Индивидуальный образовательный маршрут учащихся диагностического класса
Специальная школа для слабослышащих | Общеобразовательная школа | |||
№ | Варианты образовательной программы | |||
I вариант | II вариант | III вариант | ||
1А | ∆∆∆∆∆ | ∆ ∆ ∆ ∆ | ||
1Б | ∆ | ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ | ∆ | |
1В | ∆∆ | ∆∆ | ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ |
∆ - учащиеся класса
- направление дальнейшего обучения.
Варианты образовательных программ в пределах одной школы позволяют уточнить образовательный маршрут не только в диагностическом классе, но и в последующие годы обучения. В таблице можно наглядно видеть, как может меняться образовательный маршрут учащихся. Однако рекомендации школ не всегда являются определяющими. Так, дети, обучающиеся, по 1 варианту распределились по желанию родителей следующим образом: 2 ученицы - в гимназию, 2 ученицы - в общеобразовательную школу по месту жительства, один ученик остался в специальной школе для слабослышащих.
Учащимся, обучающимся в гимназии, была организована помощь учителей по коррекционному обучению, сурдопедагога и психолога, т.е. психолого-педагогическое сопровождение. Гимназия расположена недалеко от школы слабослышащих, поэтому родители после учебного дня в гимназии приводят детей в специальную школу или учителя школы сами ходят в гимназию. На основании обследования психолога и сурдопедагога и контроля знаний по результатам обучения в диагностическом классе были составлены рекомендации для обучения в дальнейшем каждому учащемуся диагностических классов.
Приведем пример двух учащихся по разному (на «4-5»; на «4-3») овладевших программой диагностического класса.
Нелли М. имеет высокие интеллектуальные показатели выше средних по классу: показатели наглядно-образной и зрительно-моторной памяти в норме, обучаемость хорошая. По состоянию слуха относится ко II степени тугоухости: высокий уровень развития речи. Чтение внятное, слитное, выразительное. Понимание прочитанного материала полное. Звуко-буквенный анализ не вызывает затруднений. По грамматике правильно выполнила все задания, за исключением вопроса «где?», когда потребовалось помощь учителя. По развитию речи отвечала на все задания правильно, однако, простыми предложениями. При составлении рассказа иногда требовалась помощь учителя для того, чтобы серия картинок не превратилась в составление только одного предложения по каждой картинке. Составление предложения с заданным словом не вызвало затруднений. По математике материал усвоен добротно, на отлично.
Другая девочка Лиза А. плохо усвоила программу обучения. Данные психологического обследования свидетельствуют, что девочка имеет средние интеллектуальные показатели, однако, уровень развития наглядно-образной памяти высокий. Обучаемость немного ниже среднегруппового значения. По состоянию слуха относится к III степени тугоухости, уровень развития речи ограниченный. Чтение внятное, но скандированное, понимание прочитанного затруднено, при звуко-буквенном анализе отмечались ошибки. По грамматике встретились затруднения при определении слов, отвечающих на вопросы: «Где?», «Что делает?». По развитию речи затруднялась составлять предложения со словом «молоко», на вопросы по теме «Времена года» отвечала с ошибками, рассказ по серии картинок составляла с помощью учителя по вопросам. По математике примеры решила правильно, задачу - только с помощью учителя, задание по геометрическому материалу выполнила безошибочно.
Таким образом, обучение в диагностическом классе показало в динамике обучаемость детей и их компенсаторные возможности, что позволило разработать для каждого ребенка образовательный маршрут для дальнейшего обучения.