Формирование личности в деятельности
Личность человека и его общественное сознание формируются
в деятельности.
Возникновение и развитие различных видов деятельности человека — процесс сложный и длительный. У новорожденного деятельность как таковая отсутствует, но уже с первых дней жизни ребенок проявляет психическую активность и импульсивное поведение. По мере созревания мозга, сознания и развития движений формируются предпосылки к возникновению деятельности. Онтогенетически первым видом деятельности является игра. Для ребенка игра — путь к познанию окружающего мира. В игре проявляются и совершенствуются его способности к речевому общению и управлению собственными движениями. По мере формирования личности игровая деятельность дополняется другими видами дея-
тельности — учением и трудом. Триада «игра — учение — труд»' является деятельностной основой формирования личности в процессе ее воспитания и социализации.
Игра.В детском возрасте игровая активность является преобладающей. Игра — это предметная деятельность, моделирующая реальные взаимоотношения индивида с себе подобными и окружающим миром. Психологической особенностью игровой деятельности является замена реальности воображаемой ситуацией. В игре наиболее полно удовлетворяется потребность ребенка в движении, психической активности. Стремление к игре — показатель его здоровья, психического комфорта, активности. Тесная связь игровой деятельности с биоэнергетическим потенциалом организма отчетливо прослеживается в подвижных и спортивных играх. В процессе игры происходит интенсивная тренировка многих психических функций и свойств личности: активизируются мышление, воображение, фантазия, формируются положительные эмоциональные состояния личности, возникают чувства радости и удовольствия, включаются в деятельность процессы подражания, сопереживания, лидерства, формируются умения и навыки. В игре ребенок усваивает нормы и правила человеческого общения и взаимодействия, учится коллективности и сотрудничеству.
Особое значение для эффективного решения задач физического воспитания личности имеют подвижные и спортивные игры. Это особый вид игр «по правилам» с использованием всего многообразия движений. В играх «по правилам» символически задаются ситуации. Символика формирует особую игровую установку, когда человек верит и не верит в серьезность происходящего. Устранение этого противоречия кладет конец игре. Игра заставляет участников состязаться, добиваться выигрыша, порой забывая об усталости, травмах и болевых ощущениях. Такая психо^ логия игры типичная для спорта, и этим он привлекает к себе людей.
Таким образом, основное назначение игры — обучение человек ка пользованию вещами и предметами, формирование у него умений и навыков взаимодействия с другими людьми в групповой и коллективной деятельности, развитие и тренировка психических процессов и функций.
Учение.Поскольку человеческое поведение определяется социальным опытом, существует способ его передачи из поколения в поколение — процесс учения. Учение — это познавательная активность и деятельности личности по овладению опытом и знаниями. Учение является одной из сторон процесса обучения — целенаправленного процесса по овладению знаниями, умениями и навыками под руководством педагога.
Учение — специфическая человеческая деятельность, успешность которой зависит от уровня психической и социальной активности личности. Первое исходное условие для успешной учебной деятельности — высокая познавательная активность личности, создание у ребенка сознательного отношения к учению, формирование мотивов и установки на познание. Готовность к учению
выражается в интересе, который проявляется к деятельности по овладению предлагаемым материалом.
Решающее значение для формирования положительного отношения к учению имеют действия педагогов, воспитателей, взрослых. Их личный пример, педагогическая компетентность — залог успешности обучения.
Цели учения:
1) усвоение информации о свойствах вещей и явлений соци
альной действительности, значимых для успешной организации
и осуществления деятельности. Результат такого усвоения —
знания;
2) сознательное овладение способами использования усвоен
ной информации для правильного выбора и внутреннего контроля
совершаемых действий и поступков. Достижение этой цели фор
мирует умения;
3) освоение и совершенствование способов выполнения дей
ствий в тех или иных жизненных ситуациях, доведение этих дей^-
ствий до высшего уровня профессионального мастерства, т. е.
приобретение навыков.
Практически при формировании навыков процесс учения переходит в процесс тренировки, так как овладение навыком предполагает неоднократное повторение упражнения. Ясно, что процесс учения (обучения) составляет основу учебно-тренировочной деятельности в спорте. Приобщение человека к физической культуре и спорту начинается с обучения его движениям с помощью разнообразных физических упражнений.
Таким образом, целью учения является приобретение знаний,
умений и навыков.
Труд.Трудовая деятельность является основополагающей з становлении личности. Основоположники марксизма неоднократно подчеркивали решающую роль труда в формировании человека, указывали, что только в процессе трудовой деятельности развивается общественное сознание людей, творится их история. «...Образование пяти внешних чувств,— отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс,— это работа всей до сих пор протекшей всемирной
истории»*.
Трудовая деятельность связана с игрой и учением. Игра во многих отношениях моделирует труд, а учение подготавливает человека к полноценному труду. Труд весьма тесно связан и со спортом. Физическое воспитание способствует формированию ценных для трудовой деятельности качеств личности — организованности, социальной активности, дисциплинированности, надежности, решительности и целеустремленности в достижении цели. Спорт дает человеку здоровье и высокую работоспособность. В условиях механизации и автоматизации, когда отсутствие физических нагрузок порождает гиподинамию, физическая культура приобретает особое
значение.
Дальнейшее совершенствование трудовой деятельности, повы-
Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 594.
шение производительности труда во многом зависят от роста массовости занятий физической культурой и спортом всех групп трудящихся.