Тема 6. ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ(ЗПР)
Дневное отделение - 4 (6) ч.; очно-заочное отделение -2ч.
Занятие 1-е. Учебные вопросы.
1. Программа психолого-педагогического обследования детей с задержкой психического развития.
2. Содержание психолого-педагогической характеристики ребенка с задержкой психического развития.
3. Основные организационные мероприятия, проводимые с детьми с ЗПР, поступающими в ДОУ и школу общего вида.
Методические рекомендации к проведению занятия
На первом занятии рассматривается вопрос о содержании психолого-педагогического обследования детей с ЗПР (с использованием схемы, приведенной в Практической части пособия, с. 10]). Особое внимание обращается на специфику организации и приемов обследования данной категории детей (особенности подготовительного этапа обследования, содержание предварительного изучения ребенка до проведения тестового обследования, комплексный, «уровневый» подход к организации и анализу данных исследования с использованием вариативных по степени сложности заданий и др.). [См. Методическая часть, с. 66-75 и др.]
Затем преподаватель обсуждает со студентами содержание основных разделов педагогической (психолого-педагогической) характеристики ребенка с ЗПР, составляемой по данным педагогического изучения (Методическая часть, с. 156). Студенты знакомятся с педагогическими характеристиками детей, составленными педагогами и психологами коррекционных классов (групп) для детей с ЗПР. Эти материалы используются при выполнении студентами самостоятельных практических заданий по обследо ванию детей.
После этого студенты получают индивидуальные практические задания по обследованию детей с ЗПР и составлению психо лого-педагогических характеристик.
На первом занятии предметом обсуждения является таюю вопрос об основных мероприятиях, осуществляемых в отноше нии детей с ЗПР легкой степени, поступающих в ДОУ или школ) общего типа (Методическая часть, с. 172).
Для углубленной самостоятельной работы по теме студентам дневного отделения предлагается на основе изучения литератур
ных источников (с.33-34, №№ 2,3,7,10 и др.) подобрать методический материал и подготовить сообщения по вопросам: «Психо
лого-педагогическая характеристика детей с ЗПР», «Организация содержание коррекционно-педагогической работы с детьми в,
специальных образовательных учреждениях 7-го вида» [Приложение 2, с.с. 282-284] и др.
Занятие 2-е. Учебные вопросы.
'
1. Программа индивидуальной коррекционной работы с ребен ком с ЗПР в образовательном учреждении общего типа.
2. Особенности индивидуального подхода к детям с ЗПР и учебных занятиях и при проведении режимных моментов в ДОУ и школе общего типа.
Методические рекомендации к проведению занятия
В ходе второго занятия студенты под руководством препода вателя обсуждают вопрос о содержании программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком с ЗПР в образовательном учреждении общего типа (Методическая часть, с. 174).
Решается вопрос об организации и содержании педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении (дети
с семенными или стойкими задержками в развитии), организации работы в классах компенсирующего и коррекционно-развиваю-щего обучения (КРО) [См. Приложение 3, с.с. 297-302] . Подробно рассматривается содержание работы педагогов общего профиля, воспитателей, педагога-методиста и психолога по реализации каждого из разделов программы; особое внимание при этом уделяется методам и приемам коррекционно-педагогической работы.
При рассмотрении вопросов индивидуального подхода к детям с ЗПР в условиях общеобразовательной школы или ДОУ преподаватель использует методический материал, данный в Практической части пособия (с. 178), а также соответствующие литературные источники (с.33-34, №№ 2,4,5,9). Следует уделить внимание особенностям и приемам индивидуального подхода к детям в процессе урока (фронтальных занятий в ДОУ общего типа).
Занятие 3-е.
На этом занятии проводится обсуждение теоретически и практически важного вопроса «Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР». Предусматриваются: выступления студентов с докладами и реферативными сообщениями по данному вопросу, устный контрольный опрос по материалам лекционного курса и конспектам литературных источников (с.33-34, №№ 1,3,4,5,10 и др.). Под руководством преподавателя студенты анализируют составленные их сокурсниками педагогические и психолого-педагогические характеристики учащихся с трудностями в обучении, детей с временным отставанием в развитии и детей с ЗПР (4-5 практических работ).
На основе коллективного анализа данных обследования, студентами (под руководством преподавателя) составляются методи-еские рекомендации к проведению индивидуальной коррекцион--воспитательной работы с каждым из обследованных детей.
Занятие 4-е.
На заключительном занятии проводится контрольный опрос по всей теме «Дети с задержкой психического развития». Рекомендуется проведение аудиторной контрольной работы (с выполнением индивидуальных заданий). Примерные вопросы-задания к контрольной работе приведены в Методической части пособия (с.254-255).
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
1. Актуальные вопросы диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С.Лебединской. - М., 1982.
2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Учебно-методическое пособие. - М., 2000.
3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В.И. Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М., 1993.
4. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу "Коррекци-онная педагогика и специальная психология" / Сост.Н.Д.Соколова, Л.В. Калинникова. - М., 2001. Раздел V. Гл.1.
5. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М., 2001.
6. Лусканова Н.Г. Диагностика интеллектуального развития детей 6-8 летнего возраста. Модифицированный вариант методики Векслера // Практикум по патопсихологии. - М., 1987, с. 157-167.
7. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клииико-нейро-психологическая характеристика).-М., 1993.
8. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лубовского и др. - Смоленск, 1994.
9. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. - М., 1999.
10. Ульенкова О.Н. Дети с задержкой психического развития. -Н.Новгород, 1998.