Занятие 5. Тема: Дисфункциональные семьи, социально-психологическая помощь
Время-4 часа.
Цель:разбор проблемных вопросов, контроль знаний
Форма: обсуждение проблемных ситуаций и предлагамых студентами путей их решения
Учебные вопросы к занятию:
1. Анализ типов семей, входящих в "группу риска" по различным психологическим проблемам.
2. Виды и формы работы с семьей (консультирование семьи, просветительская и образовательная, организационная, профилактическая),
Темы докладов:
· Основные виды психологической помощи семье
· «Пятишаговая» модель проведения семейных консультаций и консультативного интервью
· Консультирование проблемам супружеских отношений
· Консультирование проблемам родительско - детских отношений
· Домашнее насилие как социальная и психологическая проблема.
· Психологическая помощь семьям в ситуации домашнего насилия.
· Психологическая помощь семьям в ситуации химической зависимости.
· Психологическая помощь детям различных возрастов в ситуации домашнего насилия.
· Женщины и домашнее насилие: возможности кризисных центров для помощи жертвам насилия.
Литература:
1. Моз Л. Психоистория. Ростов на Дону, 2000.
2. Мэнделл Дж., Дамон Л. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. М., 1998.
3. Романова О.Л. Программа профилактики приобщения к психоактивным веществам у дошкольников // Вопросы наркологии, М., 1993, №3.
4. Руководство по предупреждению насилия над детьми. Под ред. Н.К.Асановой. М., 1997.
5. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми. М., 1993.
6. Спрангер Б.Е. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков // Вопросы наркологии. М., 1993, №3.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Студентам сообщается, что в течение семестра будет проведены занятия по лекционной части и самостоятельному изучению курса; результаты которых будут учтены при итоговой аттестации по дисциплине; студентам, систематически и успешно осваивающим материал в течение семестра, предоставляются льготы при сдаче зачета. Не менее важным элементом самостоятельной работы, является техника конспектирования, включающая сокращение слов, словосочетаний, терминов, использование цвета (рубрикация, работа цветом по важности, концентрация внимания, работа цветом по соответствию), умелое пользование сокращениями.
Студенты обязаны:
· освоить содержание разделов, изучив учебную и дополнительную литературу;
· подготовить реферат по одному из предложенных разделов защитить реферат у преподавателя;
· сдать зачет по данному курсу (выполнить зачетную контрольную работу для студентов заочного отделения).
Студенты имеют право:
Получить консультацию по написанию реферата и подготовке к семинарским занятиям
План подготовки к практическому занятию:
· добавить библиографию по теме
· подобрать и изучить литературу, рекомендованную планом семинара
· сделать записи в тетрадях для практических занятий наиболее важных положений, которые могут быть использованы при ответе на вопросы семинара (цель - сформировать собственное суждение по данной проблеме)
· в зависимости от требований семинара, сложности вопроса результат изучения литературы может быть оформлен в виде плана (структуры) ответа, тезисов ответа (доклада) или реферата.
· подготовить развернутый ответ по следующей схеме: дать определение ассматриваемого явления и т. п., раскрыть его сущность, показав его структуру, вскрыв причинно-следственные связи и взаимовлияние факторов, условий и обстоятельств на рассматриваемое явление (процесс), определить состояние, закономерности и тенденции его изменения в зависимости от различных факторов и условий. В процессе такой работы важно вскрыть положительные стороны и недостатки (узкие места) с тем, чтобы в выводах сформулировать обоснованные научные и др. рекомендации по альтернативным позициям.
Подготовка докладов и сообщений к практическим занятиям:
Сообщения желательны небольшие - 15 - 20 минут. Главное, обращать внимание на то, чтобы слушатели Вас поняли. Ваша задача - проработав порой довольно значительное содержание материала, попытаться выразить его в гораздо меньшем объеме, но понятно, доходчиво, систематизировано, обдумано. Подчас необходимо проработать рекомендуемый для подготовки сообщения материал с учетом содержания освоенного курса для того, чтобы Ваше сообщение отвечало поставленной перед Вами цели. Необходимо быть готовыми к тому, что после Вашего сообщения группа будет иметь возможность задавать Вам вопросы, высказать критические замечания.
По согласованию с преподавателем, читающим данный курс, студент может подготовить сообщение на самостоятельно предложенную им тему. Также несколько студентов по согласованию с преподавателем могут разбивать предлагаемые темы на несколько более детальных, делая рассмотрение предложенных вопросов более подробным.