Профессиональная деформация юриста и пути ее предупреждения
Термин «деформация» используется для обозначения различных изменений и явлений внешнего мира, а также изменений личности, происходящих под влиянием профессии. Деятельность следователя (работника дознания) не является в этом отношении исключением. Профессия юриста способствует развитию как положительных качеств (высокие нравственные начала, выдержка, спокойствие, дисциплинированность, умение найти подход к людям и установить с ними контакт, широкий кругозор и т.д.), так и отрицательных (равнодушие к людям, их судьбам, переживаниям, интересам, излишняя подозрительность, грубость, карьеризм и др.).
К появлению профессиональной деформации предрасполагает целый ряд факторов юридической деятельности: наличие властных полномочий и элементов принуждения; детальная правовая регламентация; постоянное общение с обвиняемыми (подозреваемыми), недобросовестными потерпевшими и свидетелями (лицами, дающими заведомо ложные показания или отказывающимися от дачи показаний); дефицит времени и перегрузки; неумение планировать свою работу; ложная корпоративность, приводящая к защите «чести мундира» в ущерб общественным интересам; карьеризм; частое возникновение остроконфликтных ситуаций; противодействие заинтересованных лиц; снижение самоконтроля, отсутствие самокритичности, беспринципность; чрезмерная убежденность в своей непогрешимости. Все перечисленное наносит невосполнимый ущерб правосудию, приводит к утрате воспитательного воздействия, подрывает авторитет работников правоохранительных органов.
Один из наиболее опасных видов профессиональной деформации - чрезмерная подозрительность. Юрист (следователь, дознаватель и др.) утрачивает веру в людей, готов подозревать всех и каждого, усматривая в любом упущении злой умысел, во всяком заподозренном - преступника. Излишняя подозрительность и предвзятость приводит к разного рода служебным недочетам, например, к одностороннему ведению расследования, когда следователь собирает только факты, показывающие негативные стороны личности, или вынесению судьей необоснованно сурового приговора, не соответствующего содеянному. «Обвинительный уклон» становится причиной того, что юрист (следователь, судья и др.) игнорирует требование закона о собирании доказательств как уличающих, так и оправдывающих, как отягчающих, так и смягчающих вину. Неумение планировать свое время приводит к торопливости либо, наоборот, к волоките. Результатом профессиональной деформации могут быть изменения психофизиологических и характерологических качеств личности. Человек становится вспыльчивым, раздражительным, несдержанным и т.д.
Профессиональная деформация не обязательный признак правовой деятельности, ее проявление можно предупредить или своевременно ликвидировать. В профилактических целях здесь большую роль играет система профессионально-психологической подготовки, процессуально регламентированного контроля, правильная организация труда, умелое чередование труда и отдыха, общение с людьми неюридических профессий и т.д.
Особого внимания заслуживает профессионально-психологическая подготовка работников правосудия к действиям в сложных условиях. Существуют, например, общественные модели милицейской деятельности и т.д.[181]
Милиция - наиболее типичный и представительный отряд сотрудников органов и учреждений МВД. Именно им чаще других приходится непосредственно сталкиваться со сложными и особо сложными ситуациями. На службу в милицию ежегодно приходит много молодежи: выпускников юридических вузов, иных учебных заведений, а также демибилизованных военнослужащих. Всем им, разумеется, не хватает личного опыта милицейской работы, тем более в сложных условиях.
Профессиональная адаптация к условиям правоохранительной деятельности, чаще всего осуществляется путем проб и ошибок, что однако, не может способствовать эффективной подготовке юриста (следователя, прокурора, судьи, адвоката и др.). Поэтому очевидна необходимость активного внедрения методов и приемов профессионально-психологической подготовки. Данные опросов практических работников и собственные наблюдения автора свидетельствуют о наличии определенных факторов, сдерживающих использование этих методов. Например, сотрудники, ответственные за профессиональную подготовку работников, считают, что «по-старинке» проще и спокойнее учить и проверять готовность. У практиков имеются обоснованные претензии к качеству разработки нормативной базы спецподготовки. Кроме того, совершенно отсутствует обучение методике проведения учебных занятий в системе служебной подготовки в правоохранительных органах.
Но аналогичные затруднения были известны и успешно преодолены в других сферах практической деятельности. К примеру, накоплен значительный опыт практического применения активных методов и приемов профессионально-психологической подготовки спортсменов, летчиков, космонавтов, таможенников, пограничников, десантников и т.д.
Несомненно, что и обучение юристов не должно составлять исключения. Однако при подготовке юристов упор делается только на знания и «некоторые» навыки. На практике же от них сразу требуется умение применять свои знания и навыки, владеть собой и т.д., что не менее важно, нежели сугубо теоретические сведения.
Активные методы и приемы профессионально-психологической подготовки работников правосудия устанавливают рабочие взаимосвязи изучаемых предметов (уголовного права, процесса и криминалистики, правовой психологии, судебной психиатрии и др.), взаимозависимость обучения, тренировок, закалки и воспитания.
Практика значительно опережает теоретическую, методическую и нормативную оснащенность профессионально-психологической подготовки юристов. В условиях крупных городов с успехом проводились, например, эксперименты, при которых воссоздавались вполне реальные ситуации, показывающие опасность лихачества (водителей, пешеходов). Оборудованы автодромы и «огневые комплексы» для проведения практических занятий по психологической и иной спецподготовки. Постоянно совершенствуются нормативы и правила для занятий физической, тактической и другой подготовкой.
Деятельность юриста носит в основном интеллектуальный характер, однако служба в правоохранительных органах, особенно в милиции, предъявляет определенные требования и к физическому состоянию, психическому здоровью сотрудников. Причем это относится не только к деятельности работников оперативно-розыскных аппаратов и административной службы, но также следствия, экспертизы и пр.
Профессионально-психологическая и физическая подготовка позволяет юристу выдержать различные воздействия неблагоприятной обстановки.
Конечно, просчитать все возможные ситуации нельзя, но есть определенные виды правоохранительной деятельности, которые вполне поддаются прогнозированию. В целом задача и схема профессионально-психологической подготовки сводится к тому, чтобы в каждом правоохранительном органе (особенно в милиции, ИУ, прокуратуре) была обеспечена необходимая надежность деятельности определенных работников (субъектов), к примеру дежурного состава, а также объектов - связи, транспорта, освещения, криминалистической техники и пр.
В настоящее время психологическая практика и теория признают метод ситуационных упражнений (тренировок) наиболее эффективным для профессионально-психологической подготовки, а наблюдение за действиями лиц в реальных и приближенных к реальным условиям - наиболее эффективным способом контроля (что не исключает, а напротив, предполагает и самоконтроль).
В зависимости от источника возникновения напряженности и возможных затрат психических и физических сил сложные и особо сложные ситуации можно изложить в примерном перечне.
1. Противоправное использование источника повышенной опасности или неосторожное обращение с ним.
Здесь имеются в виду оружие, взрывчатые, ядовитые и другие сильнодействующие вещества, транспортные и иные механизмы, некоторые животные и даже микроорганизмы. Такого рода ситуации могут возникнуть на производстве, в быту, спорте и т.д.