Перед критикой вспомнить свои собственные ошибки
------------------------------------------------------------------------------------------------J
Для сохранения отношений сторон важно то, как другой воспринимает критику. Если критикуемый позитивно настроен на восприятие критики, то она выполняет конструктивную роль. Для этого необходимо знать следующее:
• Критика в свой адрес — резерв совершенствования.
• Объективная критика — это форма помощи критикуемому в поисках и устранении недостатков в работе.
• Нет критики, из которой нельзя извлечь пользу.
• Всякий зажим критики вреден, так как затрудняет преодоление недостатков.
• Не связывать сущность критики с личностью человека, который ее излагает.
• Не очень важна форма критики, важно ее содержание.
• Критика в мой адрес делает меня сильнее, так как помогает устранить недостатки на моем пути к успеху.
• Все, что я сделал, можно сделать лучше.
• Ценная способность — уметь видеть в критике рациональное зерно, даже если оно с первого взгляда не видно.
• Любая критика требует размышлений: как минимум — о том, чем она вызвана, как максимум — о том, как исправить положение.
• Меня критикуют — значит верят в мои способности исправить дело.
420 t-T/- Основы предупреждения конфликтов
• Если критика в мой адрес отсутствует — это показатель безразличия ко мне как к работнику.
• Критика возможных негативных последствий моих решений — предпосылка своевременного предотвращения моих ошибок.
• Умный человек может выявить критическое отношение к своим действиям даже тогда, когда прямая критика отсутствует.
4^ 32.4. Методы психокоррекции конфликтного поведения
Люди в конфликтной ситуации обычно ведут себя далеко не оптимально. Практика психокоррекционной и психотерапевтической работы показывает, что возможно изменение поведения человека в конфликте.
В психологии проведено много исследований по изучению возможностей индивидуальной и групповой психокоррекции конфликтного поведения. Ряд специалистов (А. Егидес, Р. Макушенко, Р. Нудсон, Д. Прюитт, Эриксон и др.), на основе результатов индивидуальной психокоррекции общения в конфликтных семьях предлагают рекомендации по снижению конфликтности в повседневной жизни.
Среди методов психокоррекции конфликтного поведения выделяют следующие: социально-психологический тренинг; индивидуально-психологическое консультирование; аутогенную тренировку; посредническую деятельность психолога (социального работника); самоанализ конфликтного поведения.
Социально-психологический тренинг (СПТ).Исследования, проведенные в последнее время отечественными социальными психологами (Е. Барановым, А. Гончаровым, В. Девятко, Ю. Емельяновым, А. Лесовиком, И. Ламановым, Л. Петровской, В. Федотовым), показывают, что СПТ может быть использован для коррекции поведения личности в конфликте. Применение СПТ предполагает учет ряда принципов:
•» «доверительного общения», заключающегося в создании обстановки доверия, чувства общности во время СПТ;
• «здесь и теперь», который состоит в анализе ситуаций общения, возникающих в процессе совместной работы участников;
• «персонификации высказываний», требующего от участников открытого высказывания своего мнения, снятия защит-
И
32. Технология предупреждения конфликтов 421
ных реакций, готовности принять ответственность за свою позицию;
• «активности», реализующегося в вовлеченности всех участников в работу, дискуссию, упражнения, игры и т.д.;
• «акцентирования языка чувств», предлагающего свободное выражение своих чувств, возникающих в общении, и открытую передачу их тому, кто эти чувства вызвал;
• «конфиденциальности», который требует сохранения участниками в тайне информации, полученной от других участников. Базовые методы СПТ составляют групповая дискуссия и
игровые методы.
Групповая дискуссия как метод СПТ представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью прийти к общему мнению по ней. В ходе дискуссии происходит сопоставление мнению по обсуждаемой проблеме. Ее ценность состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству руководителя дискуссии каждый участник тренинга получает возможность увидеть, сколь велики индивидуальные различия людей в восприятии и объяснении одних и тех же конфликтных ситуаций.
Среди игровых методов СПТ наибольшее распространение получили метод деловой игры и метод ролевой игры. В деловой игре больше внимание уделяется отработке взаимодействия участников игры в ситуациях конфликта. И гораздо меньше внимания — анализу межличностных отношений, причин и мотивов поступков участников конфликтной ситуации. По мнению психологов, основной акцент здесь делается на инструментальный аспект обучения (Ю. Емельянов).
В ролевой игре предмет изучения составляют закономерности межличностного общения, понимаемого в единстве трех его сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Ролевая игра — это групповая дискуссия, но «в лицах», где каждому из участвующих предлагается исполнить роль в соответствии с его представлениями о характере поведения участника конфликта, а также ситуации, которую предлагается разыграть по ролям. Остальные участники тренинга выступают в качестве зрителей-экспертов, которым предстоит обсудить, чья линия поведения была более верной.
По некоторым данным (Л. Будников, А. Овчаренко) около 70% участников СПТ указали в самоотчетах, что изменили свое
422 VII. Основы предупреждения конфликтов
поведение в конфликтах, стараются не прибегать к конфронта-ционным способам решения проблем.
Использование СПТ для коррекции конфликтного поведения руководителей обеспечило снижение вероятности использования стратегий избегания и соперничества, увеличение вероятности выбора компромисса и сотрудничества [100]. С помощью СПТ возможно формирующее влияние на выбор оптимальных способов поведения в конфликте — снижение стратегий открытого соперничества и ориентация на компромисс и избегание [45], а также выбор сотрудничества [77].
Таблица 32.1. Динамика изменений выбора стратегии поведения в конфликте при применении СПТ [77]
Группа | Этап | Стратегии (в баллах) | ||
соперничество | сотрудничество | компромисс | приспособление | избегание |
Контрольная 1 6,21 5,86 6,35 5,35 5,71 2 6,0 6,43 6,57 5,57 5,43 Эксперимен- 1 6,36 6,43 6,0 5,86 5,36 тальная 2 3,0 7,0 7,36 6,0 6,64 |
Индивидуальное психоконсультирование.Используется в целях коррекции общения (С. Абрамова, О. Алешина, Р. Мэй, Н. Обозов, К. Роджерс, В. Столин). Психологическое консультирование рассматривается как способ оказания психологической помощи, направленной на изменение мировосприятия и поведения личности. Психолог в ходе консультирования создает условия для изменения консультируемого. Ключом к этому изменению являются терапевтические отношения между консультантом и обратившимся к нему человеком. С помощью психологического консультирования зачастую обеспечиваются позитивные изменения в конфликтном поведении людей, обратившихся за помощью.
Аутогенная тренировка (AT).Предполагает освоение человеком приемов мышечной релаксации, самовнушения, развития концентрации внимания и силы представлений, умений контролировать свое поведение. С помощью AT возможно управление своим психическим состоянием, снижение ситуативной тревожности и агрессивности. Исследования подтверждают
32. Технология предупреждения конфликтов 423
психокоррекционные возможности AT в формировании конструктивного поведения в конфликтах (рис. 32.1).
1 — соперничество
2 — сотрудничество
3 — компромисс
4 — избегание
5 — приспособление