Структура профессиограммы следователя

Стороны деятельности следователя: 1) социальная деятельность — охватывает политический аспект в деятельности следователя как организатора борьбы с преступностью; 2) поисковая деятельность — сбор исходной информации, необходи- мой для решения профессиональных задач; 3) конструктивная деятельность — текущий и завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение на базе ее синтеза, анализа и специальных знаний рабочих версий (гипотез); 4) коммуникативная деятельность — получение необходимой инфор- мации в процессе общения; 5) организационная деятельность — волевые действия по реализа- ции и проверке рабочих версий и планов; подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллективном решении профессиональной задачи; 6) удостоверительная деятельность — приведение всей полученной информации по делу в специальную, предусмотренную законом форму (постановление, протокол и пр.). Профессиональная деятельность предъявляет комплекс требований к личностным качествам и профессиональным навыкам следователя. Следователь должен овладеть своей социальной ролью во всем ее разнообра- зии и динамике. Следователь должен обладать следующими качествами: настойчи- вость; организованность; собранность; наблюдательность. От следователя требуется разносторонняя образованность и высо- кий уровень общей культуры. Следователь должен уметь быстро сплотить и организовать всех людей, попавших в орбиту следствия, каждому определить свое место. Следователь должен развивать у себя умение управлять всеми участ- никами следственных действий, координировать их действия, оцени- вать исходную обстановку, принимать решения. Кроме того, нужно уметь наблюдать за самим собой, обеспечивая самоконтроль, управление соб- ственным поведением и своевре менное исправление допущенных оши- бок.

Профессиограммы основных юридических профессий.

Многими авторами выделяются следующие обобщенные профес-

сиографические стороны деятельности юриста.

1) Поисковая подструктура — включает в себя сбор исходной ин-

формации, необходимой для решения профессиональных задач.

2) Реконструктивная подструктура — текущее и завершающее обоб-

щение собранной в процессе профессиональной деятельности

информации: выдвижение на базе ее анализа, синтеза и специ-

альных знаний, рабочих гипотез (версий).

3) Коммуникативная подструктура — состоит в получении необхо-

димой информации посредством общения. Набольшее значение

этот вид деятельности имеет при проведении консультаций, опро-

сов, допросов, судебных прений, что накладывает специфический

отпечаток на юриста как участника коммуникативного процесса,

наделяя его особыми правами и обязанностями.

4) Социальная подструктура — обобщает общественную составля-

ющую в деятельности прокурора, следователя, судьи и т.д. как

организаторов борьбы с преступностью. Эта деятельность вклю-

чает профилактические мероприятия, правовую пропаганду среди

граждан, участие в перевоспитании преступника для возвращения

его к социальным нормам поведения в соответствии с требова-

ниями законности.

5) Организационно-управленческая подструктура — предполагает

мобилизацию специалистов (себя) на реализацию программы(плана) исходя из определенных правил и процедур и включает

целенаправленное на них (себя) воздействие.

6) Удостоверительная подструктура — помогает заключить полу-

ченную информацию в специальную, законом предусмотренную

форму (протокол, постановление, приговор и т.д.), которые отра-

жают весь ход и результаты установления истины по делу и служат

доказательством всему процессу познания.

Например, поисковая деятельность включает:

– нормальную работу органов чувств;

– качественное восприятие профессионально значимой информа-

ции и наблюдение;

– повышенное внимание к малозаметным особенностям изучае-

мого объекта.

В реконструктивной деятельности отражаются такие интеллектуаль-

ные особенности специалиста, как:

– развитое воображение;

– большой объем памяти;

– аналитическое и концептуальное мышление;

– высокий уровень интуиции.

Эффективность коммуникативной деятельности будет во многом

зависеть от умений:

– хорошо понимать внутренний мир собеседника, его текущее пси-

хологическое состояние, особенности, мотивы;

– устанавливать и поддерживать психологический контакт с собе-

седником, оказывать на него психологическое влияние;

– эффективно слушать, использовать речевые и неречевые (не-

вербальные) средства oбщения;

– разрешать (а по возможности — предупреждать) конфликтные

ситуации;

– быть устойчивым к отрицательным психическим состояниям

(преодолевать высокую эмоциональную напряженность труда, а

эмоциональную разрядку откладывать на сравнительно большой

период времени).

Наши рекомендации