Модуль II. Психические процессы и состояния

Количество часов: Лекций – 20 часов;

Семинары – 20 часов;

Всего – 40 часа.

Комментарий:

1. Отражение отдельных свойств предметов объективного мира, возникающее при непосредственном воздействии на рецепторы это –

А. Восприятие

Б. Ощущение

В. Чувство

Г. Внимание

2. Ощущениями обладают

А. Все живые существа

Б. Животные, обладающие нервной системой

В Животные, имеющие головной мозг и кору головного мозга

3. Выбери верное утверждение

А. Физиологической основой ощущения является целостный рефлекс

Б. Ощущение - это физиологический процесс, представленный целостным рефлексом

4. К какому отделу анализатора относится рецептор

А. Периферический отдел

Б. Проводящие пути

В. Центральный отдел

5. К какому отделу анализатора относятся корковые зоны

А. Периферический отдел

Б. Проводящие пути

В. Центральный отдел

6. Найди неверно представленный вид ощущений в классификации по анализаторам

А. Зрительные

Б. Слуховой

В. Вестибулярные

Г. Весциральные

Д. Электро - магнитные

Е. Обонятельные.

Ж. Двигательные

З. Кожные

И. Вкусовые.

7. Реагируют на изменения химического состава среды

А. Механорецепторы

Б. Хеморецепторы

В. Осморецепторы

Г. Фоторецепторы

Д. Терморецепторы

8. Воспринимают электромагнитное излучение в видимой части спектра

А. Механорецепторы

Б. Хеморецепторы

В. Осморецепторы

Г. Фоторецепторы

Д. Терморецепторы

9. Ощущения не принято классифицировать по

А. Анализаторам

Б. Месту расположения рецептора

В. Качеству воспринимаемой информации

Г. Силе раздражителя

10. Сообщают информацию о состоянии мышечной системы

А. Проприоцептивные ощущения

Б. Интероцептивные ощущения

В. Экстероцептивные ощущения

11. Сообщают информацию о раздражениях внутренней среды организма

А. Проприоцептивные ощущения

Б. Интероцептивные ощущения

В. Экстероцептивные ощущения

12. Значение стимула, соответствующее примерно 50 % случаем возникновения и отсутствия ощущений, называется

А. Абсолютным порогом ощущений

Б. Диапазоном чувствительности

В. Относительным порогом

Г. Латентным периодом

13. Наименьшая величена различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные называется

А. Абсолютным нижним порогом

Б. Абсолютным верхним порогом

В. Диапазоном чувствительности

Г. Относительным порогом

Д. Латентным периодом

14. Выбери правильное выражение

А. Абсолютная чувствительность обратно пропорциональна абсолютному порогу ощущений

Б. Абсолютная чувствительность прямо пропорциональна абсолютному порогу ощущений

15. Зависимость дифференциального порога от первоначальной величины стимула выражает

А. Закон Бугера- Вебера

Б. Закон Вебера- Фехнера

В. Закон Стивенса

16. Субсенсорное ощущение это

А. Восприятие раздражителя, находящегося за нижним порогом чувствительности

Б. Величена на которую должен быть изменен исходный, уже породивший ощущения стимул, чтобы человек заметил, что он изменился

В. Сильные, за пороговые ощущения, переходящие в болевые.

17. Приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки называют

А. Адаптацией

Б. Аккомодацией

В. Конвергенцией

18. Явление повышения чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием деятельности двух анализаторов

А. Сенсибилизация

Б. Синестезия

В. Адаптация

Г. Субсенсорное ощущение

19. Способность раздражителя, адресованного природой для одного органа чувств, одновременно вызывать необычные ощущения в другом органе чувств

А. Сенсибилизация

Б. Синестезия

В. Адаптация

Г. Субсенсорное ощущение

20. Целостное отражение предметов, событий и ситуаций, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств это -

А. Восприятие

Б. Ощущение

В. Чувство

Г. Внимание

Д. Рефлекс.

21. Какое свойство не определяет продуктивность восприятия

А. Объем

Б. Быстрота

В. Целостность

Г. Точность

Д. Полнота

Е. Надежность.

22. Способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине независимо от меняющихся физических условий восприятия отражает такое свойство восприятия как

А. Предметность

Б. Целостность

В. Константность

Г. Категориальность

Д. Осмысленность

23. Обобщающий характер восприятия, предполагающий обозначение каждого предмета понятием и отнесение его к определенному классу, проявляется в таком свойстве восприятия как

А. Предметность

Б. Целостность

В. Константность

Г. Категориальность

Д. Осмысленность.

24. Свойство восприятия, отвечающее за способность воспринимать мир в виде предметов, обладающих свойствами, вызывающими ощущения

А. Предметность

Б. Целостность

В. Константность

Г. Категориальность

Д. Осмысленность.

25. Время необходимое для адекватного восприятия предмета или явления

А. Объем восприятия

Б. Скорость восприятия

В. Точность восприятия

Г. Полнота восприятия

Д. Надежность восприятия

26. Классификация по полноте, точности и ясности восприятия предполагает выделение следующих видов восприятия

А. Перцептивное и апперцептивное

Б. Адекватное и патологическое

В. Иллюзии и психосенсорные расстройства

27. Закон, согласно которому люди и животные реагируют не на отдельные раздражители, а на их соотношение, называют

А. Законом транспозиции

Б. Законом фигуры и фона

В. Законом прегнантности

28. Тенденция каждого психологического феномена принимать в восприятии более простую, определенную, отчетливую и завершенную форму

А. Законом транспозиции

Б. Законом фигуры и фона

В. Законом прегнантности

29. В каком направлении психологии восприятие определялось как сложное образование, в котором свойства целого не могут быть выведены из свойств отдельных частей, а то, что происходит с частью сложного целого, определяется внутренними законами структуры всего целого

А. Гештальтпсихологии

Б. Когнитивной психологии

Г. Экологическом направление

30. В восприятии пространства не участвует

А. Зрительный анализатор

Б. Висцеральный анализатор

В. Тактильный анализатор

Г. Кинестетический анализатор

31. Какое утверждение верно

А. Восприятие величены и движения - есть результат работы мышечной системы

Б. Восприятие величены и движения не является результатом работы мышечной системы

32. Иллюзия движения неподвижной светящейся точки в темноте относится к

А. Автокинетическому эффекту

Б. Аккомодации

В. Конвергенции.

33. Изменение кривизны хрусталика при настройке на четкое восприятие близких и дальних объектов называется

А. Аввтокинетическим эффектом

Б. Аккомодацией

В. Конвергенцией

34. Явление тотального искажения восприятия

А. Иллюзия

Б. Синестезия

В. Адаптация

35. Направленность и сосредоточенность сознания в отношении определенных объектов или определенной деятельности при отвлечении от всего остального

А. Ощущение

Б. Восприятие

В. Внимание

Г. Память.

36. Какая характеристика не является свойством внимания

А. Устойчивость

Б. Сосредоточенность

В. Переключаемость

Г. Скорость

Д. Распределение

Е. Объем.

37. Какое свойство внимания проявляется в степени концентрации на одних объектах и отвлеченности от других

А. Устойчивость

Б. Сосредоточенность

В. Переключаемость

Г. Распределение

38. Свойство внимания противоположное рассеянности

А. Устойчивость

Б. Сосредоточенность

В. Переключаемость

Г. Распределение

39. Способность распределять внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять насколько видов действий или деятельности

А. Устойчивость

Б. Сосредоточенность

В. Переключаемость

Г. Распределение

Д. Объем.

40. Внимание, которое направляется и поддерживается сознательно поставленной целью и требует определенных волевых усилий, называется

А. Непроизвольным

Б. Произвольным

В. Постпроизвольным

41. Кому принадлежит мысль о том, что функция внимания, связанная с регуляцией и контролем, представляет собой свернутое автоматизированное умственное действие контроля

А. Гальперину

Б. Выготскому

В. Узнадзе

42. Моторную теорию внимания предложил

А. Рибо

Б. Узнадзе

В. Гальперин

Г. Добрынин

43. Процессы организации и сохранение прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование называют

А. Ощущениями

Б. Восприятием

В. Вниманием

Г. Памятью

Д. Речью.

44. Какой вид памяти есть у человека и у животного

А. Произвольная память

Б. Логическая память

В. Опосредованная память

Г. Механическая память

45. Представители какого направления в психологии считали, что в основе памяти лежат законы ассоциаций

А. Ассоциативной психологии

Б. Гештальтпсихологии

В. Психоанализа

46. В каком направлении психологии, при объяснении такого явления как память, учитывается активность субъекта и особенности избирательности человеческой памяти

А. Бихевиоризме

Б. Гештальризме

В Деятельностном подходе

47. В каком направлении психологии уделили большое внимание выяснению зависимости процессов памяти от эмоций, мотивов, потребностей

А. Бихевиоризме

Б. Гештальризме

В. Психоанализе

48. Содержанием словесно-логической памяти являются

А. Мысли

Б. Образы

В. Чувства

49. Какой вид памяти не относится к классификации по времени сохранения информации

А. Мгновенная

Б. Кратковременная

В. Оперативная

Г. Двигательная

Д. Долговременная.

50. Какой вид памяти представлен в классификации по характеру психической активности, преобладающей в деятельности

А. Эмоциональная

Б. Кратковременная

В. Слуховая.

51. Какой вид памяти можно выделить на основе классификации по доминирующему анализатору

А. Зрительная

Б. Словесно-логическая

В. Образная.

52. Хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока (от нескольких секунд до нескольких дней) - это

А. Кратковременная память

Б. Оперативная память

В. Долговременная память

53. Память, возникающая только на основе повторения, без образования смысловых и ассоциативных связей

А. Смысловая

Б. Механическая

В. Постпроизвольная

54. Автоматическое запоминание и воспроизведение, без усилий, когда отсутствует специальная цель что-то запомнить или вспомнить называют

А. Произвольным

Б. Непроизвольным

В. Смысловым

Г. Механическим.

55. Отметь неверно представленный процесс памяти

А. Запоминание

Б. Сохранение

В. Воспроизведение

Г. Контролирование

Д. Забывание.

56. Процесс памяти, в результате которого в сознании появляются образы и представления о ранее воспринятом, называют

А. Запоминание

Б. Сохранение

В. Воспроизведение

Г. Забывание

57. Явление, связанное с отрицательным влиянием последующей деятельности на связи, выработанные в предыдущей деятельности, называют

А. Проактивным торможением

Б. Ретроактивным торможением

В. Запредельным торможением

58. Какое утверждение не верно

А. Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации

Б. У человека в отличие от животных есть более мощные виды памяти: логическая, произвольная, опосредованная.

В. Память это процессы сохранения только индивидуального опыта, и она не включает в себя механизмы передачи наследственной информации.

59. Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующейся обобщенным и опосредованным отражением действительности, называется

А. Внимание

Б. Память

В. Мышление

Г. Восприятие

Д. Воображение

60. Выбери неверное утверждение

А. Мышление выполняет регулирующую функцию по отношению к поведению

Б. Мышление порождает такой результат, которого ни в действительности, ни у субъекта на данный момент времени не было

В. Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей, его итогом является мысль, идея, понятие.

Г. Мышление – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта

61.Какой вид мышления не относят к видам классификации мышления по характеру решаемых задач

А. Теоретическое

Б. Реалистическое

В. Практическое

62. К процессам мышления относится

А. Абстрактное мышление

Б. Сравнение

В. Понятия.

63. Какое утверждение ложно

А. Мышление является высшим познавательным процессом

Б. Мышление всегда связано с проблемной ситуацией

В. Мышление это результат синтеза ощущений

Г. Мышление носит характер обобщенного и опосредованного отражения действительности.

64. Мышление, связанное с практическими действиями над предметами

А. Наглядно-действенное

Б. Образное

В. Абстрактное.

65. Мышление, связанное с представлением ситуаций и их изменением

А. Наглядно-действенное

Б. Образное

В. Абстрактное

66. По степени новизны и оригинальности выделяют следующие виды мышления

А. Дискурсивное и интуитивное

Б. Репродуктивное и продуктивное

В. Реалистическое и аутическое

Г. Произвольное и непроизвольное

67. По степени ухода от действительности выделяют следующие виды мышления

А. Дискурсивное и интуитивное

Б. Репродуктивное и продуктивное

В. Реалистическое и аутическое

Г. Произвольное и непроизвольное

68. По степени развернутости выделяют следующие виды мышления

А. Дискурсивное и интуитивное

Б. Репродуктивное и продуктивное

В. Реалистическое и аутическое

Г. Произвольное и непроизвольное

69. Какое утверждение верно

А. Мышление не всегда имеет место при решении задач

Б. Мышление всегда имеет место при решении

70. Операция мышления, предполагающая расчленение предмета или явления на отдельные его части, признаки, свойства, называется

А. Анализом

Б. Синтезом

В. Сравнением

Г. Обобщением.

Д. Систематизацией

71. Операция мышления, предполагающая сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними, называется

А. Анализом

Б. Синтезом

В. Сравнением

Г. Обобщением.

Д. Систематизацией

72. Мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение только существенных особенностей группы предметов или явлений называется

А. Анализ

Б. Синтез

В. Абстракция

Г. Обобщение

Д. Систематизация

73. Мысленный переход от общего понятия к частному, т. е. процесс обратный абстракции

А. Анализ

Б. Синтез

В. Конкретизация

Г. Обобщение

Д. Систематизация

74. Разделение и последующее объединение групп и классов объектов

А. Анализ

Б. Синтез

В. Классификация

Г. Обобщение

Д. Систематизация

75. Мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности, называют

А. Понятием

Б. Представлением

В. Суждением

Г. Умозаключением

76. Серию, связанных логически высказываний, из которых выводится новое знание, называют

А. Понятием

Б. Представлением

В. Суждением

Г. Умозаключением.

77. Умозаключение от частных случаев, примеров, суждений к общему положению называют

А. Индукцией

Б. Дедукцией

В. Силлогизмом.

78. Какой вид мышления позволяет успешно отследить ход мысли преподавателя, вслед за преподавателем (книгой) сформировать представление о новых связях между явлениями и новые понятия

А. Творческий

Б. Репродуктивный

В. Интуитивный

79. Автор «операциональной» теории развития мышления

А. Ж. Пиаже

Б. П. Я. Гальперин

В. Л. С. Выготский и Л. С. Сахаров

80. Концепцию планомерного формирования умственных действий предложил

А. Ж. Пиаже

Б. П. Я. Гальперин

В. Л. С. Выготский и Л. С. Сахаров

81. Исследовали проблему формирования понятий

А. Ж. Пиаже

Б. П. Я. Гальперин

В. Л. С. Выготский и Л. С. Сахаров

82.У детей до трех лет доминирует

А. Наглядно-действенное мышление

Б. Образное мышление

В. Абстрактное

83. Наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления

А. Наглядно-действенное мышление

Б. Образное мышление

В. Абстрактное

84. Какое утверждение не является верным

А. Речь это процесс использования языка человеком

Б. Речь является не только средством общения, но и средством мышлени, носителем сознания, памяти, регулятором поведения других людей и собственного.

В. Речь является общей для народа

Д. Речь всегда субъективна и неповторима.

85. Интеллект – это

А. Совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных задач

Б. Один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта

В. Мысленное отвлечение от несущественного и выделение только существенных особенностей группы предметов или явлений.

86. Содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди, называют

А. Смыслом

Б. Значением

В. Языком.

87. Система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл

А. Речь

Б. Язык

88. Совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и значение, что и система письменных знаков, характеризуется конкретным значением и субъективностью

А. Речь

Б. Язык

89. Какой вид речи не относится к видам внутренней речи

А. Внутреннее проговаривание

Б. Собственно внутренняя речь

В. Письменная речь

Г. Внутреннее программирование.

90. Вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух,

А. Собственно внутренняя речь

Б. Письменная речь

В. Устная речь

Г. Жестовая речь.

91. Речь, обращенная к самому себе, занимающая как бы промежуточное положение между внешней и внутренней речью, выполняющая функции контролирования и регуляции деятельности, называется

А. Жестовая

Б. Эгоцентрическая

В. Дактильная

Г. Автономная детская речь

92. Какое утверждение является неверным:

Воображение – это психический процесс, выражающийся

А. В построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта

Б. В создании программы поведения, когда проблемная ситуация не определена

В. В продуцировании образов, которые не программируют, а замещают деятельность.

Г. В создании образов всегда соответствующих реальности

93. Воображение, при котором человек по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы, называют

А. Активным

Б. Пассивным

94. Воображение, при котором ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, называется

А. Продуктивным

Б. Репродуктивным.

95. Синтез представлений в воображении, предполагающий соединение не соединяемых в реальности качеств, называют

А. Агглютинацией

Б. Гиперболизацией

В. Заострением

Г. Схематизацией

Д. Типизацией.

96. Представления, в которых на первый план выступают черты сходства, а различия сглаживаются, называют

А. Агглютинация

Б. Гиперболизация

В. Заострение

Г. Схематизация

Д. Типизация

97. Теория, в которой утверждается, что органические изменения являются первопричиной эмоциональных («Мы печальны потому, что мы плачем»), принадлежит

А. Вундту

Б. Дарвину

В. Джеймсу – Ланге

Г. Анохину.

98. Субъективное переживание человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям называют

А. Восприятием

Б. Эмоциональными явлениями

В. Мышлением
Г. Воображением.

99. Теория, утверждающая, что положительные эмоциональные переживания возникают тогда, когда подтверждаются ожидания, а отрицательные тогда, когда между ожиданием и результатами имеются расхождения, называется

А. Информационной концепцией Симонова

Б. Теорией когнитивного диссонанса

В. Эволюционной теорией эмоций

Г. Психоорганической теорией

100. Устойчивое эмоциональное состояние, умеренной или слабой интенсивности, как общий фон психической жизни индивида, называют

А. Аффектом

Б. Настроением

В. Стрессом

Г. Чувства.

101. Наиболее мощная эмоциональная реакция, которая полностью захватывает психику человека, называется

А. Аффектом

Б. Настроением

В. Стрессом

Г. Чувства.

102. Какое утверждение не соответствует истине

А. Чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции – это реакция на конкретную ситуацию

Б. Одно и то же чувство человек переживает по разному

В. Высшие чувства могут вступать в конфликт с более низкими

Г. Эмоции и чувства характеризуются полной зависимостью от воли человека.

103. Волевые действия, характеризующиеся тем, что человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, что и каким путем он будет добиваться, называют

А. Простыми

Б. Сложными

В. Непроизвольными

Г. Произвольными.

104. Настойчивость, энергичность, выдержка относятся к

А. Первичным волевым качествам

Б. Вторичным волевым качествам

В. Третичным волевым качествам.

105. Волевые действия, предполагающие осознание цели, представление об операциях и их последовательности в достижении цели, называют

А. Простыми

Б. Сложными

В. Непроизвольными

Г. Произвольными.

Наши рекомендации