Ролевая игра «Дилемма узника»
С незначительными вариациями суть «дилеммы заключенного» сводится к следующему. Два человека задержаны по подозрению в совершении некоего преступления, однако имеющихся улик недостаточно, чтобы осудить их. Дальнейшее зависит от их поведения: если они не признаются, то будут осуждены на относительно небольшой срок за другие правонарушения. Если они оба сознаются, они будут осуждены, но при этом будет учтено их чистосердечное признание и сроки их наказания будут уменьшены. Если же один из них признается, а другой нет, то тот из них, кто своим признанием помог следствию в раскрытии преступления и задержании опасного преступника, получит совсем незначительный срок, зато другой — максимальный (рис. 4-1). Например, если они оба не признаются, их ждет по два года тюрьмы; в случае признания обоих — по семь лет; если признается один, он получит только четыре месяца, тогда как другой — десять лет.
Рис 2. –Дилемма узника
Построение «дилеммы заключенного» ставит участников эксперимента перед выбором между кооперацией и соперничеством. Считается, что кооперативным выбором будет выбор «непризнания». Он демонстрирует доверие к партнеру, хотя и содержит понятный риск. Напротив, «признание» — это стратегия соперничества, направленная на получение преимущества. Если один из подозреваемых не признается, то другому повезет, и он, как говорится, легко отделается. С другой стороны, если признаются оба партнера, тогда, конечно, срок их наказания будет изрядным, зато одинаковым. Таким образом, выбирая стратегию «признания», участник эксперимента или обыграет другого, или, по меньшей мере, не проиграет ему.
2. Подготовьте все необходимое (инструкции для участников, раздаточный материал, вопросы для получения отчетов и обратной связи) и продумайте процедуру проведения данной игры в вашей группе. По результатам игры составьте отчет, включающий психологический анализ выбранных стратегий, критериев принятия решения каждой из сторон и рекомендации по повышению эффективности игры.
2. Исследование конфликтного поведения опросными методами.
а) Сравнение «Я – реальный» и «Я – идеальный»
б) Исследование уровня конфликтности в группе с помощью теста Ю.Н. Емельянова.
Тема 5. Психодиагностика и ее основные принципы
1. Эмпирический процесс исследования.
2. Основные понятия, используемые в экспериментальной психологии.
3. Специфика исследований конфликтов на производстве.
1. Перед практическими психологами стоит множество проблем. Понимание сути методов и исследовательского процесса помогает грамотно решать поставленные задачи и получать обоснованные результаты. Также важным моментом является готовность к восприятию нового, способность отказываться от хорошо известных методов работы.
Адекватное понимание людей может искажаться стандартными стратегиями оценки причин их поступков. Ранее мы говорили о феномене казуальной атрибуции. Так, было установлено: большинство людей предполагает, что если условия не изменяются, то не изменится и поведение человека. Суждения и действия человека не являются только реакцией на внешние раздражители, а опосредованы его установками, мотивами и потребностями. Руководство любой организации сталкивается с этими психологическими факторами, не всегда отчетливо понимая их влияние. В практическом исследовании может быть измерено, изучено и обнаружено множество особенностей, но важно выделить те, которые могут быть использованы с пользой для организации. В психологической науке накоплено достаточно много информации о том, как получить значимые и надежные результаты. Приведенная ниже схема отражает последовательность выбора метода на основе той позиции, которой придерживается исследователь.
Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования
Выводы и рекомендации
Обработка материалов
Методика исследования
Методы исследования
Методологические принципы
Методология
Рис. 2 – Взаимосвязь методологии, методов и методик
Исследования
Методология – это высший уровень метода, собственная позиция и логика исследования, в более широком смысле – наука о методах. Методологические принципы формулируются в соответствии с позицией, занимаемой исследователем. Современная психологическая наука опирается на указанные выше принципы (По С.Л. Рубинштейну).
Основные трудности, связанные с проблемами методологии психологической науки, в том числе и конфликтологии:
1) психологические факты часто возникают в результате желания их иметь;
2) почти каждое утверждение в психологии является относительным и допускает множество трактовок;
3) факты и суждения в психологической науке изменяются при смене контекста, который часто неосознан.
В качестве важнейших методологических принципов, (о них вы говорили в курсе «Психология и педагогика»), обеспечивающих получение значимых результатов, современной наукой признаются следующие:
1) принцип детерминизма, признается причинная обусловленность всех явлений действительности;
2) принцип системности, требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы, природной, социальной и психической;
3) принцип развития, то есть признания непрерывного изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их перехода от одних форм и уровней к другим.
Указанные исследовательские принципы носят всеобщий характер, поэтому каждая наука вырабатывает собственную методологию, определяемую спецификой ее содержания. Выделение различных отраслей произошло в результате усложнения социальной жизни и деятельности человека. А также по мере развития методов психологии и накопления знаний в различных отраслях, например, таких как психология индивидуальных различий и нейропсихология. Каждая наука имеет свой предмет и использует соответствующий метод, который позволяет установить закономерности изучаемого явления. Метод – способ приобретения, получения фактов с проявлением психики, отвечающие методологическим принципам.
Методы должны отвечать следующим требованиям:
валидность - качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен;
объективность – объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из объективной природы психического;
надежность – качество метода, которое позволяет получать одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.
Методика исследования – конкретное воплощение метода.
Обработка материалов, направленная на подтверждение значимости и достоверности полученных результатов, проводится с использованием статистических и математических методов.
Выводы и рекомендации для любой практической и научно-исследовательской работы обязательно должны содержать обобщения и прогнозы относительно применения полученных данных.
Таковы этапы эмпирического исследования. В реальном исследовании испытатель может много раз возвращаться к одному из этапов, достаточно долгое время заниматься планированием эксперимента. Это связано с неоднозначностью психической реальности, в том числе, социальным взаимодействием, которое зависит от многочисленных условий разного порядка и характера. Формулирование проблемы руководством достаточно часто не включает психологические понятия и термины, проблема обозначается обыденным языком. Выделение главных понятий и измеряемых особенностей требует профессионализма. Тщательное обдумывание и подготовка исследования отражается в плане эксперимента или программе его проведения.
Итак, проведение психологического исследования является сложным организуемым процессом, направленным на решение практических задач и связанным с четким контролем условий и процедуры обследования.
2. Для изучения выбранной реальности исследователь проводит практическое исследование, во время которого осуществляет экспериментальное воздействие. Оно предназначено для изменения независимой переменной,под которой понимаются средства (препятствия, цели и т.д.), которые предъявляются испытуемому и являются непосредственной причиной изменения зависимой переменной - состояний объекта. Так, экспериментатор, предъявляя испытуемому сигналы различной околопороговой громкости, изменяет его психическое состояние - испытуемый либо слышит, либо не слышит сигнал, что приводит к различным моторным или вербальным ответам ("да" - "нет", "слышу" - "не слышу").
"Прочие" переменные экспериментальной ситуации, которые должен контролировать экспериментатор, называются внешними. Среди внешних переменных выделяют:
1) побочные переменные - внешние переменные, порождаемые систематическим смешением, ведущим к появлению неожиданных данных (фактор времени, фактор задачи, индивидуальные особенности испытуемых);
2) дополнительную переменную - внешнюю переменную, которая существенна для изучаемой связи между причиной и следствием.
При проверке частной гипотезы уровень дополнительной переменной должен соответствовать ее уровню в изучаемой реальности. Например, при изучении связи уровня развития непосредственного и опосредованного запоминания дети должны быть одного возраста. Возраст в этом случае - дополнительная переменная. Если же проверяется общая гипотеза, то эксперимент проводится при разных уровнях дополнительной переменной, т.е. с участием групп детей разного возраста, как в известных экспериментах А.Н. Леонтьева по изучению развития опосредованного запоминания.
Суть эксперимента состоит в том, что экспериментатор, варьируя независимую переменную, регистрирует изменение зависимой переменной и контролирует внешние (побочные) переменные. Исследователи различают разные виды независимой переменной: качественную и количественную.
В качестве независимых переменных в психологическом эксперименте могут выступать:
1) характеристики заданий;
2) особенности ситуации (внешние условия);
3) управляемые особенности (состояния) испытуемого. Последние часто называют "переменными организма". Иногда выделяют четвертый вид переменных - константные характеристики испытуемого (интеллект, пол, возраст и т.д.), но они относятся к дополнительным переменным, поскольку на них нельзя воздействовать, а можно лишь учесть их уровень при формировании экспериментальных и контрольных групп.
Характеристики задания - то, чем может манипулировать экспериментатор более или менее свободно. По традиции, идущей от бихевиоризма, считается, что экспериментатор варьирует только характеристики стимулов (stimulus variables), на самом деле в его распоряжении гораздо больше возможностей. Экспериментатор может варьировать стимулы или материал задания, изменять тип ответа испытуемого (вербальный или невербальный ответ), менять шкалу оценивания и т.д. Он может варьировать инструкцию, меняя цели, которые должен достичь испытуемый в ходе выполнения задания. Экспериментатор может варьировать средства для решения задачи, которые имеет испытуемый, и ставить перед ним препятствия. Он может изменять систему поощрений и наказаний в ходе выполнения заданий ит.д.
К особенностям экспериментальной ситуации следует отнести те переменные, которые непосредственно не входят в структуру экспериментального задания, выполняемого испытуемым. Это может быть температура в помещении, обстановка, наличие внешнего наблюдателя и т.д.
В эксперименте экспериментатор может варьировать:
1) физические параметры ситуации - все физические параметры ситуации, не являющиеся стимулами. К ним относятся: расположение аппаратуры, внешний вид помещения, освещенность, звуки и шумы, температура, размещение мебели, окраска стен, время проведения эксперимента (время суток, длительность и т.д.);
2) социально-психологические параметры ситуации: изоляция; работа в присутствии экспериментатора; работа в одиночку; работа с группой и т. д.;
3) особенности общения и взаимодействия испытуемого (испытуемых) и экспериментатора.
За последние годы резко возросло количество экспериментальных исследований, в которых применяется варьирование внешних условий.
К "организменным переменным" или неуправляемым характеристикам испытуемых относятся физические, биологические, психологические, социально-психологические и социальные признаки. Традиционно их относят к "переменным", хотя большинство из них являются неизменными или относительно неизменными на протяжении жизни. Влияние дифференциально-психологических, демографических и прочих константных параметров на поведение индивида изучают в корреляционных исследованиях. Однако авторы большинства учебников по теории психологического метода, например М. Мэтлин, относят эти параметры к числу независимых переменных эксперимента.
Как правило, в современном экспериментальном исследовании индивидуально-психологические особенности индивидов (интеллект, пол, возраст, социальное положение (статус) и т.д.), учитываются в качестве дополнительных переменных, которые контролируются экспериментатором в общепсихологическом эксперименте. Эти переменные могут превращаться во "вторую основную переменную" в дифференциально-психологическом исследовании, группу разделяют по половому, возрастному иному признакам. В практическом исследовании экспериментатор обычно, варьируя независимую переменную, регистрирует изменение зависимой переменной и контролирует внешние (побочные) переменные. В психологии имеют дело с поведением испытуемого и в качествезависимой переменной выбираются параметры вербального и невербального поведения. К ним относятся: число ошибок; время, которое затратил испытуемый при решении задачи; изменения мимики его лица при просмотре эротического фильма; время двигательной реакции на звуковой сигнал и т.д. Выбор поведенческого параметра определяется исходной экспериментальной гипотезой. Исследователь должен максимально конкретизировать выбранный параметр поведения, т.е. добиться того, чтобы зависимая переменная была операционализирована - поддавалась регистрации в ходе эксперимента.
Параметры поведения можно условно разделить на формально-динамические и содержательные. Формально-динамические или пространственно-временные параметры зависимой переменной достаточно легко поддаются регистрации с помощью аппаратуры. Приведем примеры этих параметров.
1. Точность - наиболее часто регистрируемый параметр поведения. Поскольку большинство заданий, предъявляемых испытуемому в психологических экспериментах, являются задачами на достижения, то точность или противоположный параметр - ошибочность действий -будет главным регистрируемым параметром поведения.
2. Латентность - скрытность протекания психических процессов для внешнего наблюдателя. Время от момента предъявления сигнала до начала выбора ответа называется латентным временем. В некоторых случаях латентное время является важнейшей характеристикой процесса, например при решении мыслительных задач.
3. Длительность, или скорость выполнения, - характеристика исполнительного действия. Время между выбором действия и окончанием его выполнения называют скоростью действия (в отличие от латентного времени).
4. Темп, или частота действий, - важнейшая характеристика, особенно при исследовании простейших форм поведения.
5. Продуктивность - отношение числа ошибок или качества
выполнения действия ко времени выполнения. Служит важнейшей характеристикой при исследовании научения, познавательных процессов, процессов принятия решения и т.д.
Содержательные параметры поведения предполагают категоризацию формы поведения либо в терминах обыденного языка, либо в терминах той теории, предположения которой проверяются в данном эксперименте. Например, тревожность, агрессивность, выразительность речи и т.д.
3. Традиционными для психологии являются возможности либо экспериментального воссоздания изучаемых явлений, либо наблюдения и описания их естественного существования. В исследовании конфликтов можно различать методы его экспериментального изучения и методы описания естественно возникающих конфликтов. Экспериментальное исследование может осуществляться как в лабораторных, так и естественных условиях человеческого взаимодействия. Исследования на производстве или в организации связаны с естественными условиями жизнедеятельности сотрудников.
Можно выделить следующие особенности исследований на производстве:
1) организационные проблемы затрудняют исследование, отсутствие работников, текучесть кадров, неудовлетворенность работой вносят изменения в результаты;
2) характер использования результатов определяется их содержанием. Если результаты положительные, то администрация старается внедрить их во все подразделения, не учитывая их специфику. Если результаты оказываются отрицательными, то администрация пытается использовать ценные побочные результаты, чего не происходит в академических исследованиях;
3) исследование на производстве всегда связано с практическими мотивами, то есть повышением рентабельности и эффективности работы, они и являются критериями работы психолога.
4) изучение переменных, которые руководство способно изменить, определяется его запросом. В то же время такое исследование может повлечь за собой невнимание к тем факторам, которые руководство считает незначимыми.
Нужно помнить о том, что реальные условия на производстве всегда связаны с искажением результатов. Для понимания этого явления подробнее остановимся на понятиях «идеальный» и «реальный эксперимент». Идеальный эксперимент предполагает изменение экспериментатором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется, другие условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагает эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), возможность проводить эксперимент бесконечно.
Кэмпбелл называет главные причины нарушения внешней валидности:
1) Эффект тестирования - уменьшение или увеличение восприимчивости испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования. Например, предварительный контроль знаний учеников может повысить их интерес к новому учебному материалу. Поскольку генеральная совокупность предварительному тестированию не подвергается, то результаты для нее могут быть нерепрезентативными.
На взаимодействие процедуры тестирования и содержания экспериментального воздействия первым обратил внимание в 1949 г. Р.Л.Соломон при проведении исследования школьников: предварительное тестирование снижало эффективность обучения. Исследование социальных установок показало, что предварительное тестирование оказывало влияние на установки личности и ее подверженность убеждению, а в экспериментах Ховленда, наоборот, оно ослабляло убеждающее воздействие фильмов.
2) Условия проведения исследования. Они вызывают реакцию испытуемого на эксперимент. Следовательно, его данные нельзя переносить на лиц, не принимавших участия в эксперименте; этими лицами является вся генеральная совокупность, кроме экспериментальной выборки.
Эффект тем больше, чем необычнее процедура тестирования и чем более сходно по содержанию экспериментальное воздействие с тестом. Для того, чтобы избежать эффекта предварительного тестирования, Кэмпбелл рекомендует применять экспериментальные планы с предварительно нетестируемыми группами.
3) Взаимодействие факторов отбора и содержания экспериментального воздействия. Их следствия — артефакты (в экспериментах с добровольцами или испытуемыми, участвующими по принуждению).
Итак, "взаимодействие состава группы и воздействия" связано с неслучайным участием испытуемых в эксперименте. Реакция может быть двух типов: готовность добровольцев "подвергнуться воздействию" и отказ, негативная реакция тех, кто принудительно привлечен к участию в эксперименте. В исследованиях по научению могут согласиться участвовать только интеллектуально одаренные. Выбывание испытуемых в ходе эксперимента может вызываться экспериментальным воздействием. К примеру, лица, потерпевшие неудачу при выполнении заданий на мотивацию достижения, могут отказаться от участия в последующих сериях.
4) Интерференция экспериментальных воздействий. Испытуемые обладают памятью и обучаемостью. Если эксперимент состоит из нескольких серий, то первые воздействия не проходят для них бесследно и сказываются на появлении эффектов от последующих воздействий.
Кэмпбелл ввел еще одно важное понятие, характеризующее валидность эксперимента, а именно - конструктную валидность. Конструктная валидность выражает адекватность метода интерпретации экспериментальных данных теории, т.е. характеризует правильность обозначения (интерпретации) причины и экспериментального эффекта с помощью абстрактных терминов из обыденного языка или теории.
Таким образом, внутренняя валидность определяется достоверностью интерпретации экспериментального эффекта как связи изучаемой причины и следствия, а конструктная валидность — правильностью употребления терминов той или иной теории при интерпретации данных эксперимента.
Важно помнить и то, что проблема внутренней валидности разрешима в принципе, так как можно подобрать соответствующие процедуры планирования эксперимента и математической обработки результатов, чтобы обеспечить заданный уровень их достоверности.
Итак, исследования в организации могут быть полезны не только самой организации, но и расширяют понимание социальных связей, дополняют теоретические знания о современных отношениях людей и общественной деятельности.
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию.
1. Основные понятия, используемые в статистической обработке психологических данных - шкалирование, мода, среднее арифметическое, медиана, стандартное отклонение, дисперсия и др.
2. Понятие о достоверности данных, значимость различий.
3. Описательная статистика, нормальное распределение. Корреляция, значимость различий, значимость изменений (сдвига).
Вопросы для самопроверки.
1. Зачем психологические данные подвергаются математической обработке?
2. Как определяются задачи эмпирического исследования?
3. Перечислите основные этапы психологического исследования.
4. Дайте определения основных статистических понятий: среднее арифметическое, дисперсия, медиана, мода, стандартное отклонение.
5. Что такое валидность? Какие виды валидностей вы знаете?
6. Какие условия должен соблюдать исследователь при организации реального эксперимента? В чем опасность искажения результатов эксперимента?
7. Объясните механизм взаимодействия в психологическом эксперименте зависимой и независимой переменных. Приведите примеры.
Проблемные вопросы.
1. Эксперимент «полного соответствия».
2. Трудности проведения реальных исследований на производстве и в организации.
Литература.
1. Андреева Г. М. Социальная психология. 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 363 с. –
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - CПб.: Питер, 2003. - 528 с.
3. Общая психодиагностика: учеб. для вузов / А. А. Бодалев, В. В. Столин, В. С. Аванесов . - CПб. : Речь, 2003. - 440 с.
4. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - CПб. : Речь, 2007. - 350 с.