Практическое занятие 7. Проблемы педагогической деятельности в контексте развития образовательной среды
Обсуждение вопросов:
1. Понятие «образовательная среда», типология и структура образовательной среды.
2. Понятие психологической безопасности. Типичные ситуации нарушения безопасности образовательной среды.
3. Психологическое насилие во взаимодействии учащихся, педагогов, родителей и школьной администрации. Защищенность от психологического насилия.
4. Психология педагогического воздействия. Психологическое воздействие как функция психологического пространства и психологического времени. Стратегии воздействия: императивная, манипулятивная, развивающая.
5. Манипулирование в школе. Признаки манипуляции. Восемь основных манипулятивных типов (Э. Шострем). Причины манипуляции. Типы манипулятивных систем. Проблема преобразования манипулятивных граней личности учителя в позитивные – самоактуализирующие, способствующие личностному росту и развитию. Приемы противостояния манипулированию.
6. Основные группы конфликтов, возникающие в педагогическом процесс (по В.И.Журавлёву).
7. Основные стратегии поведения в конфликте:
8. Приёмы воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации
9. Методы разрешения конфликтов
Выполнение практических заданий:
1. Разрешение конфликтных ситуаций в системе "учитель - ученик" с обсуждением личных вариантов решений и вариантов решений этих ситуаций мастерами педагогического труда.
Ситуация 1
Заболела учительница русского языка и литературы. Предмет в 10-м классе вести некому. Класс сильный, хорошо подготовлен, учительница работала с ним с 4-го класса.
Как обычно, ученики "прощупывают" нового учителя и готовят ему "сюрприз".
Когда новая учительница (стаж работы - 8 лет) вошла в класс, она поняла, что "сюрприз" готов. Это можно было прочитать по глазам учеников.
Учительница подошла к столу и не успела положить книги и журнал, как с последней парты вскочил маленький, бойкий подросток и отрапортовал: " Давайте познакомимся. Я-Шаповалов".
Учительница была психологически готова к "сюрпризу", но не к такому, разумеется.
Вариант выхода из ситуации 1.
...Она вышла на середину класса, посмотрела на всех и улыбнулась. Класс замер в ожидании. "Ну что ж, молодой человек, давайте познакомимся. Вы уж простите, но я не могу сказать, что я - Багратион". В классе несколько минут была тишина. Затем кто-то прошептал: "Ну что? Получил? Видишь, стреляная". И тут же последовала реплика ученика: "Давайте продолжать урок". "Хорошо, давайте продолжать урок", - сказала учительница.
Ситуация 2
Урок литературы в 9-м классе. Молодая учительница даёт свой первый урок. Короткое знакомство с классом. Внимание привлёк ученик Ш., симпатичный паренёк со смеющимися глазами.
Класс с интересом присматривается к учительнице. Слушают внимательно. И только Ш. усиленно развлекает соседа по парте и смеётся.
Учительница довела рассказ до конца. Ш. не получил ни одного замечания. И вот классу задан вопрос. К доске вызван ученик Ш. Он, несколько смутившись, но приняв независимый вид, выходит к доске и прыскает от смеха. Руки у него в карманах.
"Ш., вам понятен вопрос?" - спросила учительница доброжелательно. "Понятен", - буркнул Ш., а сам продолжает смеяться глазами, а потом опять прыскает от смеха. Класс ждёт, чем всё это закончится....
Вариант выхода из ситуации 2.
..."Ну что же вы молчите, Ш.? Ведь вы не из тех, кто за словом в карман лезет", - с лёгкой иронией сказала учительница. Но этого было достаточно для Ш. Руки ученика птицами выпорхнули из карманов. Он смутился по-настоящему, покраснел. Класс на это ответил дружным смехом.
Ситуация 3
Ученик 10-го класса на перемене слил спирт из спиртовки и выпил его. Учительница химии, придя на урок, увидела пустую спиртовку...
Вариант выхода из ситуации 3.
Учительница не стала кричать и ругаться, а просто сказала, что в спирт она добавила вещество, от которого человек через несколько минут может скончаться, если не выпить во время другое вещество. Ученик, выпивший спирт, сознался. Учительница дала ему выпить воды, сказав, что это как бы противоядие.
Ситуация 4
Учащиеся 7-го класса убирают пришкольный участок. Во время перерыва ученик этого класса Федя Ш. заявил: "Лучше посижу. "Вкалывать мне надоело. Я человек тонкой натуры, и к работе моя душа не лежит".
Вариант выхода из ситуации 4.
Учительница не возмутилась, а спокойно сказала: "Сиди себе сколько угодно, твою работу выполнят другие, запрещаю тебе сегодня с нами работать".
Федя вначале был доволен таким наказанием, но счастье длилось минут 15. Он устал отдыхать в одиночестве, с завистью смотрел на работающих одноклассников. Попросил о прощении учительницу, а также, чтобы ему дали норму в два раза больше. Учительница была непреклонна. За Федю стал просить класс. Учительница разрешила работать Феде. Счастье сияло на лице ученика. Работал отлично.
Ситуация 5
Урок литературы. Учащиеся работают с текстом произведения Д.Фурманова "Чапаев": находят и читают вслух те части, которые рассказывают о действиях командира. В тетрадь выписываются глаголы, характеризующие стремительность действий Чапаева, делаются выводы.
Через некоторое время учитель замечает, что ученик Женя сидит, не включился в работу. На вопрос: "Ты уже справился?" - отвечает:"И не думал!"...
Вариант выхода из ситуации 5.
..."Хорошо, Женя, ты, наверное, хотел бы изобразить Чапаева на рисунке?" (Женя хорошо рисует и любит рисовать). Женя улыбается. Учительница продолжает: "Но, чтобы рисунок отвечал тексту, надо сначала прочесть текст!". Женя охотно включился в работу. При подведении итогов на уроке Жене была предоставлена возможность описать то, что он изобразил на рисунке.
Рассказ и рисунок получили хорошую оценку у учащихся класса. Довольный, Женя предложил сам: "Можно мне и к другой главе сделать рисунок?".
Ситуация 6
Ученик 7-го класса выбегает из классной комнаты и сильно толкает учительницу, входящую в класс. Учащиеся замерли. Мальчик извинился. Что должна сделать учительница в такой ситуации?
Вариант выхода из ситуации 6.
...Учительница поднимает глаза и смотрит на ученика, покачивает головой из стороны в сторону, говорит: "Моё почтение", и уходит.
Ситуация 7
Учительница математики (педагогический стаж - 7 лет), придя на урок в шестой класс, увидела, что один ученик сидит под партой...
Вариант выхода из ситуации 7.
Она "не заметила" этого и стала спокойно вести урок. Когда ученику надоело там сидеть и он вылез, она "удивилась", почему это он там оказался, и сказала, что, если ему там нравится, пусть сидит под партой до конца урока. Так и пришлось незадачливому выдумщику просидеть в неудобном положении под партой целых 45 минут.
Ситуация 8
В начале учебного года с двери 10-б класса несколько раз была сорвана табличка с названием класса. Выяснение в классе недало результатов. Подозрение падало на одного "трудного" ученика Т., но прямых улик не было, а Т. отмалчивался. Классный руководитель предложил сделать следующее...
Вариант выхода из ситуации 8.
Директор поручил Т. изготовить табличку (не в смысле наказания, а как ответственное поручение), укрепить её и проследить за её сохранностью. Указанный факт больше не повторился.
Ситуация 9
Урок биологии в 9-ом классе. Через 5 минут после начала урока с шумом раскрывается дверь и, нагловато спросив разрешение войти в класс, на пороге останавливаются трое "трудных" учащихся. Учитель требует, чтобы они вошли в класс, как подобает учащимся. Они выходят в коридор. Через минуту открывается дверь снова, и они вползают в класс на четвереньках. Реакция учителя.....
Вариант выхода из ситуации 9.
Учительница обращается к классу: "Ребята, у нас есть возможность пронаблюдать, как передвигались далекие предки первобытных людей." И обращается к ученикам, стоящим на четвереньках: "Пожалуйста, проползите на свои места". В классе взрыв смеха. Смущённые шутники не выдерживают, встают на ноги и торопятся занять свои места. Учительница благодарит их и продолжает урок.
Ситуация 10
Класс писал контрольную работу по математике. Получив тетрадь и увидев, что учитель поставил двойку, ученик демонстративно при всех и в присутствии учителя разорвал тетрадь.
Учитель спокойно некоторое время продолжает урок, не обращая внимания на случившееся. Затем...
Вариант выхода из ситуации 10.
...Как бы вспомнив случай из своей жизни, рассказал, как он, будучи учеником, однажды получил "два", как ему стало обидно, было желание разрвать тетрадь, но он взял себя в руки, не сделал этого. А затем хорошо подготовился и следующую контрольную работу написал на "четыре". Учитель подчеркнул, как важно в жизни сдерживать свой гнев, к чему приводит несдержанность.
Ситуация 11
Одна из учителей русского язык в присутствии класса оскорбила ученика за разговоры на уроке, реплики с места. Мальчик был легко возбудим, груб, невоспитан, не умел себя сдерживать: он произнёс вслух грубое слово в адрес учителя. Естественно, учительница убежала с урока и обратилась к директору за помощью.
Пришёл директор, вернее директрисса. Когда она увидела лицо этого восьмиклассника, то сразу поняла, что подросток настолько возбуждён, что у него не хватит сил сдерживаться от последующих агрессивных действий, что он может даже ударить в эту минуту того, кто продолжит его "оскорблять". Как снять конфликт?
Вариант выхода из ситуации 11.
Директрисса бросилась успокаивать подростка, уговорила его извиниться перед учителем. Благодаря усилиям директора, ученик набрался мужества и громко извинился, а у учителя хватило сил взять себя в руки и продолжить урок. Никто, кроме присутствовавших, об этом конфликте больше не узнал. Директор не позволил афишировать эту ситуацию по всей школе.
Ситуация 12
На большой перемене прохожу по коридору. Навстречу мне идёт учитель немецкого языка и ведёт за шиворот ученика 9-го класса Андрея. Он в школе всего 2-й месяц. Учитель подводит его ко мне и говорит: "Вот, Вера Кузьминична, пришёл в школу без учебников. Я его обругал при всех, просил объяснить, а он молчит". У мальчика на глазах слёзы. Я поняла, что тут что-то не так, ему неудобно говорить перед всеми. Я...
Вариант выхода из ситуации 12.
...Я завела его в пустой класс. Андрей расплакался и рассказал мне, что накануне он на велосипеде возвращался домой по мосту, после дождя было скользко. Навстречу ехала грузовая машина. Она так близко проехала, что я упал с велосипеда, а сумка с учебниками упала в речку. За ночь книги не высохли, поэтому пришёл в школу без них. А признаться перед ребятами он не смог, так как его и так обзывают "козлом отпущения".