно российской семьи.
4. Проанализируйте мифы об «упадке и крушении семьи как социального института».
5. На основе проработанного материала и собственного опыта обоснуйте, какие факторы оказывают отрицательное, а какие – положительное влияние на воспитание ребенка в семье.
6. Предложите рекомендации а) родителям, б) педагогам ДОУ, выполнение которых могли бы снизить отрицательный эффект социально-психологических факторов.
Рекомендованная литература:
1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. –С.5-7, с. 17-25.
2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник. – М.: Академия, 2000. – С.30-67
3. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.пос. / под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – С.77-81
Практическое занятие № 2,3
Особенности психического развития детей
В проблемных семьях
Подготовьте проекты по предложенной тематике (возможна групповая работа над темой, оформленная в виде презентации).
При подготовке проектов опирайтесь на рекомендованный план выступления.
1. Особенности развития личности ребенка в семье с алкогольной зависимостью:
· актуальность проблемы роста количества семей, зависимых от алкоголя;
· основные психические характеристики алкоголь-зависимых семей, их влияние на личностное становление ребенка;
· психические особенности ребенка из семьи с алкогольной зависимостью;
· рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки детей из семей с алкогольной зависимостью.
2. Особенности развития личности ребенка в конфликтной семье (семье с нарушениями общения):
· позитивное и негативное разрешение конфликтов в семье, понятие конфликтной семьи;
· основные психические характеристики семей с деструктивной конфликтностью, их влияние на личностное становление ребенка;
· психические особенности ребенка из конфликтной семьи;
· рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки детей из конфликтных семей.
3. Особенности развития личности ребенка в неполной семье[1]:
· психические особенности ребенка из неполной семьи;
· типы неполных семей;
· особенности психического развития ребенка в семье разведенных родителей, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки детей из разведенных семей;
· особенности психического развития ребенка в осиротевшей семье, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки детей из осиротевшей семьи;
· особенности психического развития внебрачного ребенка, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки таких детей.
4. Особенности развития личности ребенка в приемной семье:
· особенности приемного родительства: мотивы, страхи приемных родителей, возможные ошибки в отношении к приемному ребенку;
· психологические трудности адаптации приемных детей дошкольного возраста к новой семье;
· особенности воспитания приемного ребенка в семье;
· рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки детей из приемных семей.
Литература
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – 320 с.
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 448 с.
Практическое занятие № 4