Взаимоотношений родителей

С ПОДРОСТКАМИ И ЮНОШАМИ:

1. Если оба родителя и подросток готовы прийти на консуль­
тацию, если родители говорят о трудностях отношений, пони­
мания взрослеющего ребенка, при этом в прошлом были теп­
лые отношения, можно сразу начинать совместную семейную
психотерапию (техника семейной скульптуры, техника эмпати-
ческого слушания, техника прояснения коммуникаций, психо­
драматические игры).

2. Если в ходе беседы выясняется, что подросток и родители
готовы работать с психологом, но локус проблем лежит в труд­
ностях общения с друзьями, учителями, то сначала нужна ин­
дивидуальная беседа и диагностика подростка, а затем его ра­
бота в группе или глубинно-ориентированная индивидуальная
терапия. Родители привлекаются в параллельную группу либо
консультируются без ребенка.

3. Если на первичном приеме родитель жалуется на то, что
не понимает ребенка, ребенок ему в чем-то не нравится, про­
сит пригласить ребенка под каким-либо предлогом, это означа­
ет, что утрачено доверие. Необходимы раздельные встречи с
родителем и подростком, переориентация последнего, а затем
семейная психотерапия.

4. Если родители жалуются на потерю контакта, отчуждение,
боятся этого, просят пригласить ребенка, необходима индиви­
дуальная работа с родителями, а затем семейная терапия.

5. При полной потере контакта и доверия, нежелании под­
ростка идти к психологу, негативном отношении к взрослым
нужна работа с родителями.

6. Если члены семьи пришли к психологу вместе, между ни­
ми существует близость, нужно выяснить у подростка, как луч­
ше работать с семьей.

Семейная терапия не проводится при отсутствии эмоцио­нальных контактов между членами семьи, эмоциональном отвержении ребенка в искомых семьях, а также в случаях, когда имеют место нарушения личностного развития роди­телей.

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПРИ АКЦЕНТУАЦИЯХ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ1

Семейная психотерапия при акцентуациях характера являет­ся ведущим методом коррекционной работы с подростками. Это связано с тем, что семья является основным источником пси­хогенных расстройств у подростков в силу их большой зависи­мости. Блокирование потребности подростка в эмоциональной поддержке родителей часто приводит к тревоге, нервно-психи­ческому напряжению. Отсутствие контроля за его социальным поведением чревато не только нарушениями поведения, но и негативно сказывается на развитии подростка. Блокирование потребности в общении с наиболее близкими людьми служит источником психической травматизации. Если родители не со­действуют подростку в овладении социальными нормами, он оказывается в ситуации дезинтеграции и дезориентации. Все эти факторы приводят к характерологическим нарушениям, ко­торые, в свою очередь, являются предрасполагающими факто­рами для развития психогенных расстройств (неврозов, психо­зов, аффективных реакций, патологических нарушений пове­дения), психических заболеваний (шизофрении, психозов ма­ниакально-депрессивных и шизоаффективных). Это тем более опасно, что в подростковом возрасте идет интенсивное форми­рование характера и все его свойства обостряются, тем более если налицо акцентуация.

Акцентуации характера у подростков связаны с определен­ными типами семейного воспитания и взаимоотношениями под­ростков в семье. В первой главе мы описали эти типы и предло­жили методы их диагностики. Совершенно очевидно, что тот или иной тип воспитания, в свою очередь, связан с характеро­логическими особенностями самих родителей. Можно выделить наиболее неблагоприятные сочетания типов семейного воспи­тания и акцентуаций характера у подростков: гипопротекция и неустойчивый, конформный, гипертимный тип акцентуации; до­минирующая гиперпротекция и психастенический, сенситив­ный, астено-невротический, гипертимный; потворствующая ги­перпротекция и лабильная, истероидная, гипертимная, шизо­идная акцентуация; эмоциональное отвержение — при сенси­тивной, лабильной и астено-невротической.

'Использованы рекомендации Санкт-Петербургского психоневрологическо­го НИИ им. В.М.Бехтерева.

Л Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицкий считают, что нарушения \семейных представлений приводят к усилению отклонений у подростков («близорукость»), ухудшению их нервно-психиче-вкого здоровья («патологизирующие роли родителей»), разви-шот гиперпротекцию («расширение родительских чувств» или «предпочтение детских качеств»), эмоциональное отвержение (^проекция нежелательных качеств»).

1 Нарушение механизмов интеграции в семье, выраженное в неразвитости родительских чувств, предпочтении мужских или жчнских качеств в ребенке, приводит соответственно к гипо-прртекции или эмоциональному отвержению.

Нарушение системы взаимного влияния членов семьи — вос­питательная неуверенность родителей или страх утраты ребен­ка V— чревато гиперпротекцией в воспитании.

Нарушения взаимоотношений в семье, ошибки в восприятии членами семьи друг друга влияют на развитие у подростков си­туативных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний на фоне акцентуаций характера, патохарактерологи-ческих формирований, определяют динамику психопатий. В свою очередь, аномалии поведения подростков приводят к ломке жиз­ненных стереотипов у родителей, их невротизации, эмоцио­нальной неустойчивости.

Чтобы разорвать этот порочный круг, нужна работа со всей семьей — как с родителями, так и с подростками.

Для семейной психотерапии подбирается группа подростков 5—7 человек и 10—14 родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В группе не должно быть больше 1—2 эпилептоидных, истероидных и психопатичных подростков.

Этапы семейной терапии при акцентуациях характера у под­ростков следующие:

I этап — диагностический (включает личный анамнез и анам­
нез семьи глазами подростка, личный анамнез и анамнез семьи
глазами родителей, психологическую диагностику);

II этап — ликвидации семейного конфликта (заключается в
установлении эмоционального контакта, эмоциональном отре-
агировании, ликвидации напряженных отношений в семье, в
односторонних встречах);

III этап — реконструктивный (включает групповое обсужде­
ние семейных проблем, поиск приемлемых форм общения в
группах подростков и родителей или семейной группе);




IV этап— поддерживающий (включает консультирование пси­
холога с целью поддержания новых форм взаимодействия, до­
стичь которых удалось в ходе семейной психотерапии). /
Показанием к семейной терапии являются все виды наруше/
ний поведения (за исключением сексуальных перверзий) и аноь
малий характера, этиология которых связана с различными ти­
пами семейной дезорганизации и неправильного воспитания]
Для установления контакта с подростками психологу следует
придерживаться позиции партнерства, серьезного отношена
доброжелательности, отсутствия директивное™, опоры на ]
ферентных лиц и осведомленности об интересах и склонностях
подростков. У родителей необходимо снимать излишние опасе
ния, тревоги и напряженность.

При выявленных акцентуациях желательно учесть, что пертимы — неустойчивые; конформисты, зпилептоиды и (ла­бильные лучше реагируют на тон «старшего товарища и врача»; тон «строгого родителя и педагога» подходит конформным и неустойчивым подросткам. Лабильные хорошо реагируют на со­чувствие, позицию «опекающего друга». Сенситивные и шизо­идные подростки трудны в контакте и принимают только пози­цию «стороннего наблюдателя, готового прийти на помощь». Истероидньш нужен и потворствующий родитель, поощряю­щий действительно положительные действия. С эпилептоидом надо говорить прямо и открыто и препятствовать его стремле­нию доминировать над всеми в группе. Циклоидные в позитив­ной фазе нуждаются в строгом отношении, а в негативной — «опекающем друге». Нужна определенная тактика и в отноше­нии родителей. С типом «потворствующая гиперпротекция» мож­но конструктивно обсуждать проблемы после их выслушива­ния. При типе «доминирующая гиперпротекция» надо действо­вать через лидера семьи. При «жестоком обращении» нужен намек психолога на знание им истины, которая скрывается ро­дителями. В других случаях терапия неэффективна.

В этом типе семейной терапии рекомендуется использовать различные методики.

- пантомима (неосуществленные мечты, опасения, надеж­ны, неприятности).

Вербальные методы:

- анонимное обсуждение историй подростков;

— построение модели своего будущего с принятием или от-
ржением прежних форм поведения;

- обсуждение тем («Знакомство», «Свободное время», «По-
ги из дома», «Увлечения», «Что меня устраивает в семье, а

нет»);

- метод конструктивного спора;

— метод вербальный дискуссии.

Последний метод можно использовать лишь после эмоцио-ьного отреагирования сторон.

^Коррекционная работа, проводимая психологом с семьей в различных формах, семейное консультирование, коррекцион-ные родительские группы и семейная психотерапия сфокуси­рованы на ребенке. Миссия, которую выполняет психолог, срод­ни роли педагогического эколога и гуманиста. Не случайно все описанные нами формы помощи семье и ее членам основаны на личностно-ориентированном гуманистическом подходе. Что­бы работать в этом ключе, психологу надо многое знать, уметь, принять умом и сердцем и глубоко прочувствовать.

Как вы убедились, дорогие коллеги, работа школьного психо-

|

лога с родителями не только полезна и необходима для семьи ребенка, но еще и очень интересна, разнообразна и увлекательна.


«мои

Невербальные методы:

- психодиагностический рисунок («наша группа», друзья», «моя семья» и др.);

— психогимнастика (двигательная экспрессия, «ладошки», «передача предмета», «совместные действия»);




ГЛАВА IV

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Наши рекомендации