Нарушение понимания речевого сообщения при афферентной моторной афазии

Как мы уже говорили, поражения постцентральных отделов речевых зон левого полушария приводят к нарушениям афферен­тной основы артикуляторных движений и могут легко вызвать яв­ления афферентной (апраксической) моторной афазии. Основная картина этих видов речевых расстройств заключается в том, что больные этой группы оказываются не в состоянии сразу найти нужную артикуляцию, легко смешивают артикуляции, имеющие общие признаки, заменяя друг друга, например губные 6—м—п или переднеязычные д—л—т (см. Е. Н.Винарская, 1971).

Картина нарушений экспрессивной речи у больных этой груп­пы была описана достаточно отчетливо. Однако вопрос о том, имеется ли у этих больных нарушение понимания обращенной к ним речи, оставался практически незатронутым.

Большая часть авторов, следовавших за Брока (1861), Лихтгей-мом (1883), Клейстом (1934) и др., высказывали предположе­ние, что нарушение, наблюдаемое у этих больных, затрагивает лишь экспрессивную, моторную речь и что импрессивная речь (понимание обращенной к ним речи) остается у них сохранной.

Другие авторы признавали, что наряду с нарушениями эксп­рессивной речи у этих больных можно наблюдать и известные де­фекты понимания речи, но либо относили их за счет общего сни­жения интеллектуальных процессов, трактуя эти дефекты как свое-

образную форму органической деменции (Мари, 1903, 1906), либо же справедливо указывали на то, что нарушение речевых артикуляций имеет более глубокий характер и что оно приводит К своеобразным дефектам и в процессе восприятия речи этими больными.

Мы еще не располагаем достаточными данными, которые по­зволяли бы дать полную характеристику тех трудностей в деко­дировании воспринимаемых речевых сообщений, которые воз­никают у больных с афферентной моторной афазией, и поэтому принуждены ограничиться лишь некоторыми первоначальными положениями.

Как и у больных с описанными выше явлениями «височной» (сенсорной) и семантической афазии, речевые нарушения боль­ных с афферентной (кинестетической) моторной афазией проте­кают на фоне сохранной активности и достаточно сохранившего­ся осознания своих дефектов. Испытывая значительные затруд­нения в нахождении нужных артикуляций, смешивая близкие (коррелирующие), а иногда и далекие (дизъюнктные) артикуле-мы, такие больные отчетливо осознают свои дефекты, активно ищут нужные артикуляции, пытаются исправить допускаемые \ ошибки и настойчиво работают над их преодолением.

На первый взгляд понимание значения слов и простых предло­жений остается у этих больных сохранным. Однако ближайший анализ, проведенный нами, а также Л. С. Цветковой и ее сотруд­никами, позволяет отметить некоторые трудности, которые про­являются у больных этой группы не только в формулировке рече­вого высказывания, но и в его декодировании.

Первая группа трудностей может возникнуть уже при понима-'. нии значения отдельных слов.

Если слова даются вне контекста и если проверка их понима­ния производится с помощью опыта, в котором больному пред­лагается показать предмет, обозначаемый этим словом, путем отбора нужной картинки, изображающей этот предмет, из не­скольких возможных, можно отметить первое затруднение, встре­чающееся на пути понимания речи этими больными.

Допуская смешение близких артикулем (например, произнося слово «дом» как лом или том, а «халат» как хатат или хадат), эти больные могут допускать аналогичные ошибки и в понима­нии подобных слов, например при предъявлении слова «том» от­бирать картинку «дом», при предъявлении слова «гость» — кар­тинку «кость», при предъявлении слова «бак» — картинку «мак» и т.д.

Аналогичные затруднения могут появляться у этих больных в декодировании значения сравнительно редко встречающихся (мало упроченных) и сложных по своему артикуляторному составу слов; в этих случаях больной начинает делать попытки анализировать

эти слова, «прощупывать» их, проговаривая их вслух или шопо-том, — а это нередко еще более осложняет процесс их понимания в результате тех артикуляторных дефектов, которые лежат в осно­ве данной формы афазии.

Все эти ошибки встречаются при предъявлении больному слов, включающих артикулемы, которые можно смешать с близкими, коррелирующими, и усиливаются в тех случаях, когда больной пытается помочь себе уточнить значение предлагаемого слова пу­тем его проговаривания вслух. Именно с этим связан тот кажу­щийся на первый взгляд парадоксальным факт, что понимание значения слов молча часто оказывается у этих больных более успеш­ным, нем понимание значения слов при их проговаривании (что сильно отличает этих больных от других, у которых проговаривание слов улучшает их понимание).

Характерно, что это затруднение является центральным для больных с афферентной моторной афазией, и никаких первичных трудностей, связанных с пониманием менее частых и менее упрочен­ных слов, так же как и связанных с пониманием отвлеченных слов (требующих абстракции от привычного, наглядного значения сло­ва), у них не наблюдается. Как мы увидим далее, этот факт суще­ственно отличает этих больных от больных с эфферентной и ди­намической афазией.

Существенные особенности наблюдаются и при понимании этими больными грамматических конструкций фраз.

Грамматически простые высказывания (типа Дом горит, Соба­ка лает) и инструкции {Откройте глаза! Поднимите руку!) пони­маются этими больными достаточно хорошо, и ошибок, подоб­ных тем, которые встречаются у больных с сенсорной афазией, у них, как правило, не наблюдается. Как мы уже указывали, этот факт принципиальной сохранности синтагматических структур проявляется и в том, что когда — в процессе восстановительного обучения — основные дефекты нахождения нужных артикулем преодолеваются, переход к простым связным высказываниям (фра­зам) не представляет для этой группы больных никакого специ­ального труда.

Однако если простые фразы понимаются больными с описы­ваемой формой моторной афазии без всякого труда, то при пони­мании более сложных речевых конструкций, которые мы уже опи­сали (конструкции, включающие сложную систему подчинений, дистантные компоненты, сложные относительные и инвертиро­ванные конструкции и т.д.), и у больных с афферентной мотор­ной афазией могут возникать известные трудности. Эти трудно­сти, по-видимому, связаны с тем, что, как это уже указывалось, понимание этих грамматических конструкций связано со слож­ной работой над их декодированием, иногда с включением ряда вспомогательных трансформаций, причем все это происходит в

1QA

плане внутренней речи, в плане работы над следовыми речевыми процессами.

Однако, как мы хорошо знаем, следы речевых процессов про­являют те же дефекты, которые проявляются и в развернутой внеш­ней речи, причем эти дефекты могут выступить здесь с особенной отчетливостью.

Именно поэтому расшифровка сложной грамматической кон­струкции вызывает заметные затруднения и у больных данной группы (так же как и у больных с другими формами афазии); отличие заключается лишь в том, что причина этих затруднении заключается не в первичном отчуждении смысла слов и не в трудности перехода от последовательно предъявляемых слов к симультанно обозримой схеме, а в удержании значительного объема компонентов, входящих в конструкцию, иногда — в смешении слов, имеющих близкое звучание, в трудности осознания сложных по ар-тикуляторному составу слов и т.д.

Как правило, в этих случаях больной начинает упорно работать над предложенной ему конструкцией, шопотом проговаривая ее компоненты, повторяя ее много раз, расставляя акценты, сбли­жая дистантные составные части конструкции, особенно пытаясь выделить плохо звучащие флективные элементы входящих в них слов, и только после такой работы у него появляется пережива­ние, показывающее, что он схватил значение конструкции в це­лом или что он отказывается от ее понимания.

Именно в силу этого, как показал опыт восстановительного обучения этих больных, отработка нужных артикулем составляет [ основную задачу этого обучения, и когда правильные артикуляции | у больного отработаны, переход к формированию или пониманию фразы уже перестает представлять специальные новые трудности.

Мы еще не располагаем достаточными материалами, показы­вающими, какие затруднения выступают у этих больных при по­днимании содержания целых смысловых отрывков (рассказов), это составит предмет специального исследования. Однако можно с [значительным основанием предполагать, что и эти затруднения (исследовать которые трудно из-за грубых дефектов экспрессив­ной речи больного) будут носить близкий характер и что в основе их будут лежать уже описанные выше факторы.

Наши рекомендации