Практическое занятие № 4. Психологические основы

Психологические основы

Образовательного процесса в ДОУ

Семестр

Методические рекомендации студентам-заочникам

Литература, рекомендованная к курсу (Часть 2. Психологические основы взаимодействия с родителями в детском саду)

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – 320 с.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник. – М.: Академия, 2000. – 232 с.

Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.пос. / под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – 328 с.

http://cl.rushkolnik.ru/docs/7840/index-48339.html

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб.пособие / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Академия, 2005. – 192 с.

http://znanie.podelise.ru/docs/87344/index-8350-1.html?page=17

Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 448 с.

Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога.– Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 384 с.

Тематика практических занятий

Практические занятие № 1

Особенности современной российской семьи: проблемы и возможности

Первая часть: беседа по результатам выполнения следующих заданий:

1. Как Вы думаете, взаимосвязаны ли функции семьи друг с другом? Какие функции в современном обществе становятся основными, а какие – второстепенными? Докажите Вашу точку зрения.

2. На основе текста (Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.пос. / под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – С.163-167) проанализируйте, какие проблемы во взаимодействии с ребенком и последующем его воспитании могут возникнуть в процессе следующих перестроек в жизни супругов: изменение в идентичности и внутренней жизни молодых супругов; перераспределение ролей и перемена в супружеских отношениях; перемена ролей и отношений внутри расширенной семьи; изменение ролей и отношений вне семьи; обеспечение ребенку возможности для роста и развития.

3. Составьте рекомендации для молодых родителей, которые могут помочь успешно решитьпроблемы, возникающие на этапе появления ребенка в семье (опора на текстыКарабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006; Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.пос. / под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004,)

Вторая часть: Круглый стол

Задание:Подготовить выступление (индивидуально), в котором необходимо раскрыть социально-психологические факторы, влияющие на современную российскую семью, и обосновать их положительное или отрицательное влияние на семейное воспитание.

Рекомендации по подготовке выступления:

1. Проследите взаимосвязь проблем общества и внутрисемейных проблем (нестабильность социально-экономической системы, средний уровень жизни, проблемы профессиональной занятости и т.д.).

2. Обратите внимание на специфику современной семьи: (особая роль родительства, эмоциональная поддержка как основа современного супружеского союза, открытость современной семьи, переход от расширенной семьи к нуклеарной и т.д.).

3. Учтите психологические особенности конкретно российской семьи.

4. Проанализируйте мифы об «упадке и крушении семьи как социального института».

5. На основе проработанного материала и собственного опыта обоснуйте, какие факторы оказывают отрицательное, а какие – положительное влияние на воспитание ребенка в семье.

6. Предложите рекомендации а) родителям, б) педагогам ДОУ, выполнение которых могли бы снизить отрицательный эффект социально-психологических факторов.

Рекомендованная литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. –С.5-7, с. 17-25.

2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник. – М.: Академия, 2000. – С.30-67

3. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.пос. / под общ. Ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – С.77-81

Практическое занятие № 2,3

Особенности психического развития детей

В проблемных семьях

Подготовьте проекты по предложенной тематике (возможна групповая работа над темой, оформленная в виде презентации).

При подготовке проектов опирайтесь на рекомендованный план выступления.

1. Особенности развития личности ребенка в семье с алкогольной зависимостью:

· актуальность проблемы роста количества семей, зависимых от алкоголя;

· основные психические характеристики алкоголь-зависимых семей, их влияние на личностное становление ребенка;

· психические особенности ребенка из семьи с алкогольной зависимостью;

· рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки детей из семей с алкогольной зависимостью.

2. Особенности развития личности ребенка в конфликтной семье (семье с нарушениями общения):

· позитивное и негативное разрешение конфликтов в семье, понятие конфликтной семьи;

· основные психические характеристики семей с деструктивной конфликтностью, их влияние на личностное становление ребенка;

· психические особенности ребенка из конфликтной семьи;

· рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки детей из конфликтных семей.

3. Особенности развития личности ребенка в неполной семье[1]:

· психические особенности ребенка из неполной семьи;

· типы неполных семей;

· особенности психического развития ребенка в семье разведенных родителей, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки детей из разведенных семей;

· особенности психического развития ребенка в осиротевшей семье, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки детей из осиротевшей семьи;

· особенности психического развития внебрачного ребенка, рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки таких детей.

4. Особенности развития личности ребенка в приемной семье:

· особенности приемного родительства: мотивы, страхи приемных родителей, возможные ошибки в отношении к приемному ребенку;

· психологические трудности адаптации приемных детей дошкольного возраста к новой семье;

· особенности воспитания приемного ребенка в семье;

· рекомендации воспитателям ДОО по осуществлению психолого-педагогической поддержки детей из приемных семей.

Литература

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – 320 с.

Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 448 с.

Практическое занятие № 4

Наши рекомендации