Эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования

Эмоции и чувства — это своеобраз­ный инструмент, удерживающий жиз­ненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разру­шительный характер недостатка или избытка каких-то факторов в жизни данного человека.

П. К. Анохин

Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движени­ем, — это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству само­сохранения.

И. М. Сеченов

Мир психических явлений включает не только познавательные, но и эмоци­ональные и волевые процессы,которые делают его более насыщенным и многообразным.

Особую роль в психике, ее проявлении, развитии и совершенствовании играют психические состоянияи психические образования,являющиеся совершенно самостоятельными психологическими феноменами со своими функциями.

Психические состояния отражают внутренний ритм и биологические по­тенциалы человека, которые окрашивают его деятельность определенным фоном, нацеливают на определенную активность.

Психические образования — это результат жизненного опыта и специаль­ных упражнений, которые выполняет человек. Они позволяют заниматься любой деятельностью автоматически, без особых затрат умственной и двига­тельной энергии.

Знать их специфику — значит идти по пути дальнейшего познания мира психических явлений.



Глава пятая

5.1. СУЩНОСТЬ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ

эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования - student2.ru

Эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования 153

КОММЕНТАРИИ

Чувства— это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.

Эмоцииже представляют собой непосредственную форму выражения чувств.

Как психические процессы, чувства и эмоции обладают своими особенно­стями: они субъективны; вызывают удовольствие или неудовольствие; отра­жают характер взаимодействия организма со средой; они многообразны; вы­зывают успокоение или возбуждение.

Физиологические основы эмоций и чувств.Физиологические процессы, лежащие в основе эмоций, отличаются большой сложностью. Как и все пси­хические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу и возникают под воздействием каких-либо раздражителей. Эмоции могут появиться также и в результате внутренних раздражений, возникающих в организме.

Раздражение рецепторов внешнего или внутреннего порядка передается по центростремительным нервам в центральную нервную систему, в подкорко­вые и корковые отделы мозга. Оттуда по центробежным нервным проводни­кам импульсы возбуждения идут к различным органам тела. При эмоциях нервные процессы возбуждения или торможения распространяются на веге­тативные центры, что вызывает многообразные изменения в жизнедеятельно­сти организма. Таковы явления рефлекторного учащения сокращений сердца при неожиданных раздражителях или рефлекторное торможение дыхания, бледность от испуга, румянец от смущения.

Большую роль в активизации эмоциональных реакций играет ретикуляр­ная формация ствола мозга. По данным многих исследований, ретикулярная формация оказывает тонизирующее влияние на кору головного мозга, которое заключается в активизации или подавлении деятельности коры, регулирую­щей наше поведение.

В корковом механизме различных эмоций большое значение имеют про­цессы формирования и преобразования динамических стереотипов. Легкость формирования динамического стереотипа связывается с положительными эмоциями, с переживаниями удовольствия, приятного состояния, непринуж­денности. Трудность образования динамического стереотипа с его ломкой и переделкой связана с отрицательными эмоциями, с чувством тоски, безысход­ности и т. п.

В возникновении и протекании эмоций у человека важную роль играют механизмы второй сигнальной системы. Они приобретают значение высшего коркового регулятора эмоциональных переживаний и их проявлений. Благо­даря второй сигнальной системе изменяются характер и сложность эмоцио­нальных переживаний, а также появляется возможность осознать свои эмо­циональные состояния, передать эмоциональный опыт и целенаправленно управлять своими эмоциями.



Глава пятая

5.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭМОЦИЙ ПО КЕННОНУ— БАРДУ

эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования - student2.ru

Эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования 155

КОММЕНТАРИИ

Широкую известность в науке первоначально получила теория американско­го психолога У. Джемса и датского ученого К. Ланге. Согласно этой теории, первопричинами возникновения эмоций являются изменения физиологического характера, происходящие в организме. Возникнув под влиянием внешних или внутренних стимулов, они затем отражаются в головном мозге человека через систему обратных нервных связей и порождают ощущение определенного эмоционального тона.

Производя почти моментальную интеграцию (объединение в еди­ное целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в пер­вую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вред­ного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определе­ны локализация воздействий и конкретный организм ответной организации организма.

П. К. Анохин

Американский психолог У. Кеннон предложил альтернативную описанной выше теорию эмоций, представленную в ее основных положениях на схеме. Кеннон считал, что эмоциональные переживания и соответствующие им органи­ческие изменения порождаются одновременно и возникают из единого источника. Таким источником — эмоциогенным центром, по мнению Кеннона, — является таламус, играющий важную роль в регуляции основных органических процес­сов. Возникновение эмоции есть результат одновременного возбуждения через таламус симпатической нервной системы и коры головного мозга.

Высказанные Кенноном положения развил П. Бард. Он показал, что в действительности как телесные изменения, так и эмоциональные пережива­ния возникают почти в одно и то же время. Собственно с эмоциями из всех структур головного мозга более всего связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы. В экспериментах на животных уда­лось доказать, что посредством электрического воздействия на эти структуры можно в определенной степени управлять эмоциональными состояниями, такими, например, как страх и гнев. В результате концепция Кеннона стала называться теорией Кеннона—Барда.

Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным событиям. Предметом любви — ненависти становится все, что познается человеком как причина удовольствия — неудовольствия.

В. К. Вилюнас



Глава пятая

5.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ

эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования - student2.ru

Эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования 157

КОММЕНТАРИИ

Интеллектуальныечувства — чувства, связанные с познавательной деятель­ностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а так­же творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

Нравственныечувства — чувства, в которых отражается отношение чело­века к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями.

Эстетическиечувства — это чувства, возникающие у человека в связи судовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного и низ­менного и т. д.

Стеническиечувства — это чувства, активизирующие деятельность чело­века.

Астеническиечувства — это чувства, вызывающие пассивность.

И стенические и астенические чувства одинаково значимы. Их правиль­ная оценка зависит от определенного рода обстоятельств.

Настроения— это слабо выраженные эмоциональные переживания, от­личающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.

Аффекты— это переживания большой силы, с коротким периодом проте­кания. Они характеризуются значительными изменениями в сознании, нару­шениями волевого контроля.

Страсти— сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели.

Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувющие паруса ко­рабля; они его иногда топят, но без них он не может плавать.

Вольтер



Глава пятая

5.4. ОСОБЕННОСТИ НАСТРОЕНИИ И АФФЕКТОВ

эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования - student2.ru

Эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования ісо

КОММЕНТАРИИ

Настроенияимеют следующие отличительные характеристики.

1. Слабая интенсивность. Если человек испытывает настроение удоволь­ствия, то оно никогда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления; если это грустное настроение, то оно выражено неярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.

2. Значительная длительность. Само название указывает на то, что настрое­ния медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода.

3. Неясность, безотчетность. Испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо сознает причины, его вызвавшие. Когда же человеку разъясняют причину его настроения, оно нередко быстро проходит.

4. Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпе­чаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент.

Отличительными особенностями аффектовявляются:

1. Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффек та человек может не замечать окружающих, не отдавать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках. Возбужде­ние охватывает подкорковые центры, которые, будучи освобождены в дан­ный момент от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры, вызывают яркое внешнее проявление переживаемого эмоционального со­стояния.

2. Кратковременное, отличающееся своеобразными особенностями течение эмоционального переживания. Аффект, являясь интенсивным процессом, не может длиться долго и очень быстро себя изживает.

3. Известная безотчетность эмоционального переживания. Она бывает боль­шей или меньшей в зависимости от силы аффекта и выражается в сниже­нии сознательного контроля за своими действиями; в состоянии аффекта человек иногда совершенно не понимает, что он делает, не в состоянии ру­ководить своими поступками, не способен держать себя в руках, он полно­стью захвачен эмоциональным переживанием и в то же время слабо созна­ет его характер и значение.

4. Резко выраженный диффузный характер эмоционального переживания. Сильные аффекты захватывают целиком личность человека и все его жиз­ненно важные проявления. Особенно резкие изменения при аффектах на­блюдаются в деятельности сознания, объем которого сужается и ограни­чивается «ебольшим количеством представлений и восприятий, тесно свя­занных с переживаемой эмоцией. При очень сильных аффектах нередко перестраиваются и резко изменяются привычные установки личности, характер и содержание отражения объективной действительности; многие явления и факты воспринимаются иначе, чем обычно, выступают в новом свете, происходит ломка сложившихся ранее установок личности.



Глава пятая

5.5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛИ

эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования - student2.ru

Эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования

КОММЕНТАРИИ

Воля— это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей.

Воля человека проявляется в действиях (поступках), выполняемых с зара­нее поставленной целью.

Особенностями воли (волевых действий) являются:

1. Сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выполнить, человек дол­жен сознательно поставить перед собой цель и мобилизоваться на ее до­стижение.

2. Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.

3. Связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигает­ся, изменяет формы активности.

Физиологические основы воли.В теменной части коры больших полу­шарий расположена область, управляющая двигательной активностью чело­века. Она связана со всеми участками коры, в том числе с корковыми конца­ми всех анализаторов.

Эта связь обеспечивает то, что возбуждение, возникшее в каком-либо уча­стке коры, имеет возможность достигнуть двигательной области и вызвать в ней аналогичный процесс. Информация из анализатора, пришедшая в дви­гательную область, служит своеобразным пусковым механизмом двигатель­ной реакции. Связь двигательной области коры с другими участками мозга — предпосылка сознательных движений и действий человека.

Воля имеет условно-рефлекторную природу. На основе временной нервной связи складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что, в свою очередь, создает условия целенаправленности поведения. Мозг непрерывно получает сведения о том, как и что выполняется в каждый данный момент. Эти данные немедленно включаются в уже выработанную программу действия. Если действия согласуются с заранее намеченной про­граммой, то никаких изменений в течение действия не вносится. Если же по­ступают сведения, не соответствующие созданной в коре мозга программе, то изменяется либо практическая деятельность, либо предварительная програм­ма. В основе этого процесса лежит деятельность функциональных систем психики и акцептора действия.

Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает созда­ние в коре мозга очага оптимальной возбудимости, который может быть вы­зван не только действующим в данный момент раздражителем, но и образует­ся на основе ранее полученных воздействий. Существующий в коре очагопти-мальной возбудимости требует постоянного повышенного внимания к себе и снабжения энергетическими ресурсами, которыми и управляет человек, до­стигая нужных ему целей.

6-969 '



Глава пятая

5.6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВОЛЕВОГО АКТА

эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования - student2.ru

Эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования 153

КОММЕНТАРИИ

Волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акт,который имеет свои структуру и особенности.

Побуждение к совершению волевого действия.В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека (см. 6.10, 6.11). Они могут быть самыми различными. Но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, при­нуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед со­бой определенные цели.

Представление и осмысление цели действия.В результате возникает борьба мотивов (т. е. процесс определения наиболее значимого стимула воле­вого действия), которая служит показателем способности человека устанав­ливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными моти­вами, и превращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показывает способность человека напрягаться, прилагать усилия, заставляет задумывать­ся об ответственности за последствия, связанные с достижением или недо­стижением поставленной цели, т. е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.

Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели.Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но и сред­ства и способы ее достижения, от правильного использования которых зави­сит достижение конкретного результата.

Намерение осуществить данное действие.В ходе борьбы мотивов, осмыс­ления цели деятельности и выбора способов ее достижения человек принима­ет решение. Сделать это значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на его выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно | характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целена­правленного действия или удержание от него. Первоначально же свои воле­вые усилия человек должен осознать и решиться на них.

Выполнение принятого решения.Человек затем приступает к практиче­скому осуществлению принятого решения. Он строит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предме­те, движении, трудовом или умственном навыке, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует свои дей­ствия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным об­разом цели (или ее части), который был создан заранее.



Глава пятая

5.7. СУЩНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования - student2.ru

Эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования 165

КОММЕНТАРИИ

Психические состояния— это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каж­дый данный момент времени.

Психические состояния многообразны. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апатию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежденность.

Физиологические основы психических состояний.Физиологически психические состояния представляют собой функциональные состояния пси­хики человека, обеспечивающие определенный уровень динамического взаи­модействия его организма с внешней средой в процессе деятельности.

Функциональные состояния обеспечивают:

1) адекватную мобилизацию организма, когда все его системы работают оп­тимально и соответствуют требованиям деятельности;

2) динамическое рассогласование, при котором различные системы организ­ма не полностью или недостаточно качественно поддерживают его дея­тельность.

Во-первых, регуляция функциональных состояний человека осуществля­ется с помощью особой категории нейронов, именуемых модуляторными;они могут быть активирующего и неактивирующего типа.

Нейроны-модуляторы объединяются в ансамбли и сети, сосредоточенные на уровне ретикулярной формации ствола головного мозга и его лимбической системы, образуя активизирующие или затрудняющие деятельность модули­рующие системы,которые регулируют тонус коры и подкорковых структур, оптимизируя тем самым деятельность организма.

Во-вторых, важнейшим регулятором функциональных состояний челове­ка является головной мозг, точнее, передние отделы коры больших полуша­рий — фронтальные зоны. Именно они управляют деятельностью модулиру­ющих нейронов и их систем, стимулируя или снижая активность ретикуляр­ной формации и лимбической системы, а также деятельности организма человека в целом.

Совокупность различных проявлений процесса функционирования пере­численных нервных систем порождает разные психические состояния чело­века в зависимости от того, в какие обстоятельства жизненной и профессио­нальной активности он попадает. Как правило, посредством мотивации и в результате проявления волевых усилий люди стремятся или использовать определенные положительные психические состояния, или преодолевать те, которые сказываются отрицательно на их деятельности.

•)56 Глава пятая

5.8. ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования - student2.ru

Эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования 167

КОММЕНТАРИИ

Психические образования— это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опы­та, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и уме­ний.

Знания — это совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и пред­ставлений о предметах и явлениях объективной действительности.

Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощуще­ний и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к появлению представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняют­ся в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение — организация и регулировка практической деятель­ности.

Начальные умения — это самостоятельное применение приобретенных зна­ний в практической деятельности человека.

Следует различать начальные умения, идущие вслед за знаниями, и уме­ния, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельно­сти, которые следуют за этапом выработки навыков.

Простые навыки — это несложные приемы и действия, совершаемые авто­матически, без достаточного сосредоточения внимания.

В основе любого навыка лежит выработка и упрочение условно-рефлек­торных связей. Формирование нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий приводит к точной локализации процесса возбуждения в определенных нервных структурах. Дифференцировочное тор­можение до предела концентрирует процесс возбуждения. Образуются систе­мы условно-рефлекторных связей со сложившимися переходами от одной си­стемы к другой, что сокращает время реакции.

Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. Во-первых, в результате выработки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Во-вторых, исчезают лишние дви­жения, напряжение при движении приходит в соответствие с задачей дея­тельности.

Сложные навыки — это усвоенные автоматизированные двигательные, сен­сорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.

Превращение действия в сложный навык дает возможность человеку вы­свободить сознание для решения более важных задач деятельности.

Сложные умения — это достигнутая в процессе обучения возможность че­ловека творчески применять знания и навыки и достигать желаемого резуль­тата в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности.



Глава пятая

5.9. СУЩНОСТЬ НАВЫКА

эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования - student2.ru

Эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования 169

КОММЕНТАРИИ

В процессе закрепления знаний и обучения (упражнений) профессиональной деятельности формируются навыки и умения.

Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физи­ческие и умственные усилия в труде, учении, вносят в деятельность каждого человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.

Навык— это организованно функционирующая слитная цепь закреплен­ных в повторении операций.

На схеме навык представлен в виде двух взаимосвязанных компонентов.

Компонент 1 — собственно обученность человека как чистая составляю­щая навыка, обычно включающая систему реакций, координации движений, их согласования в процессе деятельности.

Компонент 2 — это выработанная в процессе упражнений способность человека адаптироваться к конкретным условиям деятельности и реализовы-вать полученные знания.

В формировании навыка выделяют три основных этапа:

Ф аналитический, представляющий собой вычленение и овладение отдель­ными элементами действия;

^ синтетический, представляющий собой объединение изученных элементов в целостное действие;

^ автоматизацию, представляющую собой упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятия напряжения.

Навыки образуются в результате упражнений, т. е. целенаправленных и систематических повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы.

Успешность овладения навыком зависит не только от количества повто­рений, но и от других причин объективного и субъективного характера.

Результаты упражнений могут быть выражены графически. Количествен­ные показатели совершенствования навыка могут быть получены различным путем: измерением количества работы, выполненной в единицу времени, за­траченного на каждое упражнение.

Навык может быть сформирован разными путями:

^> через простой показ;

<§• через объяснение;

^ через сочетание показа и объяснения.

Во всех случаях необходимо осознать и четко представлять схему действий и место в нем каждой операции.

К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыков, относит­ся число упражнений, их темп и распределение по времени. Важное значение в сознательном овладении навыками и умениями имеет знание результатов.



Глава пятая

5.10. ВИДЫ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования - student2.ru

Эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования 171

КОММЕНТАРИИ

Двигательныенавыки и умения включают разнообразные движения, слож­ные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности, например спортивная, целиком пост­роенные на основе двигательных навыков и умений.

Познавательныенавыки и умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают фор­мирование знаний.

Теоретическиенавыки и умения связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, стро­ить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой си­стемы в другую. Такие навыки и умения более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.

У каждой проблемы есть решение — простое и удобное. И для ее решения нужны знания и навыки.

Г. Менкен

Практическиенавыки и умения формируются в ходе практической дея­тельности человека, когда он встречается не с теорией, а с реальной жизнью. Они позволяют адаптироваться к этой жизни.

Большое значение в формировании всех типов навыков и умений имеют упражнения.Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершен­ствование умений, деятельности в целом.

Упражнения необходимы как на этапе выработки навыков и умений, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений навыки и умения обычно нивелируются, теряют свои качества.

С навыками и умениями нельзя путать привычки.От первых они отлича­ются тем, что представляют собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение определенного продукта и достаточно гибки (в струк­туре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не име­ет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения.

В отличие от простых навыков привычки могут в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умений они отличаются тем, что не все­гда являются разумными и полезными. Привычки представляют собой наи­менее гибкие составляющие психологических явлений и процессов.

Все не так плохо, как кажется. Все гораздо хуже.

Б. Пресс



Глава пятая

5.11.ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования - student2.ru

Эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования і 73

КОММЕНТАРИИ

Поскольку навыков очень много, они обычно взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы. Характер их взаимодействия может быть различ­ным: от согласования до противодействия, от полного слияния до взаимно отрицательного тормозного влияния — интерференции. Согласование навыков происходит, когда:

1. Система действий, входящих в один навык, соответствует системе дей­ствий, входящих в другой навык.

2. Реализация одного навыка создает благоприятные условия для реализации второго (один из навыков служит средством лучшего усвоения другого).

3. Окончание действия одного навыка является фактическим началом дру­гого, и наоборот.

Интерференцией навыков называется отрицательное влияние уже выра­ботанного навыка на вновь образуемый. Интерференция возникает в тех слу­чаях, когда:

1. Новый навык включает в себя движения, противоположные по своей струк­туре усвоенным ранее и ставшим привычными.

2. Закрепившийся навык содержит ошибочные приемы, затрудняющие усво­ение правильной техники упражнения.

3. Начало и окончание последовательно выполняемых навыков не состыку­ются друг с другом.

При полной автоматизации навыков явление интерференции сводится к минимуму или вовсе исчезает.

Переносомнавыков называется положительное влияние уже приобретен­ных навыков на усвоение новых. Сущность переноса состоит в том, что выра­ботанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка. Необходи­мым условием переноса навыков является наличие сходной структуры дей­ствий, приемов и способов их выполнения или умений как в усвоенной, так и во вновь усваиваемой деятельности.

Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в про­тивном случае возникает деавтоматизация.

Деавтоматизациянаступает:

1. В результате длительного перерыва в выполнении того или другого дей­ствия или упражнения; при этом чем менее прочно был усвоен навык, тем быстрее он деавтоматизируется.

2. При наличии сильного утомления, перетренировки; в этих случаях насту­пает большее или меньшее общее нарушение уже установившихся времен­ных связей в коре головного мозга, в том числе и в двигательных центрах.



Глава пятая

3. При нарочитой направленности внимания па выполнение действий, став­ших прочными навыками; такая направленность внимания приводит к временному нарушению и ослаблению выработанного автоматизма: дви­жения начинают выполняться медленнее и с ошибками.

При деавтоматизации действия становятся более медленными и менее точными, координированность их расстраивается, они начинают выполнять­ся неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания, усиления сознательного контроля над движениями.

Умения в отличие от навыков образуются в результате координации на­выков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под контролем сознания. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия, т. е. получение в оконча­тельном итоге необходимого результата.

Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить эффективность каждого действия, его достаточную гибкость. Это означает практическое исключение низкого качества работы, изменчивость и возмож­ность приспособления системы навыков к изменяющимся время от времени условиям деятельности с сохранением позитивных результатов работы. На­пример, умение делать что-либо собственными руками означает, что облада­ющий таким умением человек всегда будет работать хорошо и способен сохра­нить высокое качество труда в любых условиях.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллекту­альную деятельность и обязательно включают процессы мышления. Созна­тельный интеллектуальный контроль — это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происхо­дит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных реше­ний. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуще­ствляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т. е. на уровне коры головного мозга.

Наши рекомендации