Структура профессиограммы следователя
Стороны деятельности следователя: 1) социальная деятельность — охватывает политический аспект в деятельности следователя как организатора борьбы с преступностью; 2) поисковая деятельность — сбор исходной информации, необходи- мой для решения профессиональных задач; 3) конструктивная деятельность — текущий и завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение на базе ее синтеза, анализа и специальных знаний рабочих версий (гипотез); 4) коммуникативная деятельность — получение необходимой инфор- мации в процессе общения; 5) организационная деятельность — волевые действия по реализа- ции и проверке рабочих версий и планов; подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллективном решении профессиональной задачи; 6) удостоверительная деятельность — приведение всей полученной информации по делу в специальную, предусмотренную законом форму (постановление, протокол и пр.). Профессиональная деятельность предъявляет комплекс требований к личностным качествам и профессиональным навыкам следователя. Следователь должен овладеть своей социальной ролью во всем ее разнообра- зии и динамике. Следователь должен обладать следующими качествами: настойчи- вость; организованность; собранность; наблюдательность. От следователя требуется разносторонняя образованность и высо- кий уровень общей культуры. Следователь должен уметь быстро сплотить и организовать всех людей, попавших в орбиту следствия, каждому определить свое место. Следователь должен развивать у себя умение управлять всеми участ- никами следственных действий, координировать их действия, оцени- вать исходную обстановку, принимать решения. Кроме того, нужно уметь наблюдать за самим собой, обеспечивая самоконтроль, управление соб- ственным поведением и своевре менное исправление допущенных оши- бок.
Профессиограммы основных юридических профессий.
Многими авторами выделяются следующие обобщенные профес-
сиографические стороны деятельности юриста.
1) Поисковая подструктура — включает в себя сбор исходной ин-
формации, необходимой для решения профессиональных задач.
2) Реконструктивная подструктура — текущее и завершающее обоб-
щение собранной в процессе профессиональной деятельности
информации: выдвижение на базе ее анализа, синтеза и специ-
альных знаний, рабочих гипотез (версий).
3) Коммуникативная подструктура — состоит в получении необхо-
димой информации посредством общения. Набольшее значение
этот вид деятельности имеет при проведении консультаций, опро-
сов, допросов, судебных прений, что накладывает специфический
отпечаток на юриста как участника коммуникативного процесса,
наделяя его особыми правами и обязанностями.
4) Социальная подструктура — обобщает общественную составля-
ющую в деятельности прокурора, следователя, судьи и т.д. как
организаторов борьбы с преступностью. Эта деятельность вклю-
чает профилактические мероприятия, правовую пропаганду среди
граждан, участие в перевоспитании преступника для возвращения
его к социальным нормам поведения в соответствии с требова-
ниями законности.
5) Организационно-управленческая подструктура — предполагает
мобилизацию специалистов (себя) на реализацию программы(плана) исходя из определенных правил и процедур и включает
целенаправленное на них (себя) воздействие.
6) Удостоверительная подструктура — помогает заключить полу-
ченную информацию в специальную, законом предусмотренную
форму (протокол, постановление, приговор и т.д.), которые отра-
жают весь ход и результаты установления истины по делу и служат
доказательством всему процессу познания.
Например, поисковая деятельность включает:
– нормальную работу органов чувств;
– качественное восприятие профессионально значимой информа-
ции и наблюдение;
– повышенное внимание к малозаметным особенностям изучае-
мого объекта.
В реконструктивной деятельности отражаются такие интеллектуаль-
ные особенности специалиста, как:
– развитое воображение;
– большой объем памяти;
– аналитическое и концептуальное мышление;
– высокий уровень интуиции.
Эффективность коммуникативной деятельности будет во многом
зависеть от умений:
– хорошо понимать внутренний мир собеседника, его текущее пси-
хологическое состояние, особенности, мотивы;
– устанавливать и поддерживать психологический контакт с собе-
седником, оказывать на него психологическое влияние;
– эффективно слушать, использовать речевые и неречевые (не-
вербальные) средства oбщения;
– разрешать (а по возможности — предупреждать) конфликтные
ситуации;
– быть устойчивым к отрицательным психическим состояниям
(преодолевать высокую эмоциональную напряженность труда, а
эмоциональную разрядку откладывать на сравнительно большой
период времени).