Перед критикой вспомнить свои собственные ошибки

------------------------------------------------------------------------------------------------J

Для сохранения отношений сторон важно то, как другой воспринимает критику. Если критикуемый позитивно настроен на восприятие критики, то она выполняет конструктивную роль. Для этого необходимо знать следующее:

• Критика в свой адрес — резерв совершенствования.

• Объективная критика — это форма помощи критикуемому в поисках и устранении недостатков в работе.

• Нет критики, из которой нельзя извлечь пользу.

• Всякий зажим критики вреден, так как затрудняет преодо­ление недостатков.

• Не связывать сущность критики с личностью человека, ко­торый ее излагает.

• Не очень важна форма критики, важно ее содержание.

• Критика в мой адрес делает меня сильнее, так как помогает устранить недостатки на моем пути к успеху.

• Все, что я сделал, можно сделать лучше.

• Ценная способность — уметь видеть в критике рациональ­ное зерно, даже если оно с первого взгляда не видно.

• Любая критика требует размышлений: как минимум — о том, чем она вызвана, как максимум — о том, как исправить положение.

• Меня критикуют — значит верят в мои способности испра­вить дело.

420 t-T/- Основы предупреждения конфликтов

• Если критика в мой адрес отсутствует — это показатель без­различия ко мне как к работнику.

• Критика возможных негативных последствий моих решений — предпосылка своевременного предотвращения моих ошибок.

• Умный человек может выявить критическое отношение к сво­им действиям даже тогда, когда прямая критика отсутствует.

4^ 32.4. Методы психокоррекции конфликтного поведения

Люди в конфликтной ситуации обычно ведут себя далеко не оптимально. Практика психокоррекционной и психотера­певтической работы показывает, что возможно изменение по­ведения человека в конфликте.

В психологии проведено много исследований по изучению возможностей индивидуальной и групповой психокоррекции конфликтного поведения. Ряд специалистов (А. Егидес, Р. Макушенко, Р. Нудсон, Д. Прюитт, Эриксон и др.), на ос­нове результатов индивидуальной психокоррекции общения в конфликтных семьях предлагают рекомендации по снижению конфликтности в повседневной жизни.

Среди методов психокоррекции конфликтного поведения вы­деляют следующие: социально-психологический тренинг; индиви­дуально-психологическое консультирование; аутогенную трени­ровку; посредническую деятельность психолога (социального ра­ботника); самоанализ конфликтного поведения.

Социально-психологический тренинг (СПТ).Исследования, проведенные в последнее время отечественными социальными психологами (Е. Барановым, А. Гончаровым, В. Девятко, Ю. Емельяновым, А. Лесовиком, И. Ламановым, Л. Петровской, В. Федотовым), показывают, что СПТ может быть использован для коррекции поведения личности в конфликте. Применение СПТ предполагает учет ряда принципов:

•» «доверительного общения», заключающегося в создании об­становки доверия, чувства общности во время СПТ;

• «здесь и теперь», который состоит в анализе ситуаций обще­ния, возникающих в процессе совместной работы участников;

• «персонификации высказываний», требующего от участни­ков открытого высказывания своего мнения, снятия защит-

И

32. Технология предупреждения конфликтов 421

ных реакций, готовности принять ответственность за свою позицию;

• «активности», реализующегося в вовлеченности всех участ­ников в работу, дискуссию, упражнения, игры и т.д.;

• «акцентирования языка чувств», предлагающего свободное выражение своих чувств, возникающих в общении, и откры­тую передачу их тому, кто эти чувства вызвал;

• «конфиденциальности», который требует сохранения участни­ками в тайне информации, полученной от других участников. Базовые методы СПТ составляют групповая дискуссия и

игровые методы.

Групповая дискуссия как метод СПТ представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью прий­ти к общему мнению по ней. В ходе дискуссии происходит со­поставление мнению по обсуждаемой проблеме. Ее ценность состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мас­терству руководителя дискуссии каждый участник тренинга получает возможность увидеть, сколь велики индивидуальные различия людей в восприятии и объяснении одних и тех же конфликтных ситуаций.

Среди игровых методов СПТ наибольшее распространение получили метод деловой игры и метод ролевой игры. В деловой игре больше внимание уделяется отработке взаимодействия участников игры в ситуациях конфликта. И гораздо меньше внимания — анализу межличностных отношений, причин и мотивов поступков участников конфликтной ситуации. По мнению психологов, основной акцент здесь делается на инст­рументальный аспект обучения (Ю. Емельянов).

В ролевой игре предмет изучения составляют закономерно­сти межличностного общения, понимаемого в единстве трех его сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Ролевая игра — это групповая дискуссия, но «в лицах», где ка­ждому из участвующих предлагается исполнить роль в соответ­ствии с его представлениями о характере поведения участника конфликта, а также ситуации, которую предлагается разыграть по ролям. Остальные участники тренинга выступают в качестве зрителей-экспертов, которым предстоит обсудить, чья линия поведения была более верной.

По некоторым данным (Л. Будников, А. Овчаренко) около 70% участников СПТ указали в самоотчетах, что изменили свое

422 VII. Основы предупреждения конфликтов

поведение в конфликтах, стараются не прибегать к конфронта-ционным способам решения проблем.

Использование СПТ для коррекции конфликтного поведе­ния руководителей обеспечило снижение вероятности исполь­зования стратегий избегания и соперничества, увеличение ве­роятности выбора компромисса и сотрудничества [100]. С по­мощью СПТ возможно формирующее влияние на выбор опти­мальных способов поведения в конфликте — снижение стра­тегий открытого соперничества и ориентация на компромисс и избегание [45], а также выбор сотрудничества [77].

Таблица 32.1. Динамика изменений выбора стратегии поведения в конфликте при применении СПТ [77]

Группа Этап Стратегии (в баллах)
соперни­чество сотруд­ничество компро­мисс приспо­собле­ние избега­ние
Контрольная 1 6,21 5,86 6,35 5,35 5,71 2 6,0 6,43 6,57 5,57 5,43 Эксперимен- 1 6,36 6,43 6,0 5,86 5,36 тальная 2 3,0 7,0 7,36 6,0 6,64

Индивидуальное психоконсультирование.Используется в це­лях коррекции общения (С. Абрамова, О. Алешина, Р. Мэй, Н. Обозов, К. Роджерс, В. Столин). Психологическое консуль­тирование рассматривается как способ оказания психологиче­ской помощи, направленной на изменение мировосприятия и поведения личности. Психолог в ходе консультирования созда­ет условия для изменения консультируемого. Ключом к этому изменению являются терапевтические отношения между кон­сультантом и обратившимся к нему человеком. С помощью психологического консультирования зачастую обеспечиваются позитивные изменения в конфликтном поведении людей, об­ратившихся за помощью.

Аутогенная тренировка (AT).Предполагает освоение челове­ком приемов мышечной релаксации, самовнушения, развития концентрации внимания и силы представлений, умений кон­тролировать свое поведение. С помощью AT возможно управ­ление своим психическим состоянием, снижение ситуативной тревожности и агрессивности. Исследования подтверждают

32. Технология предупреждения конфликтов 423

психокоррекционные возможности AT в формировании конст­руктивного поведения в конфликтах (рис. 32.1).

1 — соперничество

2 — сотрудничество

3 — компромисс

4 — избегание

5 — приспособление

Наши рекомендации