Гуманистическая психология
В 1960-х гг. в. сформировалось новое течение психологической мысли, ориентированное на описание психологически здоровых, зрелых, творчески активных представителей человечества, которых отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру. Основные принципы этого направления, получившего название «гуманистической» психологии, заключались в:
I) убежденности в целостном характере природы человека (в этом они противостояли стремлению представить человека как результирующую разнонаправленных сил, свойственному и бихевиоризму, и психоанализу);
2) подчеркивании роли сознательного опыта (в этом заключался пункт основной полемики с господствовавшими в то время направлениями) и
3) априорном признании свободы воли, спонтанности, ответственности (принцип активности и самодетерминации) и творческой силы человека. Гуманистические психологи отрицали наличие изначального конфликта человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют полноту человеческой жизни. Ярчайшим выразителем идей гуманистической психологии стал А. Маслоу (1908-1970). Маслоу сконцентрировал свое внимание на описании и изучении людей, достигших, по его мнению, наивысших достижений, адекватных природе человека. Этих людей он назвал «самоактуализирующимися личностями». Самоактуализация — это «полное использование и раскрытие талантов и способностей человека». Маслоу предположил, что в каждом человеке заложена потребность в самоактулизации, которая, как правило, начинает функционировать тогда, когда удовлетворены все потребности более низкого порядка (см. раздел 4.3). При самоактуализации личность испытывает особый класс эмоциональных состояний — высшие переживания (peak-experience), за которыми стоит реализация бытийных ценностей (красота, истина, справедливость, добро и т.д.).
Другим признанным представителем гуманистической психологии был К. Роджерс (1902—1987) — автор концепции «психотерапии, центрированной на клиенте». Роджерс также разделял позицию Маслоу о присущей каждому потребности в самоактуализации, считая, что основной причиной неврозов является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть. Суть метода Роджерса направлена на то, чтобы, во-первых, сформировать у человека новый, более адекватный образ самого себя и, во-вторых, сделать более реальным, соответствующим возможностям человека представление о его идеале. Роджерс предлагал наполнить понятие «психического здоровья» позитивным содержанием. Другими словами, психическое здоровье — это не отсутствие болезни, а позитивный способ жизни, который характеризуется открытостью новому опыту, стремлением к полноте жизни, доверием к своим чувствам и высокой творческой активностью.
Несколько иначе выступает сущность личности в концепции В. Франкла (1905—1997), назвавшего свой подход логотерапией (от греч. logos — смысл). Франкл считает основной движущей силой личности не потребность раскрыть себя (самоактуализироваться), а потребность выйти за пределы своей ограниченности, «самотранс-цендироватъся» (от лат. transcendens — выходящий за пределы). Это стремление человека может быть названо волей к смыслу. Франкл уделяет особое внимание ситуации смыслоутраты («экзистенциального вакуума») и поиску смысла в безнадежных ситуациях (сам во время Второй мировой войны был узником Освенцима). Франкл приходит к выводу о том, что «страдание имеет смысл, если оно изменяет к лучшему тебя самого».
Заслуга гуманистической психологии заключается в том, что она поставила на первый план изучение важнейших проблем личностного бытия и развития, задала психологической науке новые достойные образы как самого человека, так и сущности человеческой жизни. Гуманистически ориентированная психотерапия дерзнула взяться за такие проблемы в жизни реального человека и обратилась к таким аспектам его переживаний, которые не поднимались традиционным психоанализом или бихевиоральной терапией.