Что такое этические проблемы?

В этом упражнении представлены различные этические проблемы, встающие при исследованиях в области социальной психологии. Оценивая каждое из исследований, кратко описанных ниже, подумайте над тем, достаточно ли велико потенциальное значение (теоретическое или практическое) их результатов, чтобы можно было оправдать использование описанных процедур. При обсуждении на занятиях сравните ваши ответы с ответами других студентов.

· Брэймел заставил студентов мужского пола поверить, что их гомосексуально возбуждают фотографии мужчин. Бергин давал испытуемым обоего пола противоречивую информацию об уровне их маскулинности или фемининности. В условиях одного из экспериментов эта информация была якобы основана на результатах сложной серии психологических тестов, в которых участвовали испытуемые. Во всех исследованиях в конце эксперимента испытуемым объясняли, что они были обмануты. [Bramel D. A. Dissonance theory approach to defensive projection. — Journal of Abnormal and Social Psychology, 1962, 64, 121-129; Bramel D.A. Selection of a target for defensive projection. — Journal of Abnormal and Social Psychology, 1963, 66, 318-324; Ber-gin A. E. The effect of dissonant persuasive communications on changes in a self-referring attitude. — Journal of Personality, 1962, 30, 423-438.]

Какие этические проблемы вы усматриваете в этих исследованиях? Подвергалось ли опасности физическое или психологическое благополучие испытуемых? Если да, то в чем заключалась эта опасность? Узнали ли испытуемые что-либо ценное о самих себе?

• После того как испытуемые выполнили экспериментальное задание, исследователь дал им понять с помощью слов и жестов, что эксперимент окончен, и что он теперь «хочет объяснить, в чем было дело, чтобы они имели представление, зачем они это делали». Объяснение было ложным и служило для того, чтобы на его основе провести истинные экспериментальные манипуляции, которые включали в себя обращение к испытуемым с просьбой стать помощниками экспериментатора. Задача помощника состояла в том, чтобы сказать следующему испытуемому, что эксперимент, в котором он только что участвовал, был интересным и доставил удовольствие. (На самом деле это был довольно скучный эксперимент.) У испытуемого также просили разрешения обращаться к нему в некоторых случаях в будущем, когда экспериментатору может понадобиться его помощь, если «постоянный помощник не сможет прийти, а эксперимент уже назначен на определенное время, и должны прийти испытуемые». Эти только что завербованные помощники, конечно, на самом деле и были испытуемыми, а испытуемые были настоящими помощниками экспериментатора. За свои услуги в качестве помощников эк-спериментатора испытуемые получали плату вперед. Половина из них получили по 1 доллару; вторая половина — по 20 долларов. Однако, когда они закончили выполнение задания, исследователи попросили их вернуть деньги. [Festinger L., Carlsmith J. M. Cognitive consequences of forced compliance. Journal of Abnormal and Social Psychology,1959, 58, 203-210.]

Какие этические проблемы встают в связи с этим исследованием? Возникала ли угроза собственному достоинству или тайне личной жизни испытуемых? Если да, то каким образом? Какую пользу принесло испытуемым их участие в исследовании?

• Исследователи обзванивают по телефону домохозяек. Звонящий называет фиктивную группу потребителей, которую он якобы представляет, и задает домохозяйке вопросы об используемых ею моющих средствах, чтобы составить отчет для «издания, посвященного бытовому обслуживанию», для которого тоже придумано фиктивное название. Через несколько дней экспериментатор звонит снова и спрашивает, не позволит ли домохозяйка пяти или шести человекам прийти к ней домой, чтобы «подсчитать и классифицировать» все используемые ею хозяйственные товары для другого отчета в том же издании. Если домохозяйка соглашается, звонящий говорит, что пока что он просто составляет список желающих и что с ней свяжутся, если решат использовать ее при составлении обзора. Ни к одной из домохозяек в дальнейшем не обращаются. [Freedman J. L., Fraser S. C. Compliance without pressure: The foot-in-the-door technique. — Journal of Personality and Social Psychology, 1966,4, 195-202.]

Какие этические проблемы встают в связи с этим полевым экспериментом? Являются ли такие телефонные звонки неэтичным вторжением в частную жизнь, или они ничем не отличаются от других непрошенных звонков лиц, проводящих опросы общественного мнения, предлагающих товары, собирающих пожертвования и т. п.?

• Человек, опирающийся при ходьбе на трость, притворно падает в вагоне метро. Из его рта течет струйка «сценической крови». Если к «жертве» кто-либо подходит, то она позволяет этому человеку помочь ей подняться. Если никто не подходит к «жертве» до остановки поезда, то другой исследователь, изображающий пассажира, якобы помогает ей, и они вместе выходят из вагона. [Piliavin J. A., Piliavin I. M.

Effect of blood on reactions to a victim, — Journal of Personality and Social Psychology, 1972, 23, 353-56.] Какие этические проблемы встают в связи с этим полевым экспериментом? Возникают ли какие-нибудь проблемы в связи с тем фактом, что пассажиры не знали, что они были участниками научного исследования? Какую роль играет то, что пассажиры реагировали публично, (их реакции могли видеть многие), что их не заставляли изменять свое обычное поведение и что их реакции были полностью анонимными?

Задание 1.4

ПЛАНИРОВАНИЕ ЭТИЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Поставьте себя на место исследователя, который хочет выяснить, действительно ли люди под воздействием стресса хуже работают. Этот вопрос очень важен для работников, профессии которых связаны с высоким уровнем стресса (такие как сотрудники полиции и «скорой помощи»). Если эти работники действительно из-за стресса могут совершать ошибки или хуже выполнять свои обязанности, то знание этого факта можно использовать при разработке методов борьбы со стрессом и/или оказания помощи работникам, чтобы они могли более эффективно справляться с конкретными источниками стресса. Понимая значение этой проблемы, как бы вы предложили ее исследовать? Обязательно укажите 1) как вы обосновываете ваш план эксперимента и выбор методологии и 2) процедуры, которыми вы бы воспользовались для решения возникающих этических проблем.

Глава 2

УСТАНОВКИ И ПОВЕДЕНИЕ

На протяжении всей своей жизни мы влияем на других людей и испытываем их влияние. Иногда мы пытаемся изменить установку другого человека. Например, мы можем попытаться изменить чье-то мнение об определенном политике, о ценности предлагаемого закона или о полезности нового продукта. В других случаях мы стараемся повлиять на поведение человека. Например, мы можем попытаться убедить кого-либо голосовать за того или иного кандидата, купить определенную вещь или выпить с нами чашку кофе. Как бы то ни было, сосредоточиваем ли мы свои усилия на том, чтобы изменить установки, или на том, чтобы изменить поведение, мы обычно предполагаем, что одно связано с другим. Таким образом, если нам удается изменить чье-то мнение о политике, выдвигающем свою кандидатуру, мы ожидаем соответствующих изменений в поведении человека по отношению к этому кандидату (голосование, субсидирование политической кампании, оказание поддержки и т. п.). Предполагается, что связь между установками и поведением имеет каузальный характер. Более того, в большинстве случаев считается, что внутренние установки являются причиной внешнего поведения и определяют его направление.

Социальные психологи провели большое количество исследований по изучению природы установок, их развития и способов их изменения. Предложены различные определения понятия установка, и во всех этих определениях" предполагается, что между установками и поведением существует соответствие. Действительно, некоторые определения включают поведение как один из компонентов установки. Были разработаны несколько моделей формирования и изменения установок, и авторы некоторых из них также придерживаются здравой точки зрения, состоящей в том, что изменение установок вызывает соответствующие изменения в поведении. Однако авторы других теорий (наиболее значительными из них являются теория когнитивного диссонанса и теория самовосприятия) утверждают обратное: что изменения в поведении вызывают соответствующее изменение установок. В последнее время ученые пришли к выводу, что проблема заключается не в том, что является причиной, а что — следствием, а в том, когда установки и поведение связаны сильно, а когда — слабо. Таким образом, в центре внимания оказались процессы, посредством которых формируются или изменяются установки, и способы влияния этих процессов на соответствие между установками и

поведением.

Наши рекомендации