Проявление гендера в кинесике
Благодаря исследованиям А. и Б. Пизов (2010) было выявлено, что жесты во время общения используются мужчинами и женщинами в разных вариациях и с разной частотой.
Например, мужчины чаще используют прикосновения к другим, чем женщины, последние предпочитают прикосновения к себе.
Жест доверия — «Купол» — пальцы соединяются наподобие купола храма (рис. 1).
Рис. 3. Жест доверия
Такую позу мужчины принимают, чтобы вызвать абсолютное доверие к себе. Во время этого жеста руки могут находиться на разной высоте. Женщины обычно соединяют пальцы на коленях в положении сидя или чуть выше пояса в положении стоя.
Жест «руки, прикладываемые к груди» (рис. 2) еще со времен Древнего Рима расценивается как открытость и честность. Женщины этот жест используют редко.
Рис. 4. Жест «Руки, прикладываемые к груди»
Защитное поглаживание шеи ладонью (рис. 3). Во многих случаях, когда человек занимает защитную позицию, рука движется назад, как бы оттягиваясь для удара или отдергиваясь как от ожога, но это маскируется тем, что следом за этим человек кладет руку на шею. Женщины обычно при этом поправляют прическу.
Рис. 5. Защитное поглаживание шеи ладонью
Для женщины типичный жест неуверенности — медленное и изящное поднимание руки к шее;если надето ожерелье, то рука притрагивается к нему, как бы проверяя, на месте ли оно.
Для маскулинной манеры поведения характерны сидение с широко расставленными ногами, широкий шаг, разговор громким голосом (P. Gallaher, 1992).
В экспериментах М. Арджайла с группой оксфордских психологов выявилась четкая связь между «дистанцией разговора» и ростом собеседников, причем эта связь для мужчин и женщин оказалась разной. Чем выше мужчина, тем ближе он подходит к собеседнику и, наоборот, чем меньше рост мужчины, тем дальше он предпочитает находиться от своего собеседника. У женщин же наблюдалась прямо противоположная зависимость. Объясняют это авторы эксперимента тем, что в нашем обществе сложилась своеобразная «культурная норма» — мужчина должен быть высокого роста, а женщина, напротив, миниатюрной. Поэтому люди стремятся неосознанно соответствовать этим нормам. Рослому мужчине приятно стоять рядом со своим собеседником, а высокая женщина, наоборот, стремится отойти подальше, чтобы скрыть свой недостаток. Отсюда следует, что не нужно во время разговора близко подходить к высокой женщине или малорослому мужчине — им это будет неприятно. С другой стороны, к миниатюрной женщине или к рослому мужчине можно подходить почти вплотную — им это будет приятно.
Как отмечает В. М. Погольша (цит. по В. Н. Куницыной и др., 2002), мужской и женский стили общения в основном формируются под влиянием исторически сложившихся полоролевых стереотипов, хотя не отрицается и роль психофизиологических особенностей. Действительно, вряд ли потребность девочек выражать свои эмоциональные переживания в общении со сверстницами тоже является лишь следствием подражания матери. Большинство девочек от природы более эмоциональны, а это значит, что у них сильнее выражена и потребность в разрядке эмоционального напряжения. Скорее поведенческие характеристики следует рассматривать как фенотипические, как сплав врожденного и приобретенного.
Скрещенные или сложенные на груди руки, закинутая нога на ногу предполагают, что человек находится в оборонном или негативном состоянии, но то же самое может быть выражено с помощью сведенных вместе лодыжек. У мужчин прижатые лодыжки обычно сочетаются с крепко стиснутыми кулаками, лежащими на коленях, или руки могут впиваться в подлокотники стула (рис.4). Женский вариант слегка отличается: колени сведены вместе, ноги могут быть наклонно отведены в одну сторону, руки лежат или параллельно друг другу на коленях, или одна рука поверх другой (рис.5).
Рис.6. Мужской вариант прижатия локтей.
Рис.7. Женский вариант прижатия локтей.
Женщины, которые в эпоху мини юбок были подростками и носили мини-юбку, сжимали ноги и лодыжки по понятной причине. Благодаря этой привычке, многие женщины до сих пор сидят в этой позе, что может быть неправильно истолковано другими: люди могут относиться к ним настороженно. Поэтому, до того как делать какие-либо выводы, важно учитывать тенденции женской моды, в частности то, как это влияет на положение ног женщины.
Рис.8. Жест прихорашивающегося мужчины.
Мужчина начинает прихорашиваться при виде женщины, которая ему 'нравится, аналогичным образом с тем, как это происходит у животных. Появляются новые жесты — руки его потянутся к шее, чтобы направить галстук. Если он не носит галстук, он может поправить воротничок или смахнуть несуществующую пыль с плеча, поправить запонки, рубашку, пиджак или другой предмет туалета. Он может также пригладить волосы, чтобы выглядеть привлекательнее.
Самым агрессивным сексуальным проявлением мужчины по отношению к женщине будет вызывающий жест — закладывания больших пальцев рук за ремень. Он может также развернуть к ней свое тело и поставить ногу носком в ее сторону.
Ученые в области невербального общения считают, что у женщин спектр жестов, поз, мимики, привлекающих партнера значительно шире, чем у мужчин.
В целом, женщины используют похожие жесты, что и мужчины, включая прикосновения к волосам, поправление одежды, одна или обе руки на бедрах, ноги и тело повернуты в сторону мужчины, продленный интимный взгляд и учащенный контакт глаз. Они могут также применять жест с закладыванием больших пальцев за пояс, который является чисто мужским, но женщины использует его более утонченно; только один большой палец закладывается за пояс, в сумочку или в прорезь кармана.
Появляется новое движение головой, чтобы как бы отбросить волосы с лица или с плеч на спину. Даже женщины с короткой стрижкой могут использовать этот жест.
Женщина может периодически показывать партнеру гладкую нежную кожу своих запястий. Область запястья всегда считалась одной из наиболее эрогенных зон. Когда женщина говорит с мужчиной, она старается держать ладони в его поле зрения.
Большинство мужчин считают, что такое переплетение ног (рис.7) есть наиболее привлекательная поза сидящей женщины из тех, что можно придумать. Этим жестом женщины подсознательно пользуются для того, чтобы привлечь к себе внимание.
Рис.9. Туфелька подает намек.
* * *