Расслабление в позе морской звезды
Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.
Форма игры: групповая.
Возраст: 4-8 лет.
Ход игры: Это упражнение следует делать как завершающее после предыдущего комплекса (1-4) или каких-либо других упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления.
Желательно упражнение выполнять под музыку. Попросите детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они всегда себя хорошо и безопасно чувствуют. Затем пусть они представят, что находятся в этом месте и делают в этом месте то, от чего они испытывают радость и удовольствие (в другом варианте — то, что им хочется).
Продолжительность упражнения 1-2 минуты.
В конце упражнения попросите детей открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вдохнуть и встать.
МАЛЬЧИК (ДЕВОЧКА) – НАОБОРОТ61
Цель: в игре развивается произвольный контроль за своими действиями, снимается двигательная расторможенность, негативизм.
Форма игры: групповая.
Возраст: 5-10 лет.
Ход игры: Участники встают в круг. Ведущий показывает действия, все повторяют за ним. Мальчик, наоборот, должен делать не так, как все.
______________________
61 Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», «Учебная литература». 1996.
БАБА-ЯГА
Цель: коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздействия детей друг на друга.
Форма игры: групповая.
Возраст: 5-10 лет.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках в кругу, лицом друг к другу. Психолог просит показать, какое бывает выражение лица, поза, жесты у взрослых (мамы, папы, бабушки, воспитателя), когда они злятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают 2-3 сценки.) Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята говорят и показывают.) Что вы. делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, деретесь, боитесь? (Разыгрываются 2-3 сценки.)
Развитие моторики
Очень рано дети начинают предпочитать подвижные игры — они с удовольствием прыгают, скачут и обычно бывают полностью поглощены своими действиями. Подвижные игры — это вариант сюжетно-ролевой игры с упрощенными ролями, акцент в которых делается в основном на соблюдение и выполнение правил. Такие игры способствуют развитию моторики, памяти, пространственного мышления; слухового внимания, восприятия; речи, активного словаря; навыков счета; наблюдательности.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств и коммуникативных способностей ребенка. Например, для того чтобы убежать от «ловушки», надо проявить ловкость, а прячась от него, суметь договориться с другими участниками игры. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с-интересом, и притом много раз, одни и те же движения, не замечая усталости, что приводит к развитию выносливости.
Таким образом, физическая и психическая компоненты в подвижных играх тесно взаимосвязаны. Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших — все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.
Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. Целесообразно организовывать эти игры двум педагогам. Например, практическому психологу и физоргу. Один из них (в зависимости от поставленной задачи) выполняет роль наблюдателя и ассистента. Наблюдения за детьми дадут достаточную информацию о необходимости и характере индивидуальной работы с ними.
2.9.1. Игры на общее моторное развитие62
ЦАПЛЯ
Цель: тренировка вестибулярного аппарата.
Возраст: 4-10 лет.
Форма проведения: групповая.
Ход игры: Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты.
Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре «Лягушки и цапли».
СКАЧКИ
Цель: массаж внутренних органов и укрепление костно-мышечной системы конечностей.
Возраст: 4-10 лет.
Форма проведения: групповая.
Ход игры: Детям предлагается встать прямо, ноги поставить на ширине плеч. Затем наклониться вперед и упереться руками в пол. Руки и ноги при этом должны быть прямыми. Ведущий объявляет начало скачек. Кто самый резвый скакун? Для разминки детям предлагают идти сначала шагом на месте в течение 15-20 секунд. Ведущий благодарит детей и отмечает, что ходьба шагом у лошадок получается хорошо. Затем объясняет детям, что скакать они будут также на месте. Он определяет задачу: бежать как можно более резво, подпрыгивать выше и ритмичнее. По сигналу гонга дети изображают скачки в течение 1 минуты. По окончании скачек ведущий и ассистент называют грациозных «скакунов», быстрых, резвых и т. п., не забывая отметить каждого ребенка. В заключение благодарит всех детей за участие в игре.
ПАРАШЮТИСТЫ
Цель: укрепление связок и сухожилий в области стоп и лодыжек, профилактика возможных падений (например, в гололед).
Возраст: 4-10 лет.
Форма проведения: групповая.
Ход игры: Ведущий объявляет детям, что сейчас они потренируются в прыжках с парашютом. Предлагает согнуть руки в локтях и держать их у пояса, сжимая воображаемые стропы парашюта. Прыжок заключается в том, чтобы, не переставая «сжимать стропы», подпрыгивать вверх как можно выше, а опускаться как можно мягче. При прыжке нужно оттягивать носки ног вниз. При приземлении ноги должны работать как пружины.
Приземление завершается мягким и глубоким приседанием. Без остановки движения из положения сидя на корточках совершается следующий прыжок. Дети по
________________________
62 Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. —М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002.
сигналу гонга в течение 45 секунд выполняют прыжки. Ведущий благодарит «парашютистов», отмечает каждого ребенка, а затем предлагает отдохнуть и помассировать мышцы ног.
Это упражнение укрепляет связки и сухожилия в области стоп и лодыжек. Оно является профилактикой возможных падений (например, в гололед).
УШИ
Цель: в этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.
Возраст: 4-10 лет.
Форма проведения: групповая.
Ход игры: Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 20 секунд. По окончании ведущий благодарит детей и спрашивает, хорошо ли у них разогрелись ушки.
СКОМОРОХИ
Цель: тонизирование всего организма, развитие икроножных мышц, гибкости поясницы.
Возраст: 4-10 лет.
Форма проведения: групповая.
Ход игры: Детям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя сзади по ягодицам. При этом ноги как можно сильнее отбрасывать назад, чтобы удар пяткой по ягодицам был ощутим и слышен. Ассистент прислушивается, чьи шлепки будут громче. Задание выполняется по сигналу в течение 30 секунд.
Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу.
ТАЧКА
Цель: укрепление мышц рук.
Возраст: 6-10 лет.
Форма проведения: групповая.
Ход игры: Дети разбиваются по парам. Один встает на четвереньки и «превращается» в тачку. Для этого партнер берет его сзади за ноги и «везет». Хозяин тачки должен ею умело управлять и по сигналу ведущего поворачивать вправо, влево, везти ее то быстрее, то медленнее. От тачки требуется полное послушание своему «хозяину». Ведущий оценивает, насколько эффективно взаимодействие в парах. Упражнение проводится в течение 30 секунд, затем партнеры меняются местами.
ПЛЕННИКИ
Цель: развитие глазомера, координации движений.
Возраст: 4-10 лет.
Форма проведения: групповая.
Ход игры: Дети делятся на две равные группы и встают шеренгами друг против друга. По сигналу гонга крайний игрок берет мяч и бросает его игроку напротив. Этот игрок бросает мяч следующему игроку напротив и т. д. Если играющий не поймает мяч, то он переходит «в плен» на противоположную сторону. Когда мяч дойдет до конца шеренги, его кидают обратно в таком же порядке. Побеждает та команда, в чью шеренгу перешло больше игроков. Игра проводится в течение 2 минут.
ГУСИ
Цель: укрепление икроножных мышц, тренировка сердечно-сосудистой системы.
Возраст: 4-10 лет.
Форма проведения: групповая.
Ход игры: Дети выстраиваются в одну шеренгу, приседают на корточки и по команде ведущего бегут гусиным шагом вразвалочку. Выигрывают самые резвые. Можно бежать, если не позволяет пространство, на месте. Игра укрепляет икроножные мышцы, тренируют сердечно-сосудистую систему.
РАКИ
Цель: общее психомоторное развитие.
Возраст: 4-10 лет.
Форма проведения: групповая.
Ход игры: Дети встают на колени вдоль стартовой черты, повернувшись спиной к финишной черте. По сигналу движутся задом наперед, стараясь как можно скорее добраться до финиша, сохраняя прямолинейность движения.
ВЕЛИКАНЫ
Цель: развитие координационных механизмов нервной системы.
Возраст: 4-10 лет.
Форма проведения: групповая.
Ход игры: Детям предлагается дойти до финиша гигантскими шагами, при этом ни в коем случае не переходить на бег. Побеждает самый быстрый;